200120072011 3 Основной тренд мирового развития - эволюционный Системные сбои и кризисы в отдельных странах и регионах не изменят кардинально эволюционную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Выполнила ученица 11 А класса Попова Мария.
Выполнила: Покатилов Анастасия, 3 ЕМ 2 ТНК И РЕАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Россия и Соединенные Штаты Америки – партнерские отношения и перспективы дальнейшего сотрудничества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 7 РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ Основные тенденции в обществе и их последствия.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
Стратегия экономического развития СССР 1. Преимущественное развития военно-промышленного комплекса(на оборонные нужды работало около 80% всех ученых и.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
«Мягкая сила» и международный имидж группы государств БРИКС Рената Кацер, группа 305.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Транксрипт:

2

4

5

6

7

Основной тренд мирового развития - эволюционный Системные сбои и кризисы в отдельных странах и регионах не изменят кардинально эволюционную логику, но возможно – укрепят ее Усиление новых качественных трендов глобализации во всех сферах: политика, идеология, экономика, безопасность, социальное развитие Полицентризм и иерархичность мироустройства постбиполярного мира 8

гг. (главные мировые перемены) гг. (основные направления перемен) Окончание «холодной войны» Коллапс мировой системы социализма Распад СССР Создание Европейского Союза, территориальное расширение ЕС и НАТО Рыночные преобразования в Китае Реформирование мировых управленческих центров: ООН, ВТО, МВФ и т.д. Расширение сотрудничества ведущих государств в сфере международной безопасности Укрепление действующих и создание новых региональных интеграционных институтов в Европе, Тихоокеанской Азии, Латинской Америке, в значительно меньшей степени – в Африке, Арабском мире и Южной Азии Постепенные демократические реформы в Китае Сочетание расширения ареала демократии с усилением национализма 9

10

11 Важнейшие характеристики отношений между ведущими державами гг гг. Несостоятельность попытки построения «однополярного» мира Глобальное сотрудничество в вопросах безопасности. «Ответственное лидерство» Сохранение приоритета традиционных целей в сфере безопасности: наращивание военной мощи и использование военной силы за рубежом Новые приоритеты в сфере безопасности: безопасность личности, обеспечение прав собственности, включая интеллектуальную собственность, обеспечение информационной безопасности, безопасность среды обитания Начало трансформации мировой системы безопасности времен «холодной войны» в соответствии с новыми реалиями Отход России и США от практики взаимного ядерного сдерживания времен «холодный войны» и сотрудничество в развитии систем ПРО Осознание возможности международного сотрудничества военных и других силовых структур в отведении нетрадиционных угроз безопасности (терроризм, пиратство, пандемии, стихийные бедствия и т.д.) Выход нетрадиционных угроз безопасности на первые роли в международном военно-политическом сотрудничестве Появление новых де-факто ядерных государств (Индия, Пакистан и др.) На евроатлантическом пространстве: выстраивание новой структуры безопасности на основе сотрудничества США-ЕС-Россия Поиск Западом баланса между «сдерживанием» и «вовлечением» Китая На транстихоокеанском пространстве: поиск новых форматов отношений России, Китая с традиционными военно-политическими альянсами Соединенных Штатов с Японией, Республикой Корея и Австралией Превращение Китая в одного из лидеров глобального развития

12 Связанные с темой осознания глобальной ответственности: Неспособность мировых лидеров выработать скоординированное видение будущего мирового развития и международной безопасности. Это приведет к усилению «соперничества» по сравнению с «сотрудничеством» в отношениях между ведущими державами. Неготовность лидеров и политических элит к компромиссам, затрагивающим национальные интересы стран с разным уровнем социально- экономического развития и разным качеством национальных институтов. Неудача в формировании эффективных международных механизмов противодействия глобальному распространению исламского экстремизма, терроризма, наркоторговли и т.д. Эгоистичное поведение влиятельных национальных и транснациональных групп интересов, прежде всего, в сфере финансов, энергетическом и военно- промышленном секторах.

13 Связанные с глобализацией: рост неонационализма в странах, в наибольшей степени выигравших от участия в глобализации; нежелание поступиться плодами собственного успеха ради решения глобальных проблем; расширение сферы влияния транснациональных корпораций до той степени, когда их интересы напрямую противоречат экономической политике суверенных государств; формулирование супербогатыми людьми собственных политических интересов, отличных от национальных. В то время, когда миллиардеры были в основном в США – это касалось лишь одной страны. Теперь, когда страновой список самых богатых расширился, данная проблема становится международной; рост численности нового международного « массового класса миллионеров » до пределов, когда их интересы вступают в открытое противоречие с интересами национального среднего класса в традиционном его понимании; утрата контроля над миграционными потоками – угроза размывания гомогенного общества.

14

15

16 До 2030 г. этот процесс не приведет к выстраиванию четкой структуры институтов наднационального экономического и политического мониторинга и регулирования. Однако наметятся устойчивые тенденции к созданию отдельных элементов системы глобального управления, основанных на официальных и неформальных, традиционных и вновь создаваемых межгосударственных институтах. В е годы продолжится формирование политико-правовых и институциональных основ наднационального регулирования использования пространств глобальной значимости: Мирового Океана, Арктики, Антарктики и Космоса.

17

18

19 В ближайшие 20 лет: США закрепят свою роль мирового научного лидера, максимально широко развивающего фундаментальные исследования. ЕС в целом сохранит позиции по отдельным направлениям фундаментальных исследований. Многие средние и малые высокоразвитые страны, благодаря интенсивному развитию « улучшающих » инноваций, создадут для себя новые возможности в целом ряде « узких ниш ». Китай резко ускорит развитие фундаментальных наук, однако по их общему уровню все еще будет отставать от США и Европы. Япония, по-прежнему, будет вести фундаментальные исследования в ограниченном диапазоне областей знания и делать акцент на опытно- конструкторские разработки и механизмы продвижения инновационных продуктов на рынок.

20

21 Фондовый рынок Китая как самый масштабный среди новых рынков может оказаться и наиболее уязвимым

22 Картина в динамике: основные тенденции развития мировой экономики гг гг. Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП – 3,5% Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП – 4,0-4,5% Инновационный прорыв: интернет, мобильная связь, телекоммуникации и т.п. Новые материалы, биоинженерия, спектр производств и услуг, связанных со здоровьем человека (изменение принципов фармацевтики и медицины). Технологии энергосбережения (экологически приемлемая энергетика). Новые гуманитарно- социальные технологии. Нетрадиционные источники углеводородов. NBIC – нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии Интеграционные процессы: становление и расширение ЕС; распространение интеграционных идей в Тихоокеанской Азии; слабое развитие интеграционных формирований в Южной Азии, Латинской Америке и Африке Сохранение интеграционной динамики в ЕС. Выход Тихоокеанской Азии на новый уровень интеграции в финансовой и инновационной сфере. Формирование зоны свободной торговли в формате «АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея» Начало формирования подлинно глобальной экономики Охват глобализацией вслед за финансовым сектором все новых сегментов экономики Формирование глобальных рынков высококвалифицированного труда, медицинских, образовательных, культурно-развлекательных и других интеллектуальных услуг, произведений искусства и т.п. Быстрое развитие и усложнение финансовых рынков Поиск вариантов создания более безопасных для реальной экономики финансовых рынков Использование традиционных институтов в глобальном финансовом управлении (МВФ, ВТО, «Большая Семерка» и т.п.) Совершенствование институтов глобального управления. Поиск новой легитимности МВФ, в т.ч. через механизм «Группы G-20» Главный вклад в мировой экономический рост внесли США и ЕС Главный вклад в мировой экономический рост – Китай, США, страны «мировой середины», ЕС, Индия Китай – «мировая фабрика» потребительских товаров: развивающаяся страна Китай – ведущий мировой потребительский рынок: среднеразвитая страна

23 Качество роста и критерии конкурентоспособности выйдут на первый план и определят место страны на экономической карте мира. К 2030 г. Китай, как минимум, выйдет на уровень Соединенных Штатов по размеру ВВП в текущих ценах, но по- прежнему будет отставать: по среднедушевому показателю ВВП и, что самое главное, по инновационной и другим качественным составляющим каждого процента ВВП.

24

25 К 2030 г. произойдет крупнейший структурный сдвиг в мировой экономике: резко возрастет инвестиционный, производственный и инновационный потенциал мировых транснациональных корпораций и банков по отношению к мощи государств. Произойдет изменение традиционной структуры сообщества транснациональных корпораций. Позиции ТНК и ТНБ США, Канады, Японии и Евросоюза будут потеснены за счет натиска их конкурентов из Китая, а также ряда стран « мировой середины ».

26 Ключевые социальные изменения гг гг. Рост мирового среднего класса и его выход за пределы сообщества развитых стран Усиление расслоения мирового среднего класса при увеличении его абсолютной численности Бедные – 30% мирового населения, в т.ч. находящиеся на грани выживания – 15% Уменьшение доли бедных, соответственно, до 20% и 10% Постепенное становление нового массового класса миллионеров в основном в США, ЕС и Японии Быстрый рост миллионеров, прежде всего, за счет Китая, Индии и Бразилии Среди супербогатых людей в мире большая часть – граждане США Ускорение роста численности супербогатых за счет миллиардеров из Китая и других быстро растущих стран

27

28 Главный тренд – расширение использования «мягкой» и «умной» силы, инструментами которой в сфере внешней политики будут: финансовые, научно-технологические, культурно-образовательные, идеологические и пропагандистские. Контр-тренд – параллельно возрастет значение иных силовых инструментов: преимущества в финансово-экономических ресурсах, использования факторов глобальной взаимозависимости, применения информационно-коммуникационных технологий влияния на массовое сознание и т.п.

29 США – глобальный силовой, инновационный и финансово- экономический лидер ЕС – институционально организованное общее политико-экономическое пространство с признаками коллективной субъектности КНР – субъект, обладающий потенциалом перспективного лидерства Россия: природные ресурсы, ракетно- ядерная мощь, научно-технологические возможности в некоторых областях Разнородная группа региональных лидеров: ФРГ, Япония, Индия, Бразилия, а в перспективе, возможно, ЮАР, Турция и Южная Корея Различные по ресурсам и потенциалу группы стран, обладающих ограниченными возможностями влияния на глобальные и региональные политико-экономические процессы

30 Ведущие ядерные державы в отношениях друг с другом сделают ставку на конфронтацию и гегемонию. Процесс ядерного разоружения приостановится. Начнется гонка вооружений в космосе. Китай продолжит наращивать собственный ракетно-ядерный потенциал и создавать космическое и кибероружие. Китай как мировой « политический новичок » с растущими финансовыми возможностями будет вести себя агрессивно и мало предсказуемо в формировании новой мировой политической и финансовой архитектуры. Региональные конфликты (Индия – Пакистан, Балканы, Ближний Восток, Центральная Азия и т.д.) выйдут из-под контроля и создадут угрозу применения ядерного оружия. Политическая ситуация в Иране и Северной Корее будет развиваться по сценарию консервации власти в руках агрессивно мыслящих лидеров и подстегнет распространение ракетно-ядерного оружия. Мировому сообществу не удастся предотвратить попадание ОМУ в руки террористов и т.п. Однако, по мнению авторов прогноза, такие негативные сценарии развития мировой политической ситуации в условиях глобализации проблем безопасности маловероятны.

31 США Сохранение глобального лидерства в новом формате ( « первый среди равных » ) на основе большего учета интересов партнеров. Завершение реформ в финансовой, социальной, образовательной, медицинской сферах. Обеспечение глобального стабилизирующего и демонстрационного эффекта этих преобразований. Стабильность мировой финансовой системы в первую очередь зависит от успеха реформирования финансового сектора США. Усиление современной модели лидерства Соединенных Штатов в сфере фундаментальных исследований и инноваций, которая стимулирует глобальный научно-технологический прогресс. Последнее является и следствием, и одновременно условием будущего доминирования самих США. Параллельное формирование трансатлантического (США+ЕС), общеамериканского (Центральная и Латинская Америка) и транстихоокеанского общих рынков.

32 ЕС Укрепление и развитие сообщества, преодоление обостряющихся в годы кризисов центробежных настроений и устремлений. Сохранение эффективной социальной системы и общественной стабильности в условиях старения населения и роста доли иммигрантов. Переход на инновационную модель развития экономики ведущих стран-членов. Продолжение институциональных реформ, способствующих углублению интеграции и укреплению позиций Евросоюза как транснационального центра лидерства и влияния, включая внешнюю и оборонную, фискальную и пенсионную политику.

33 КИТАЙ Осуществление постепенных демократических реформ и изменение восприятия Китая Западом как политически « чужого ». Поддержание социально-политической стабильности в условиях нарастающего социального расслоения. Сохранение финансовой стабильности в условиях интернационализации внутренних финансовых рынков. Демонстрация « ответственного лидерства » в развитии тихоокеанской экономической интеграции и создании транстихоокеанского пространства безопасности.

34 ЯПОНИЯ Страна сохранит свои позиции в качестве глобального экспортера оборудования для базовых отраслей промышленности и строительства. Однако ее региональное экономическое влияние будет относительно ослабевать под давлением Китая и других конкурентов. Вялый внутренний спрос продолжит сдерживать динамизм японской экономики. Поиск пост-модернизационной социально-экономической модели: « зеленый рост », экономика « впечатлений », акцент на спрос со стороны пожилой части населения. Переход к более эффективной экспортной модели станет главной задачей экономической политики. Внешняя политика не преодолеет « дефицита готовности к лидерству ».

35 Южная Азия, Латинская Америка, Африка Индия войдет в число самых больших экономик мира с осложнениями, обусловленными внутренними социальными проблемами развития. Индия, Бразилия и ЮАР (как региональные лидеры) повысят свой политический вес, однако не смогут выйти на « уровень влияния », сопоставимый с развитыми странами или Китаем.

36 ИДЕОЛОГИЯ РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Распространение в России националистических идей, концепций исключительности, конфронтационной самоидентификации Самоидентификация России как евро- тихоокеанской страны, части общемировой цивилизации, основанной на европейских ценностях Ренессанс леворадикальных идей «равенства» и «справедливости» Широкий многоуровневый диалог по вопросам идеологии и ценностей c мировыми лидерами и другими заинтересованными странами Клерикализация общественного сознания. Межконфессиональные столкновения Взаимодействие с США, ЕС, Китаем и Индией в противодействии агрессивному исламизму Основной вывод: необходимость реформ политических, социальных, правовых и образовательных институтов в соответствии с идеологией недестабилизирующего неравенства в условиях глобализации

37 ЭКОНОМИКА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Необратимая консервация сырьевой структуры экономики Осуществление модернизационной стратегии развития Упущенная выгода из-за ограниченного участия в глобальных интеграционных процессах Двухвекторная экономическая стратегия –сотрудничество всех регионов России с ЕС и Тихоокеанской Азией Отставание в интеграции в многосторонние институты глобальной экономики Участие в региональных (ЕС, ТА) и мировых интеграционных объединениях Неудача или неадекватно большая плата за превращение страны в региональный и мировой финансовый центр Постепенное становление российского рубля в качестве региональной валюты торговых и финансовых расчетов Основные выводы: Первый – преодоление сопротивления консервативной части элиты страны курсу на всестороннюю модернизацию, глобализацию и открытость Второй – реализация двухвекторной стратегии интеграции в мировую экономику на всем пространстве России

38 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Необратимое отставание страны в развитии среднего класса. Сползание по показателям численности, качества жизни и распространения бедности на уровень развивающихся государств. Утечка мозгов Негативные последствия для России углубления противоречий между интересами мировых супербогатых и интересами национальных правительств и обществ Ускорение формирования среднего класса и повышение до среднемирового уровня качества жизни за счет: ™ реализации инновационной стратегии развития, ™ расширения сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса, ™ дебюрократизации Неучастие в процессах создания новой глобальной социальной системы. Отставание от мировых тенденций в области развития образования, здравоохранения, социального обеспечения Повышение качества образования, медицины, оказания социальных услуг с учетом мирового опыта и при координации социальной политики с соседями России в Европе и Тихоокеанской Азии Формирование полноценного гражданского общества Основной вывод: предотвратить риски роста социального неравенства с учетом тенденций формирования глобального гражданского общества и повышения качества глобальной социальной сферы

39 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Обострение отношений с США в сфере ракетно-ядерных потенциалов, по вопросам глобальной, европейской, центрально-азиатской и транстихоокеанской безопасности, прав человека, демократии, базовых ценностей Переход к совместным действиям и партнерству с мировыми лидерами в вопросах мировой и региональной безопасности Обострение отношений: с ЕС по региональным проблемам, вопросам энергетической безопасности, расширения НАТО, создания новой системы европейской безопасности с Китаем – по Центральной Азии и приграничной тематике с Японией – по территориальным вопросам Последовательное формирование новой архитектуры безопасности и сотрудничества в Европе. Активное участие в создании новой системы транстихоокеанской безопасности путем двусторонней и многосторонней дипломатии в отношении Китая, Японии и США Конфронтация в вопросах освоения Мирового Океана, Арктики, Антарктики и Космоса (МОААК) Ставка на экологически сбалансированное многостороннее сотрудничество по МОААК Основной вывод: преодолеть или ограничить традиционное восприятие США и Китая в качестве потенциальных противников при формулировании российских внешнеполитических интересов и выработке внешнеполитической стратегии

40 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Сохранение взаимного недоверия и отсутствие всеобъемлющего диалога по проблемам обоюдной озабоченности, негативно влияющим на весь комплекс российско-американских отношений, прежде всего, в сферах глобальной и региональной безопасности, ядерного нераспространения и экономики Волнообразные перемены в отношениях от «плюса» к «минусу» в зависимости от смены администраций в Вашингтоне и Москве Потеря Соединенными Штатами интереса к России как «нужной и важной» стране, с которой полезно взаимодействовать в обеспечении американских интересов Ответная реакция России – изоляция от США и противодействие им, в том числе с целью продемонстрировать свою значимость Отсутствие прогресса в укреплении экономической основы отношений Долгосрочное и поступательное наращивание позитива 2010 г. в российско- американских отношениях Выход на уровень взаимовыгодной научно- технологической кооперации по тем направлениям, где Россия и США добились наиболее весомых результатов Превращение инновационного и энергического сотрудничества в прочную основу политических отношений Всеохватывающий диалог на уровне правительств, бизнеса, экспертов, гражданского общества по проблемам базовых ценностей, скоординированного видения мирового развития, вписывания специфики национальных подходов в совместную работу по мироустройству и т.д. Главный вызов: существование, и в России, и в США, мощных сил и групп интересов, не готовых или не заинтересованных в новом качестве двусторонних отношений. Необходимы не только политическая воля, кропотливая работа, время, но и повышение роли гражданского общества, экспертного и делового сообщества в формулировании внешнеполитической повестки дня в обеих странах.

41 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Отсутствие прогресса в создании взаимоприемлемой новой архитектуры европейской безопасности Превращение России в ключевого (после США) партнера ЕС в области международной безопасности Обострение отношений по проблемам энергетической безопасности, непризнанным республикам, расширению НАТО, незаконной миграции, правам человека Учащение столкновений интересов России и ЕС на постсоветском пространстве, их соперничество и игры на противоречиях в других регионах мира Формирование нового действенного формата отношений ЕС – Китай и НАТО – Китай без учета российских интересов Заключение нового соглашения между Россией и ЕС о стратегическом партнерстве. Постепенная интеграция России и ЕС в четырех общих пространствах: ™ экономическом, ™ внутренней безопасности и правосудия, ™ внешней безопасности, ™ науки и образования, включая культурные аспекты Учет взаимных интересов в сфере энергетической безопасности Выход экономического сотрудничества за пределы энергетической сферы. Расширение присутствия европейских ТНК обрабатывающей промышленности и сферы услуг на российском рынке до уровня, меняющего структуру российской экономики в инновационном направлении Усиление инвестиционной экспансии российских компаний в ЕС до размеров, позволяющих выстраивать трансграничные цепочки добавленной стоимости Отмена визового режима

42 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Неучастие России в процессах становления транстихоокеанского пространства безопасности, сотрудничества и совместного развития Инициативное встраивание России в пространство безопасности и совместного развития в Тихоокеанской Азии. Использование для этого формата АТЭС, новых многосторонних форматов: Россия – Япония – США, Россия – Китай – США, диалог Россия – «Альянс США- Япония» (по примеру диалога Россия – НАТО) Отставание развития отношений России с Китаем и США по тихоокеанской тематике от китайско- американского экономического и стратегического партнерства Включение проблематики транстихоокеанской безопасности в российско-американский диалог по глобальной безопасности Неурегулированность территориального вопроса в отношениях с Японией препятствует прорывам в двусторонних отношениях Создание в энергетике: › рынка углеводородов Тихоокеанской Азии на основе российских ресурсов; › многостороннего нефтегазового резервного фонда СВА-3 (Китай, Япония, Республика Корея) Использование России как логистического моста между ЕС и ТА Формирование в Тихоокеанской России особого таможенного и налогового режима сотрудничества с экономиками СВА-3 Использование Тихоокеанской России как площадки инновационной интеграции с СВА-3, предусматривающей: › свободное перемещение работников инновационной экономики (специалистов, ученых и т.д.) по территории СВА; › создание многосторонних бизнес-инкубаторов

43 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Обострение конкурентной борьбы между мировыми лидерами за освоение ресурсов и рынков регионов Скоординированный подход к освоению природных ресурсов между мировыми лидерами, их крупнейшими корпорациями, с одной стороны, и властями указанных регионов и их крупным бизнесом, с другой. Разделение рисков и прибыли – вместо соперничества за сферы влияния Конкуренция за влияние как препятствие координации действий по решению региональных конфликтов и устранению угроз в области нераспространения ядерного оружия, терроризма, наркотрафика и т.п. Объединение усилий в борьбе с той или иной разновидностью «регионального зла» – в том числе посредством преодоления существующего сегодня регионально-ограниченного видения проблем безопасности Вытеснение России с региональных площадок вследствие обострения конкурентной борьбы Укрепление позиций России не только через двусторонние связи с региональными лидерами, но и через каналы многосторонней дипломатии в форматах: «Россия – региональные институты безопасности и сотрудничества» Вызов: новые кооперативистские подходы сталкиваются с большим сопротивлением при замене устоявшихся методов укрепления региональных позиций только посредством противодействия конкурентам. Двадцатилетнего периода может не хватить для смены привычной философии проведения региональной внешней политики.

44