Необходимость и пути совершенствования эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в связи с развитием познавательного туризма Зимин В.М. глава Республики Хакасия САЯНОГОРСК 2013
Данный доклад – коллективное творчество всех нас
Объем и масштаб эколого-просветительской работы – грандиозный!
Требуется или нет пересмотр подходов? Экологический туризм - высокоэффективная форма эколого-просветительской деятельности Что мешает? Внутрисистемные «Внешние» проблемы проблемы От «экономики услуг» к экономике впечатлений»
Внутрисистемные проблемы не сформулированы акценты выпускаемая продукция не соответствует требованиям проблема с кадрами нет понимания важности работы со СМИ и Интернет-ресурсом не используем новые инструменты мы плохо используем возможности телевидения мы мало используем наработки и достижения друг друга
«Внешние» проблемы недостаточное финансирование работ недостаточная поддержка деятельности Вырос авторитет среди местного населения, органов власти, налажены прочные связи с районными и региональными властями Единственная проблема – грамотное распределение должностных обязанностей между сотрудниками, подбор кадров с более высокой квалификацией
Акценты задач и приоритетов работа с Интернет-ресурсом работа с тур операторами работа по «скрытой рекламе» работа в крупных городах Ежегодно, в начале сезона заповедник организует и проводит аккредитацию гидов-экскурсоводов, которые планируют в течении сезона работать на территории заповедника или заказника В качестве идеи фестиваль «Я работаю в заповеднике» на федеральной площадке в Москве
Выставки Поднятие выставок на иной эмоционально-художественный уровень Организация передвижных скооперированных выставок, в том числе международных Передвижной Музей природы Арктики (система экспозиционной коммуникации, создание разноплановых временных и передвижных выставок)
Работа в крупных городах Акции Праздники Оформление визит-центров
Подготовка узнаваемой полиграфической и сувенирной продукции Обзор-анализ позитивного опыта Комплект готовых решений Переводные материалы Рабочая группа
Кадры Понимание директором важности эколого-просветительской работы: поиск жилья привлечение талантливой молодежи создание в коллективе творческой атмосферы поиск возможности учить собственные кадры Для формирования положительного имиджа учреждения привлекаются специалисты учреждений образования и культуры, журналисты – в рамках договоров о совместной деятельности и совместных проектов
Предложения по работе с кадрами Тиражирование позитивного опыта Рабочая группа для решения проблем ООПТ, где нет своих грамотных кадров (идеи, практическая помощь) Обучение специалистов
«Типовые» (стандартные) программы обучения в которые войдут характерные для всех проблемы: СМИ, работа с местным населением, специфика работы с дошкольниками, школьниками, акции, регулярные занятия и т.д. Обучение на базе ассоциаций и отдельных природных территорий (Столбы, Байкальский, Кроноцкий, Смоленское поозерье, Кенозеро, Самарская Лука, Костомукшский и др.)
Кооперация и общие мероприятия Назрел момент проведения акций с вовлечением всех территорий и системы Ежеквартальное значимые события по одному или нескольким объектам в масштабах ООПТ Конкурсы общероссийского уровня Акции с участием губернаторов или знаменитых людей
Работа со средствами массовой информации Профессионализм пресс- секретарей! Первый семинар по PR- технологиям для пресс- секретарей ООПТ прошел в этом году в Санкт- Петербурге. Организован он был собственными интеллектуальными и финансовыми силами заповедников, без привлечения сторонних организаций. Обучение – практические занятия - встречи с журналистами - разработка коммуникационных планов. Профессионализм пресс- секретарей! Первый семинар по PR- технологиям для пресс- секретарей ООПТ прошел в этом году в Санкт- Петербурге. Организован он был собственными интеллектуальными и финансовыми силами заповедников, без привлечения сторонних организаций. Обучение – практические занятия - встречи с журналистами - разработка коммуникационных планов. Очевидно, что грамотная работа с прессой, нацеленная на решение природоохранных проблем, возможна только в том случае, если в штате имеется такая единица, как пресс- секретарь. Опыт Кроноцкого заповедника, нацпарка «Русская Арктика», у которых ежемесячное количество упоминаний в прессе порой зашкаливает за 200, а также Алтайского заповедника
Приоритет - взаимодействие с федеральными СМИ Максимально объединить усилия всех ООПТ, располагающих пресс- секретарями Организовать что-то вроде объединенного пресс-центра ООПТ в Москве, что позволило бы оперативно реагировать на запросы федеральной прессы и существенно повысить качество публикаций
Работа с Интернет-сайтами 1 группа - сделаны неплохо и поддерживаются (рекомендации по совершенствованию деятельности, возможно индивидуальные) 2 группа – сайты есть, но не на должном уровне( более подробные рекомендации) 3 группа - вообще ничего нет (централизовано создать сайты) Создан собственный Интернет-сайт. Усилиями всего коллектива создано благоприятное общественное мнение о территории и деятельности. Это сформировано благодаря правильной информационной политике Не хватает детских страничек на сайтах и методических разработок для использования коллегами
Использование новых инструментов Софтовые продукты – приложения для мобильных устройств (с информацией о природных объектах) Интерактивные определители и путеводители Определители привязанные к gps Геокешинг (туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем состоящая в нахождении тайников) Интерактивные игры и конкурсы
Использование возможностей телевидения Брендовый Российский продукт – серия фильмов Заповедная Россия Сотрудничество с Нешинал джеографик, РГО, Фондом сохранения дальневосточного леопарда Возможности объединенного коллектива пресс-секретарей
Использование наработок друг друга
«Внешние» проблемы Отсутствие специализированного государственного органа, который бы занимался только особо охраняемыми природными территориями
«Нас ждут великие дела!»
Спасибо за внимание!