Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Advertisements

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве.
Здоровьесберегающая технология в образовательном процессе Здоровье-всё, но всё без здоровья ничто.
Тема педсовета: "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы".
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
МОУ Ветлужская СОШ 2. « Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ Из устава Всемирной организации здравоохранения: Здоровье - состояние полного.
Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Учитель МБОУ СОШ 7 НиколаевОлегПавлович. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий как фактор повышения качества образования МОУ СОШ 3 г. Красноармейск, 2011 год.
Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
МОУ СОШ 9 г. Выкса Нижегородской области 2011 г..
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» Кириллова Т.Ю. ГОУ СОШ 556.
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Подготовила: преподаватель МБОУДОД «Урмарская ДШИ» Михайлова Маргарита Павловна.
Тема проекта: «Здоровьесберегающие компоненты математического образования младшего школьника в свете стандарта второго поколения». Подготовлен слушателем.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (по определению.
Транксрипт:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Закон Российской Федерации Об образовании » ст.51 Закон Российской Федерации Об образовании » ст.51 Президентская программа « Дети России » Президентская программа « Дети России » Министерство образования Российской Федерации ПРИКАЗ от Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации ПРИКАЗ от Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения Приказ МО РФ и Министерства здравоохранения РФ 186\272 от «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» Приказ МО РФ и Министерства здравоохранения РФ 186\272 от «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» Санитарные правила и нормы \ СанПиН \ «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» Санитарные правила и нормы \ СанПиН \ «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ Почему для нас эта проблема является важной и почему нам необходимо решить хотя бы часть уже существующих вопросов? Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, в значительной степени, условиями жизни в школе. Ведь именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма. По мнению специалистов-медиков, 75% всех будущих болезней человека приобретается в детские годы.

… на самом деле… 28% школ совсем не заботятся о здоровье своих подопечных; 50% школ заботятся формально (на бумаге); (на бумаге); 22% заботятся целенаправленно.

ЗДОРОВЬЕРАЗРУШЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ снижение иммунитета; снижение иммунитета; повышение риска инфекционных заболеваний; повышение риска инфекционных заболеваний; повышение риска хронических заболеваний; повышение риска хронических заболеваний; низкие адаптационные возможности; низкие адаптационные возможности; здоровый образ жизни ведут менее 10% учащихся; здоровый образ жизни ведут менее 10% учащихся; затухает познавательная мотивация; затухает познавательная мотивация; угасает стремление к самосовершенствованию; угасает стремление к самосовершенствованию; снижается ценность здоровья… снижается ценность здоровья…

ФАКТОРЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ А. Внешкольные: наследственность (генетические аномалии); наследственность (генетические аномалии); экологические условия; экологические условия; уровень медицинского обеспечения (Россия на 120-м месте: снижение профессионализма медиков, отсутствие контроля, приоритет лечебной направленности в ущерб профилактической); уровень медицинского обеспечения (Россия на 120-м месте: снижение профессионализма медиков, отсутствие контроля, приоритет лечебной направленности в ущерб профилактической); воздействием социума (смещение социально-нравственных ориентиров, культурная деградация…). воздействием социума (смещение социально-нравственных ориентиров, культурная деградация…).

Б. Внутришкольные: 1. ПриродоНЕсообразность современного образования: гиподинамия образовательного процесса в целом; психологическое переутомление; плохие гигиенические условия для обучения /помещения/; трудности индивидуальной подстройки к режиму дня /«жаворонки»-«совы»/; к режиму дня /«жаворонки»-«совы»/; перенапряжение зрения; социальные факторы /межнациональные, богатые-бедные…/; «школьные стрессы» /дидактогенное воздействие учителя/.

2. Информационная перегрузка : большинство программ ориентировано на репродуктивный характер деятельности; большинство программ ориентировано на репродуктивный характер деятельности; «запихивание знаний»; «запихивание знаний»; перегрузка /по совокупной аудиторной нагрузке/; перегрузка /по совокупной аудиторной нагрузке/; низкая мотивация самих учащихся к учёбе; низкая мотивация самих учащихся к учёбе; монотонность деятельности; монотонность деятельности; авторитарное воздействие учителя. авторитарное воздействие учителя.

3. Низкая эффективность психолого- педагогических технологий /«технологическая» неподготовленность учителя/. 4. Несоответствие требований школы возможностям учащихся возможностям учащихся /для 1/3 учащихся программа основной /для 1/3 учащихся программа основной школы непосильна!; школы непосильна!; около 70% учащихся имеют нервно- психические расстройства/. около 70% учащихся имеют нервно- психические расстройства/. 5. Организация питания и соблюдение питьевого режима. питьевого режима.

«Мозги в горшочке »

Наша формула успеха: Наша формула успеха: Чтобы возродиться из пепла, требуется постоянно совершенствовать себя и методику

Здоровье и педагог Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер

Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 2% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 2% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 22% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ 22% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; 23% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ 23% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; 42% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА 42% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Факторы, укрепляющие здоровье: 12% занятия физическими 12% занятия физическими упражнениями; упражнениями; 22% полноценное и качественное 22% полноценное и качественное питание; питание; 24% оптимальная организация 24% оптимальная организация рабочего дня; рабочего дня; 26% прогулки на свежем воздухе; 26% прогулки на свежем воздухе; 56% полноценный сон. 56% полноценный сон.

Валеологическая культура личности учителя Культура личности учителя Культура мышленияКультура чувствКультура здоровьяКультура речи Культура внешнего вида Культура поведения Культура общения Культура семейных отношений Культура труда Культура отдыха Культура быта

Условия образовательной деятельности, отрицательно влияющие на здоровье учащихся: информационные перегрузки; информационные перегрузки; несовершенная организация учебной деятельности; несовершенная организация учебной деятельности; недостаточная двигательная активность; недостаточная двигательная активность; не всегда обоснованный переход на не всегда обоснованный переход на 5-дневную неделю; 5-дневную неделю; низкий уровень культуры здоровья школьников и учителей. низкий уровень культуры здоровья школьников и учителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Типы технологий здоровьесберегающиеоздоровительные технология обучения здоровью воспитание культуры здоровья

Здоровьесберегающие –технологии, создающие безопасные условия пребывания, и работы в ОУ, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка Здоровьесберегающие –технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в ОУ, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка диспансеризация учащихся; профилактические прививки; обеспечение двигательной активности; витаминизация; мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ и т.д.

Диаграмма хронических заболеваний учащихся гимназии за уч. год (По данным заведующей ФАП с/п Комсомольский)

Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся физическая подготовка; физиотерапия; ароматерапия; закаливание; гимнастика; массаж.

Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение и образование обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами; включение в БУП новых предметов («Расти здоровым», «Твое здоровье»).

Воспитание культуры здоровья воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.

Задачи педагогической деятельности по осуществлению здоровьесберегающих технологий научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности; научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности; освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности; освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности; освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ; освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ; освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся; освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся; сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся. сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Критерии удачного с точки зрения валеологии урока отсутствие усталости у учащихся и педагога; отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу. желание продолжить работу.

Валеологические подходы к анализу урока 1.Учет степени трудности предмета при составлении расписания ДаНет10 2.Режим проветривания соблюден ДаНет10 3.Температурный режим соблюден ДаНет10 4.Продолжительность урока соответствует возрасту ДаНет10 5. Физкультпаузы ЕстьНет10 6. Стиль общения АвторитарныйЛиберальныйДемократичный Психотравмирующие ситуации на уроке ЕстьНет10 8. Позиция учителя ВзрослыйРодительРебенок Работоспособность учащихся Отсутствие усталости Отмечена усталость Положительный эмоциональный настрой ДаНет10

Оценка результатов: 7-10 баллов – высоковалеологичный урок; 7-10 баллов – высоковалеологичный урок; 4-6 баллов – средний уровень валеологичности урока; 4-6 баллов – средний уровень валеологичности урока; 0-3 балла – низкий уровень валеологичности урока; 0-3 балла – низкий уровень валеологичности урока; при определении уровня работоспособности 1 балл дается, если более 50% учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня; при определении уровня работоспособности 1 балл дается, если более 50% учащихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу учебного дня; эмоциональный настрой оценивается в середине урока (1 балл, если более 60% учащихся свое настроение оценивают как положительное). эмоциональный настрой оценивается в середине урока (1 балл, если более 60% учащихся свое настроение оценивают как положительное).

Оценка степени утомления при умственном труде Объекты наблюде- нияНезначительнаяЗначительнаявысокая Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поворота головы, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула ДвиженияТочные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса

Профилактика переутомления учащихся на уроках повысить умственную работоспособность и сократить период адаптации к содержанию материала в начале урока; повысить умственную работоспособность и сократить период адаптации к содержанию материала в начале урока; выбрать оптимальный ритм и темп урока; выбрать оптимальный ритм и темп урока; эмоциональность, артистизм педагога; эмоциональность, артистизм педагога; исключить шумовое раздражение на уроке; исключить шумовое раздражение на уроке; использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся; использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся; проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки; проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки; использовать основные эколого-медико-психолого- педагогические методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию органов чувств, аудиовизуализацию, аудиолингвализацию; использовать основные эколого-медико-психолого- педагогические методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию органов чувств, аудиовизуализацию, аудиолингвализацию; проводить динамические паузы; проводить динамические паузы; заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка; заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка; не задерживать учащихся на перемену. не задерживать учащихся на перемену.

Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен

Условия реализации Приведение условий в соответствии с СанПиН Расписание Учебная нагрузка Физкультминутка Динамический час Праздники здоровья Викторины Конкурсы Классные тематические часы Родительские собрания

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ 1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Повторить 6-8 раз. 2. Быстро поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Повторить 3-4 раза. 3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

ВЫВОДЫ :Составные части здоровьесберегающей педагогики - грамотная организация образовательного процесса; - оптимизация воздействия учителей на учащихся; - воспитание культуры учащихся; - повышение компетентности учителей в вопросах охраны здоровья.