1 Р.Г. ВАСИЛОВ Общество биотехнологов России им. Ю.А. Овчинникова Чебоксары 2009 О стратегии развития биотехнологии в Российской Федерации на 2010 – 2020.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Advertisements

О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
«О роли отечественной медицинской промышленности в удовлетворении потребности здравоохранения в лекарственных средствах и медицинских изделиях» КАЛИНИН.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
1 Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на годы.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
1 О видении развития региона во взаимоувязке с долгосрочными приоритетами развития страны (по Программе развития территорий на 5 лет) 1.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Транксрипт:

1 Р.Г. ВАСИЛОВ Общество биотехнологов России им. Ю.А. Овчинникова Чебоксары 2009 О стратегии развития биотехнологии в Российской Федерации на 2010 – 2020 гг.

2 Калининградская обл. Кировская обл. Саратовска я область Калужская обл. Белгородская обл. Нижегородская обл. Респ. Татрастан Башкирска я респ. Свердловская обл. Тюменская обл. Томская обл. Новосибирская обл. Красноярск. Биорегионы и биоэкономика в России

3 Основными целями социально-экономического развития РФ до 2020 года являются : - усиление позиций РФ в мире (в том числе путем обеспечения конкурентоспособности производимой продукции и повышения ее веса на мировых рынках, а также повышения эффективности использования ресурсной базы); - обеспечение устойчивого развития и темпов экономического роста; - рост уровня благосостояния, обеспечение безопасности граждан РФ. Цели и приоритеты социально-экономического развития РФ до 2020 года

4 Приоритеты развития: формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям; укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны; завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства; Цели и приоритеты социально-экономического развития РФ до 2020 года

5 Приоритеты развития: формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий; значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и конкурентоспособных производств; модернизация сырьевого и перерабатывающего производства, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности, расширение присутствия на мировых рынках сырьевых товаров. Цели и приоритеты социально-экономического развития РФ до 2020 года

6 В 16 из 35 технологий, признанных критическими в Российской Федерации на данный момент, ключевым элементом является биотехнология. В перечень критических технологий, утвержденых распоряжением Правительства РФ от р., входят: 1.биоинформационные технологии; 2.биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; 3.биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных; 4.геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств; 5.клеточные технологии; 6.технологии биоинженерии; 7.технологии новых и возобновляемых источников энергии; 8.технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений; Место и значение стратегии развития биотехнологической отрасли в общей стратегии государства

7 В 16 из 35 технологий, признанных критическими в Российской Федерации на данный момент, ключевым элементом является биотехнология. В перечень критических технологий, утвержденых распоряжением Правительства РФ от р., входят: 9.технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы; 10.технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов; 11.технологии производства топлив и энергии из органического сырья; 12.технологии создания биосовместимых материалов; 13.технологии создания и обработки полимеров и эластомеров; 14.технологии создания мембран и каталитических систем; 15.технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; 16.технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых. Место и значение стратегии развития биотехнологической отрасли в общей стратегии государства

8 Стратегия направлена на: определение приоритетных направлений развития биотехнологической отрасли промышленности Российской Федерации; формирование основы для государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях в области биотехнологии; координацию организационных и финансовых ресурсов для создания и развития эффективной системы генерации и коммерциализации научных знаний; обеспечение основы для взаимодействия государственных органов, научных и прочих организаций, бизнес-структур при развитии биотехнологии до 2020 года; формулирование благоприятных условий для развития биоиндустрии, формирования биотехнологических кластеров. Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

9 (выдержки из паспорта Стратегии) ЦельРазвитие в Российской Федерации биотехнологической отрасли, как одного из стратегических направлений в рамках перехода экономики Российской Федерации на инновационную модель развития Задачи1. Формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области биотехнологии для ликвидации нарастающего отставания от экономически развитых и развивающихся стран 2. Разработка механизма трансфера технологий и коммерциализации научных достижений в области биотехнологии для увеличения инновационной составляющей отрасли 3. Импортозамещение биотехнологической продукции по приоритетным направлениям, обеспечивающим независимость и безопасность 4. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения научно-исследовательской деятельности и потребностей биотехнологических предприятий 5. Создание благоприятных условий для развития биотехнологии через разработку комплекса стимулирующих мер в области отраслевого, налогового законодательства 6. Формирование территориальных биотехнологических кластеров, объединяющих разработку и производство высокотехнологичной биотехнологической продукции 7. Разработка механизмов государственно-частного партнерства в сфере биотехнологии Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

10 (выдержки из паспорта Стратегии) 8. Создание механизма финансирования национальных биотехнологических проектов 9. Создание биофармацевтических производств жизненно важных медицинских технологий и препаратов 10. внедрение новых методов агробиотехнологии и ветеринарной биотехнологии в сельскохозяйственном секторе за счет использования новых препаратов и биоудобрений 11. Создание производств переработки отходов сельского хозяйства и промышленности, получение новых продуктов и снижение уровня загрязнения окружающей среды 12. Увеличение объема и повышение эффективности использования альтернативных видов топлива и энергии за счет реализации проектов биоэнергетики 13. Создание биозаводов глубокой переработки биомассы и производства новых пищевых продуктов 14. Создание предприятий для развития морской биотехнологии и аквакультур 15. Оганизация координационных центров, обеспечивающих информационную, методологическую и прочую поддержку научных, образовательных учреждений и бизнес-структур в сфере биотехнологии Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

11 (выдержки из паспорта Стратегии) Сроки и этапы реализации гг., в том числе: I этап – гг., II этап – гг. Объем и источники финансиро- вания Всего на период гг. предусматривается млрд. руб., в том числе: За счет средств федерального бюджета – доля %; За счет средств регионального бюджета – доля %; За счет внебюджетных средств – доля % Перечень основных мероприятий Создание механизма управления Стратегией и контроля ее исполнения. Разработка и законодательное закрепление стимулов, ликвидация пробелов и барьеров в законодательстве для развития биотехнологии. Формирование перечня национальных биотехнологических проектов имеющих первостепенную важность с точки зрения общегосударственных приоритетов развития. Создание национальной информационно-аналитической среды, обеспечивающей данные о биоресурсах по регионам Российской Федерации. Мониторинг исполнения и контроль реализации Стратегии. Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

12 Ожидаемые результаты реализации Стратегии Наличие инфраструктуры для развития биоиндустрии по ключевым направлениям на уровне экономически развитых стран. Повышение конкурентоспособности фармацевтической, медицинской, пищевой, нефтедобывающей, топливной, химической, лесной и деревообрабатывающей отраслей Российской Федерации за счет внедрения биотехнологической инновационной составляющей. Импортозамещение по группе жизненно необходимых и важнейших биофармацевтических препаратов. Улучшение системы здравоохранения Российской Федерации за счет внедрения новых технологий диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Повышение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе Российской Федерации. Улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации за счет сокращения площади загрязненных неиспользуемых земель, сохранения биоразнообразия, снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. (выдержки из паспорта Стратегии) Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

13 (выдержки из паспорта Стратегии) Исполнители Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Стратегия развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года»

14 1.повышение конкурентоспособности нефтедобывающей, топливной, химической, лесной и деревообрабатывающей, пищевой и медицинской отраслей промышленности за счет инновационной составляющей; 2.импортозамещение по группе жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, пищевых и кормовых продуктов, ключевых для обеспечения лекарственной и продовольственной безопасности населения; 3.улучшение системы здравоохранения за счет внедрения новых технологий диагностики, профилактики и лечения заболеваний; 4.повышение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе; 5.улучшение экологической ситуации на территории Российской Федерации за счет снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и сокращения площади отчуждаемых земель, сохранения биоразнообразия; 6.повышение эффективности использования биоресурсов Российской Федерации; Основными результатами развития биотехнологической отрасли промышленности в Российской Федерации станут:

15 7.создание новых рабочих мест для городского и сельского населения с различным уровнем квалификации; 8.обеспечение инновационного развития экономики как за счет внедрения в производство технологий, являющихся результатом научных исследований фирм и учреждений Российской Федерации, так и за счет трансфера зарубежных технологий; 9.развитие смежных отраслей экономики, прежде всего сельского хозяйства, за счет создания дополнительного спроса на их продукцию со стороны биотехнологических производств; 10.выравнивание положения регионов через вовлечение в реализацию Стратегии экономически депрессивных регионов, в том числе за счет появления биотехнологических кластеров; 11.создание базы для долгосрочного устойчивого экономического роста в Российской Федерации. Основными результатами развития биотехнологической отрасли промышленности в Российской Федерации станут:

16 Тенденции развития биотехнологии за рубежом Годовой оборот мировой биоиндустрии составляет в настоящее время более 160 млрд. долл. США. Крупнейшие биотехнологические рынки в мире: 1 место - США - (половина мирового объема биотехнологической продукции) 2 место - Азиатско-Тихоокеанский регион (наиболее динамично развивают биотехнологии Австралия,Китай, Индия и Япония) 3 место – Европа.

17 Доля и рост числа международных патентов в биотехнологии по странам ДоляРост:1995 – 2005 гг. США Япония Канада Великобритания Германия Южная Корея Китай Сингапур Индия Бразилия Compendium of Patent Statistics 2008, OECD, 2008

18 Тенденции развития биотехнологии за рубежом Число биотехнологических компаний: СШАЕвропаКитайБразилияИндия 1500> 1700ок. 300ок Доходы биотехнологический компаний в 2007 году, $ млрд.: 6513 Объем финансирования (государственного и частного) биотехнологическо й отрасли, включая исследования и разработки в 2006 – 2020 гг., $ млрд.: , , ,520070,6 291,

19 Тенденции развития биотехнологии за рубежом около более Красная биотехнология Остальное (белая, серая, синяя биотехнология) Зелёная биотехнология Соотношение современных объёмов мировой биотехнологической продукции

20 Состояние биотехнологии в Российской Федерации Красная биотехнология У «красной» биотехнологии в России, несмотря на текущее слабое развитие, есть потенциал для роста – как за счёт запуска производства дженериков для импортозамекщения, так и за счёт реализации собственного научного потенциала в этой сфере. Российский рынок продукции «красной» биотехнологии является наиболее емким в денежном выражении. Его объем составляет, по экспертным оценкам, от 60 до 90 млрд. руб. в год, но спрос удовлетворяется главным образом за счет импорта. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, только 5% биотехнологических субстанций, используемых при производстве конечных лекарственных форм, производится в России. В настоящее время в России реализуются следующие крупные проекты в сфере биофармацевтики: - ЗАО «Генериум» (Владимирская область) – проект строительства биотехнологического научно- производственного комплекса по производству препаратов для лечения заболеваний крови. - Центр по разработке инновационных и импортозамещающих лекарственных препаратов «ХИМРАР» (Московская область) – бизнес-инкубатор для инновационных компаний, занимающихся разработкой и выведением на рынок инновационных лекарств для лечения сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных заболеваний, а также заболеваний эндокринной и центральной нервной системы. - ЗАО «Биокад» (Московская область) – научно-производственная компания, занимающаяся разработкой оригинальных и дженериковых биопрепаратов для лечения урологических, гинекологических, онкологических и неврологических заболеваний. - Группа компаний «Биопроцесс» (Москва) – научно-производственная компания, занимающаяся производством биотехнологических субстанций и конечных лекарственных форм.

21 Состояние биотехнологии в Российской Федерации Белая биотехнология Продукцию «белой» биотехнологии можно разделить на биохимическую продукцию, биотопливо и продукцию пищевой биотехнологии. В России на текущий момент фактически отсутствуют промышленные образцы примеров использования биотехнологии в химической промышленности, но при этом российская научная база по некоторым перспективным направлениям химии (например, получение биодеградируемых полимеров) позволяет, при наличии соответствующих объемов финансирования, наладить крупнотоннажные производства необходимых материалов. В настоящий момент существует благоприятная мировая конъюнктура для возрождения гидролизной промышленности в России уже с учетом имеющихся новейших биотехнологий. Производство биотоплива, растущее во всем мире очень высокими темпами, в России в промышленных масштабах не осуществляется. Без мер государственной поддержки при текущих технологиях производства и ценах на традиционное топливо этот бизнес является нерентабельным. Есть риск, что без осуществления собственных разработок в этой сфере Россия может пропустить волну смены технологий производства биотоплива, которая приведет к снижению мирового спроса на нефть и нефтепродукты - традиционные экспортные товары Российской экономики. Объем производства ферментов в России составляет сегодня около 15% от уровня 1990 года. Доля российских производителей на рынке ферментов не превышает 20%. Для многих предприятий отрасли характерны высокий износ основных фондов и использование устаревших технологий. Позиции российского производства на рынке БАД, напротив, достаточно сильны – сегодня в России зарегистрировано около наименований БАД, из них не менее 60% - отечественные препараты. По данным «Фармэкспорт», в России около 900 компаний занимаются производством БАД. Однако большинство компаний работают в низкоценовом сегменте, и на отечественную продукцию приходится не более 30% рынка в стоимостном выражении.

22 Состояние биотехнологии в Российской Федерации Зелёная биотехнология Выращивание генно-модифицированных культур в промышленных масштабах на территории Российской Федерации не ведется вследствие сложности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. В настоящее время в Российской Федерации прошли полный цикл всех необходимых исследований и разрешены для использования в питании 15 линий генно-модифицированных культур: 8 линий кукурузы, 3 линии сои, 2 сорта картофеля, 1 линия сахарной свеклы, 1 линия риса. В результате, сложившаяся практика регулирования сферы выращивания и переработки генно- модифицированных культур создает неконкурентные преимущества для импорта сельскохозяйственной продукции и сдерживает развитие «зеленой» биотехнологии и сельского хозяйства в Российской Федерации. На сегодняшний день заявлен единственный проект, связанный с развитием трансгенных лесов: российско-шведское предприятие ООО «Байкал-Нордик» в Республике Бурятия до 2012 года планирует реализовать проект стоимостью 1.5 млрд. руб. «Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта». Проект включает в себя создание лесопитомника с генно-модифицированными породами.

23 Состояние биотехнологии в Российской Федерации Серая биотехнология В России применение биодеструкторов для очистки почв, воды от загрязнений в большинстве случаев сводится к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Для биоремедиации загрязненных нефтью и нефтепродуктами водоемов и почв используются несколько десятков препаратов, разработанных в России и бывших республиках СССР. Официальное применение некоторых биодеструкторов было разрешено еще в 1990-ых годах. Многие российские крупнейшие нефтегазовые компании (например, Газпром, Транснефть) официально в своих инструкциях по ликвидации последствий аварий санкционировали применение определенных препаратов (например, Деворойл, Путидойл, Олеоворин). Таким образом, можно говорить, что в России существуют научные разработки в сфере биоремедиации нефтяных загрязнений, но достаточно слабо проработана научная база по созданию штаммов-деструкторов отходов химической и нефтехимической промышленности. Отсутствуют промышленные технологии по использованию биодеструкторов для биодеградации токсичных веществ, содержащихся в природных ландшафтах, местах техногенных загрязнений.

24 Системные проблемы биотехнологической отрасли в Российской Федерации 1. Низкий спрос на биотехнологические инновации со стороны отраслей экономики, связанный с высокой капиталоемкостью проектов внедрения биотехнологий. Большинство компаний не могут себе позволить выделить существенные бюджеты под инвестиции в проекты с высокой долей расходов на исследования и разработки. Усугубляет данную ситуацию отсутствие проработанных механизмов трансфера и коммерциализации биотехнологических разработок. 2. Несовершенство законодательной базы, регулирующей биотехнологии. Сдерживающими факторами являются отсутствие в действующем законодательстве необходимой специфики биотехнологии, несовершенство патентного законодательства и другие. Работа по этому направлению также включает в себя поддержку отрасли путем создания благоприятного режима для осуществления технологических инноваций и трансфера технологий. 3. Технологическое обновление в узком числе секторов, сохраняющих инновационную активность, опирается преимущественно на импорт технологий из развитых и ряда развивающихся стран (Индия, Китай). Ввезенные и адаптированные технологические разработки на начальных этапах могут создавать основу для развития российских биотехнологических производств, но в долгосрочной перспективе Россия должна полагаться на отечественные технологии, ориентированные на долгосрочный стратегический характер развития отрасли.

25 Системные проблемы биотехнологической отрасли в Российской Федерации 4. Постепенная утрата созданных в предыдущие годы исследований и разработок, старение кадров. Недостаточное государственное финансирование и низкая востребованность результатов научных исследований со стороны государства и бизнеса привели к тому, что в России существенно сократился приток молодых специалистов в науку; сократился количественный и качественный состав научных работников из-за неконкурентоспособной оплаты труда и отсутствия экономических стимулов. Необходима всестороння поддержка молодых специалистов в сфере науки как одно из приоритетных направлений государственной политики. Образовательные программы по ряду ключевых направлений биотехнологии не отвечают современным требованиям. Отсутствуют качественные программы подготовки менеджмента для управления инновационными проектами в сфере биотехнологии. Обеспечение биотехнологической отрасли высококвалифицированными кадрами потребует серьезной работы по корректировке и разработке новых образовательных программ 5. Дефицит квалифицированных научных, производственных и управленческих кадров

26 Системные проблемы биотехнологической отрасли в Российской Федерации 6. Неконкурентоспособность и технологическая отсталость биотехнологий, применяемых в Российской Федерации. Применение биотехнологий российскими производствами ограничивается использованием технологий, которые не отвечают современному мировому уровню знаний. Единичные случаи внедрения современных биотехнологических разработок предусматривают импорт ключевых материалов и технологических решений. Существующая система финансирования научной деятельности не способна обеспечивать эффективную государственную поддержку в секторе фундаментальной и прикладной науки. Это приводит к тому, что исследования, которые ведутся в области биотехнологии, носят запаздывающий характер, продвигаются крайне медленно, либо остановлены. 7. Отсутствие комплексной государственной поддержки сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), приводящее к недофинансированию российских исследований и разработок в сфере биотехнологий.

27 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Красная биотехнология Биофармацевтика Развитие биофармацевтики является стратегически важным направлением фармацевтической индустрии РФ, так как по основной части жизненно необходимых и важнейших биопрепаратов импорт превышает 90%. Можно выделить как минимум две причины такой высокой импортозависимости: более высокая капиталоемкость и наукоемкость разработок в сфере биофармацевтики по сравнению с разработкой традиционных препаратов, и как следствие практически полное отсутствие российских разработок в этой сфере; большая часть зарубежных разработок являются инновационными и находятся под патентной защитой. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер поддержки биофармацевтики заключается в: снижении импортозависимости за счет локализации производств жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; повышении доступности дорогостоящих биопрепаратов для россиян за счет более низкой стоимости локального производства; увеличении продолжительности активной жизни населения Российской Федерации.

28 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Красная биотехнология Биомедицина Наиболее актуальными направлениями развития биомедицины в РФ являются: снижение затрат на секвенирование генома для коммерциализации и широкого распространения этой услуги; ранняя диагностика заболеваний, в том числе выявление наследственной предрасположенности к болезням; определение индивидуальных генетически обусловленных особенностей реакций организма на лекарственные вещества (фармакогеномика); разработка методов лечения наследственных болезней; методы диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний (с помощью биочипов); клеточная терапия, тканевая инженерия и разработка методов выращивания органов для трансплантации. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию биомедицины заключается в: повышении уровня оказываемых медицинских услуг, эффективности работы медицинских учреждений; повышении качества жизни населения и улучшении демографической ситуации в Российской Федерации; привлечении высококвалифицированных медицинских и научных работников.

29 Дорожная карта развития «красной» биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

30 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биоэнергетика В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от р) установлены следующие цели: сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов; снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса, в частности, снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой, а также в местах массового отдыха населения; обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива (в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях); снижение расходов на дальнепривозное топливо. Для достижения данных целей необходимо развитие возобновляемых источников энергии, среди которых немалую роль играет биоэнергетика в силу больших объемов, разнообразия, дешевизны и доступности биомассы, из которой может быть произведена энергия.

31 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биоэнергетика «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» (утвержденные распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 года 1-р) устанавливают следующие целевые показатели доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии в России: в 2010 году – 1.5%, в 2015 году – 2.5%, в 2020 году – 4.5%. Потенциальная потребность в биогазе для замещения топлива и энергии для сельского населения России уже сегодня - 49 млрд. куб.м. в год. Прогнозируемый дефицит природного газа в России в 2015 году (согласно данным Министерства энергетики РФ) составит 46.6 млрд. куб.м. (по оценкам сторонних специалистов – 80 млрд. куб.м.) и этот дефицит будет нарастать. Объем органических отходов, ежегодно накапливающихся на территории РФ и являющихся хорошим сырьем для производства биогаза, составляет 270 млн. тонн (по сухому веществу), что эквивалентно млрд. куб.м. биогаза. ( Расчеты ЗАО «Центр «ЭкоРос», Института биохимической физики РАН).

32 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биоэнергетика На текущий момент в России нет действующих крупнотоннажных производств жидкого моторного биотоплива, отсутствует практика добавления биотоплива в моторное топливо. В то же время вопрос развития производства и потребления биотоплива стратегически значим для России, что связано с такими факторами, как: снижение доступности углеводородных ресурсов и рост затрат на их добычу; осуществление политики развитых стран по снижению объемов импорта ископаемых видов топлива и, как следствие, прогнозируемое снижение прибыли от экспорта нефти из России; ухудшение экологической обстановки в крупных городах и ухудшение здоровья городского населения; крупнейшие в мире объемы доступной биомассы, в том числе непродовольственной. Большой объем органических отходов. Перспективными в данной сфере для развития в России до 2020 года являются технологии производства биотоплива второго поколения (то есть из непродовольственной биомассы: древесины, соломы, биоотходов, энергоемких растений), не требующего существенных изменений в конструкции автомобилей.

33 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биоэнергетика 21 февраля 2008 года Правительством РФ утвержден технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», в котором оговорено использование биоэтанола до 5% объема топлива. В то же время на территории России нет действующих промышленных производств моторного биотоплива. При постановке средне- и долгосрочных целей развития рынка биотоплива в России целесообразно принимать во внимание целевые показатели, к которым стремятся Евросоюз и США. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию биоэнергетики и биотоплива заключается в: существенном снижении уровня загрязненности воздуха в городах, что ведет к снижению уровня заболеваемости жителей; существенной экономии затрат на тепло и электроэнергию предприятиями и организациями, у которых образуются большие объемы органических отходов (за счет внедрения локальных установок по производству биогаза и преобразования его в тепло и электроэнергию). Это будет способствовать, в свою очередь, сдерживанию цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства; создании новой, неистощимой статьи экспорта, компенсирующей ожидаемое в долгосрочном периоде снижение прибыли от топлива из ископаемых источников.

34 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Пищевая промышленность В числе приоритетных направлений развития пищевой биотехнологии в РФ можно выделить: повышение пищевой ценности отечественных продуктов питания; снижение зависимости пищевой промышленности от импорта сахара, повышение потребления сахаросодержащих крахмалопродуктов, обеспечение сырьем производства диетического питания для терапии сахарного диабета; снижение зависимости пищевой промышленности и кормопроизводства от импорта ферментных препаратов; повышении качества и пищевой ценности продуктов питания российского производства; обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации за счет локализации производства ферментных препаратов, заменителей сахара, снижении зависимости от импорта сахара-сырца; повышении экономической эффективности и конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности.

35 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биохимия Биотехнологии в химической промышленности включают в себя два направления: технологии использования биомассы как сырья для получения первичных и вторичных химических компонент для производства продуктов с высокой добавленной стоимостью; технологии использования в химических процессах биологического материала (биокатализ, ферментация) для получения различных химических компонент. Перспективными биотехнологиями в химической промышленности являются: Биополимеры. Полимеры являются самым распространенным в мире материалом для производства упаковки, активно используются в строительстве, электротехнической и автомобильной отраслях; переработка сырья, содержащего лигноцеллюлозу; создание биокатализаторов для интенсификации промышленных процессов. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию биохимии заключается в: улучшении экологической обстановки за счет расширения использования биополимеров и уменьшения объемов полимерного мусора; повышении экономической эффективности и конкурентоспособности химической отрасли; импортозамещении инновационных продуктов химической промышленности.

36 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Белая биотехнология Биогеотехнология Перспективными направлениями для биотехнологических разработок в добывающей промышленности является создание бактериальных штаммов способных эффективно: повышать нефтеотдачу за счет повышения вязкости вводимых в пласт растворов (полисахариды); увеличивать выход благородных цветных металлов за счет выщелачивания минералов; снижать концентрацию метана в атмосфере угольных шахт. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию биогеотехнологии заключается в: повышении эффективности нефтегазодобывающей и горнодобывающей отраслей; локализации производства полисахаридов (импортозамещение); повышении безопасности труда в угольных шахтах.

37 Дорожная карта развития «белой» биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

38 Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ Зелёная биотехнология Агробиотехнология Широкое использование биотехнологий в сельском хозяйстве РФ позволит решать следующие проблемы и добиваться следующих результатов: увеличение производительности в отрасли; устойчивость к вирусным, грибковым и бактериальным болезням, улучшение качественных характеристик; уменьшение использования пестицидов и гербицидов; сокращение выбросов углекислого газа; сохранение и увеличение биоразнообразия; предотвращение эрозии почв. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию агробиотехнологии заключается в: снижении загрязненности воздуха, воды и почвы за счет сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу и обеспечения утилизации отходов сельского хозяйства с получением из них высокотехнологичных продуктов; повышении уровня благосостояния работников сельскохозяйственного направления и сопутствующих сельскому хозяйству отраслей; улучшении здоровья потребителей за счет снижения содержания в потребляемых продуктах пестицидов, инсектицидов и прочих вредных химикатов.

39 Направление развития биотехнологий и форсайтный анализ Зелёная биотехнология Лесная биотехнология Для повышения интенсивности воспроизводства лесных массивов могут быть использованы технологии микроклонального размножения, молекулярного маркирования и генной модификации: микроклональное размножение позволяет клонировать абсолютно здоровые растения, устойчивые к болезням, и высаживать генетически идентичные экземпляры деревьев в промышленных масштабах; молекулярное маркирование применяется для интенсификации селекционных работ, проведения паспортизации селекционных достижений, сертификации продукции лесной отрасли; генная модификация позволяет повысить скорость роста деревьев, вывести невосприимчивые к заболеваниям породы, увеличить содержание целлюлозы в древесине. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию лесной биотехнологии заключается в: увеличении площади здоровых лесных массивов, что способствует улучшению экологической обстановки; расширении возможностей по использованию рекреационной функции лесов; возможности использовать технологии «быстрого леса» для решения проблем эрозии почв; реализации потенциала развития целлюлозно-бумажной, мебельной промышленности.

40 Дорожная карта развития «зелёной» биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

41 Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ Серая биотехнология Биоремедиация Перспективными технологиями в этом направлении являются: биоремедиация (биоразложение) – процесс использования бактерий и растений для очистки почв и грунтов от опасных и потенциально опасных веществ; биодеградация и биоконверсия отходов – процессы использования микроорганизмов для утилизации вредных веществ и получения из них полезных продуктов. Применение методов биодеградации на текущей стадии развития технологий позволяет в 3-5 раз ускорить процесс разложения веществ, загрязняющих экосистему. Развитие направления биоремедиации будет способствовать долгосрочным целевым показателям, заложенным в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а именно: сокращение за счет роста экологической эффективности российской промышленности уровня экологического воздействия в 2 раза к 2020 году; увеличение уровня экологических издержек до 1.5% от ВВП к 2020 году. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию «серой» биотехнологии заключается в: сохранении природных благ и повышении уровня жизни населения страны; создании нового конкурентоспособного сектора экономики, который сможет предложить рабочие места по широкому спектру специальностей; развитии российской науки и широком применении новейших разработок в этом направлении.

42 Дорожная карта развития «серой» биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

43 Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ Синяя биотехнология Морская биотехнология Использование биотехнологических разработок в отношении морских организмов позволит решить проблемы и улучшить положение дел по следующим основным направлениям: культивирование гидробионтов и увеличение темпа воспроизводства морских организмов (рыб, моллюсков, водорослей); появление биодеградируемых полимеров из морского сырья; получение топлива из водорослей, рыбных и нерыбных объектов и отходов их переработки. Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию морской биотехнологии заключается в: разработке новых функциональных продуктов питания с высокой пищевой ценностью (БАВ и БАД); повышении экономической эффективности и конкурентоспособности рыбной промышленности; улучшении состояния окружающей среды в районах рыбного промысла за счет применения технологий получения ценных препаратов из отходов переработки рыбной промышленности.

44 Дорожная карта развития «синей» биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

45 Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ Наука и образование Основные проблемы, которые предстоит решить для преодоления кризисного состояния научного обеспечения биотехнологии : недостаточный объем финансирования приоритетных направлений научных исследований в биотехнологии; недостаток преподавательских кадров и высокий средний возраст научных работников; отсутствие эффективных связей между секторами научных исследований, подготовки кадров и биотехнологических предприятий. Стратегическими направлениями развития биотехнологии до 2020 года для РФ, отвечающими вопросам обеспечения безопасности страны, должны стать: биофармацевтика и биомедицина; генная инженерия (с акцентом на сельское хозяйство); биоэнергетика.

46 Развитие науки и образования в сфере биотехнологии в Российской Федерации до 2020 года Направление развития биотехнологии и форсайтный анализ

47 Механизмы управления и координации Стратегии Управление и координацию Стратегии целесообразно осуществлять через взаимодействие: органа, состоящего из представителей федеральных органов исполнительной власти – Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства науки и образования РФ, а также представителей других заинтересованных федеральных агентств и ведомств; органов, создаваемых на региональном уровне и состоящих из региональных органов исполнительной и законодательной власти, саморегулируемой организации (далее – СРО), объединяющей на добровольной основе экспертов биоиндустрии и представителей бизнес-сообщества.

48 Механизмы управления и координации Стратегии Федеральный координирующий орган – СОВЕТ ПО СТРАТЕГИИ БИОТЕХНОЛОГИИ, формируемый из представителей Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства науки и образования РФ и представителей других заинтересованных федеральных агентств и ведомств и являющийся постоянно действующим совещательным органом. В функции Совета по биотехнологиям будет входить: контроль за деятельностью государственных органов исполнительной власти по выполнению мероприятий Стратегии и межведомственная координация; внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Стратегии; рассмотрение и экспертиза проектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета; инициация проведения исследования биоресурсного потенциала Российской Федерации в разрезе каждого из субъектов; обеспечение публичности (открытости) информации о реализации мероприятий Стратегии, а также о проводимых на федеральном уровне конкурсах и критериях определения победителей;

49 Механизмы управления и координации Стратегии Региональные координирующие органы – формируются из представителей региональных министерств и ведомств с учетом отраслевой направленности биотехнологии. Функции региональных координирующих органов: инициация разработки региональных программ развития биотехнологии и/или включения биотехнологического блока в существующую программу социально-экономического развития региона; разработка на региональном уровне мер государственной поддержки, устранение сдерживающих факторов для реализации региональной программы развития биотехнологии; выделение ресурсов, находящихся в региональном ведении, необходимых для реализации региональной программы развития биотехнологии; обеспечение публичности (открытости) информации о реализации мероприятий региональных программ развития биотехнологии, а также о проводимых на региональном уровне конкурсах и критериях определения победителей.

50 Механизмы управления и координации Стратегии Саморегулируемая организация – организация, объединяющая компании биотехнологической отрасли, экспертов по различным направлениям применения биотехнологии. Функции саморегулируемой организации: активное участие в разработке законодательных и иных нормативно- правовых актов, затрагивающих вопросы развития биотехнологической отрасли; создание эффективной системы независимой экспертной оценки отраслевых проблем, биотехнологических проектов и продукции; установление и развитие связей с иностранными организациями биотехнологов и деловыми кругами, а также международными организациями в сфере биотехнологии; объединение усилий между участниками реализации Стратегии по проведению совместных научных исследований; проведение мониторинга развития отрасли, анализа отдельных секторов рынка; формирование отраслевой системы дополнительной негосударственной статистики с учетом опыта других стран.

51 Спасибо за внимание! Автор благодарит ООО «Эдванст Аналитика» за участие в подготовке материалов