Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи: Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Advertisements

Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения 1.
L/O/G/O Уровень образования педагогов МДОУ Уровень квалификации педагогов МДОУ.
Составили: Заведующая МБДОУ д/с с. Дубовец Деева Н.А. Заведующая МБДОУ д/с с. Братовщина Кузнецова Е.В. Заведующая МБДОУ д/с с. Большая Боевка Плохих Н.Б.
Составители: Пономарева Г.А. - Задонск Архипова Н.А.- Задонск Первеева Е.Б. – Задонск Чертовских Т.А. - Лебедянь.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Презентация Заместителя заведующей по воспитательно-методической работе МАДОУ ЦРР детский сад 50 г. Калининград Ивановой Ольги Григорьевны.
ММММ МБОУ «Матвеевская СОШ». 2 Методическое сопровождение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Система профессионального самосовершенствования педагога ДОУ, работающего с детьми с ОВЗ Негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский.
Отчет выполнения Плана действий («дорожной карты») по обеспечению введения ФГОС ДО в году МБДОУ детский сад 7 р.п. Переяславка Маковецкая Ольга Александровна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБДОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД 30» «Конкурсное движение, как условие совершенствования профессионализма педагогов и фактор стимулирования.
Методическая работа – это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
Транксрипт:

Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи: Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем и интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога ДОУ в теории и практике дошкольного образования. Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Гипотеза: новые формы и содержание методической работы, соответствующие актуальным ожиданиям общества, системы дошкольного образования приведут к повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретико-методологические основы данной работы опираются на исследования С.В. Кочневой, К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Е.В. Коротаевой, П.Н. Лосева, Л.Н. Атмаховой, Л.И. Ильенко. Приведенные выше авторы убедительно доказывают, что методическая работа с одной стороны, была и остается важной составной частью педагогического процесса любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, а с другой – осуществление методической работы для части образовательных учреждений связано с определенными трудностями.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в форме показа открытых мероприятий, семинаров- практикумов, докладов на данную тему, а также публикаций в печати. Модель может быть использована в массовой практике методистами, старшими воспитателями ДОУ.

Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ как педагогическая проблема В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми, профессионально компетентные.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства образовательного учреждения. Педагогический коллектив, в котором царит атмосфера взаимной требовательности, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег, чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, способствует стремлению большинства воспитателей соответствовать требованиям профессионального идеала, формирует потребность в самосовершенствовании.

Высшая категория Первая категория Вторая категория Отсутствие категории учебный год учебный год учебный год 1238

Прошли КПК Получают ВПО по профилю «Дошкольное образование» учебный год 1 Нет учебный год учебный год 3 2

Среднее Среднее профессиональное Высшее учебный год учебный год учебный год нет 8 7

Профессиональная компетентность как одна из основополагающих характеристик современного педагога представляет собой интегральную характеристику, включающую когнитивный, деятельностный и профессионально- личностный компоненты. Е.Н. Ноздрина выделяет в структуре профессиональной компетентности педагогов три взаимосвязанных уровня: -высокий, -средний -низкий.

Для высокого (оптимального) уровня характерны стремление к исследовательской деятельности, адекватная самооценка, ярко выраженное чувство нового. У педагогов доминируют такие внутренние мотивы, как личностный и профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение. Они стремятся продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Для среднего (потенциального) уровня характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками. Такие педагоги способны объективно анализировать теорию и практику воспитания и обучения, им присуща потребность в признании и самоутверждении. Реализуя потребность быть признанными, они стремятся к повышению своей квалификации через аттестацию, охотно участвуют в конкурсах, выполняют задания соревновательного характера.

Для низкого (минимального) уровня характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная самооценка. Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Педагогам важно ощущать себя частью коллектива, группы. Они охотно участвуют в коллективной деятельности, очень привязаны к своему рабочему месту.

С целью получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности была применена шкала Е. Н. Ноздриной. Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОУ, а также метод анкетирования. Полученные данные показали, что педагоги предпочитают использовать традиционные приемы, методы и формы работы с детьми, недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство воспитателей: 55% хотели бы получать эпизодическую помощь при возникновении проблем.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим: 57 % имели низкий уровень профессиональной компетентности; 32 % - средний уровень, 11 % - высокий уровень.

Полученные данные привели к необходимости поиска соответствующих условий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. На основе тщательного анализа современных взглядов теории и практики образования наиболее эффективным представилось создание и реализация в ДОУ модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Принципы реализации модели повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ: - принцип актуальности, единства теории и практики- практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу. - принцип научности, нацеливающий, на соответствие всей системы повышения профессиональной компетентности педагогов современным научным достижениям. -принцип систематичности и комплексности реализация подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами

- принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы. -принцип создания благоприятных условий для работы: моральных, психологических, гигиенических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога. - принцип постоянного самообразования педагогов оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности, повышение результативности его педагогического труда

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Обеспечение свободы творческого решения педагогических задач педагогами ДОУ на основе устойчивых представлений о современных тенденциях в образовании дошкольников. Возможность выбора педагогами форм повышения компетенции. Активное участие педагогов в выборе направлений, целей и задач развития учреждения (орган самоуправления – Педагогический совет). Создание условий для профессионального роста педагогов, обеспечение своевременного прохождения курсов повышения квалификаций. Аттестация на основе достигнутых результатов деятельности. Осознание педагогом значимость роста собственной профессиональной компетентности для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ в целом. Позитивная самооценка, самопрезентация в социуме, т.е атмосфера профессионального успеха.

Базовым шагом к повышению профессиональной компетентности педагогов стало ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования. С целью направления вектора развития коллектива ДОУ на создание обновленной модели образовательного процесса на основе современных подходов к его организации был проведен ряд мероприятий: семинары, консультации, работа с литературой, документами. Все это способствовало совершенствованию когнитивного компонента профессиональной компетентности.

В ходе проведения этих мероприятий педагоги были ознакомлены с современными подходами к организации образовательного процесса, с обзором современной практики работы ДОУ. Проведенная работа показала актуальность, но наряду с этим и недостаточную разработку данной проблемы, поэтому коллективом проводился сравнительный анализ результативности традиционного занятия и современной НОД с детьми, проводились дискуссии с педагогами по итогам просмотра педагогической деятельности коллег.

Не менее значимым оказалось совершенствование подхода к формам организации в ДОУ заседаний Педагогических советов для выполнения его основного предназначения реализации функций органа самоуправления. Наибольшие затруднения здесь вызвала смена установки самих педагогов на данную форму, возврат к исконному значению совета как органа коллегиального выдвижения и обсуждения проблемы, принятия основополагающих решений, а значит, требующего участия всех педагогов в возникающих дискуссиях.

Изменение формы Педагогического совета влечет за собой и некоторые трудности: педагоги испытывают дискомфорт при необходимости выступать перед коллегами, зачастую отказываются озвучить свое мнение, предпочитая согласится с предложенным решением. Здесь возможен такой выход, как ввести специально организованное начало. В виде специально отобранных психологических упражнений с целью повышения самооценки воспитателей, их раскрепощения и создания позитивной атмосферы в коллективе.

Для осознания педагогами значимости роста собственной профессиональной компетентности, для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ организованы мониторинги, которые позволяют наглядно увидеть рост качества образования детей, посещающих ДОУ и вклад каждого педагога.

Отдельно хотелось бы отметить преобразования, которые коснулись различных форм организации методической работы с педагогическими кадрами в нашем ДОУ. Ведущими формами стали: семинары, семинары- практикумы, мастер-классы, творческие отчеты. Коллективные просмотры педагогической деятельности, наблюдение воспитательно- образовательного процесса, опросные методы (беседы, тестирование). Данные формы позволяют включить всех педагогов в непосредственное участие в творческой деятельности и добиваться результатов в повышении квалификации педагогических кадров.

Принята в действие карта дополнительных бонусов педагога, позволяющая определить рейтинг педагога по итогам учебного года, что несомненно стимулирует педагога к работе и повышает его самооценку и способствует самоанализу профессиональной позиции личности педагога.

Проектируемая модель методической работы: - создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ - создает атмосферу профессионального успеха - позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении Педагогических советов, при разработке годового плана, программы развития ДОУ) - опирается на системно-деятельностный, мотивационный и дифференцированный подходы в организации деятельности

- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости, мобильности, связи с жизнью, доступности передового педагогического опыта для всех субъектов образовательного процесса - ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что составляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения,учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессиональной компетентности педагогов.

Проектируемая модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ включает в себя такие традиционные формы: - семинары - семинары- практикумы -коллективный просмотр педагогической деятельности - тесты - консультации - наблюдение педагогического процесса -беседы -дискуссии - прения - деловые игры -мозговой штурм -творческую группу -методическое объединение -предоставление дополнительных образовательных услуг.

А также нетрадиционные формы: - карта бонусов - презентация творческого отчета по теме самообразования - специальные практические занятия с педагогами

Заключение Повышение профессиональной компетентности педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты в работе с детьми. В нашем МАДОУ Детский сад 307 ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, 2 педагога ДОУ без отрыва от работы получают высшее образование по профилю Дошкольное образование, число педагогов, желающих подтвердить уровень своей квалификации в учебном году выросло. КПК все педагоги проходят согласно графику. Наблюдается рост мотивации педагогов к самообразованию и повышению своего профессионального уровня. Педагоги публикуются в печати, принимают участие в научно- практических конференциях, в педагогической практике студентов БГПУ им. Акмуллы.

Необходимо отметить и тенденцию к увеличению количества и качества оказываемых в ДОУ дополнительных образовательных услуг. Потребность педагогов в реализации своего творческого потенциала реализуются в накоплении опыта проведения кружковой работы, обобщения педагогического опыта. Педагоги ДОУ достойно продемонстрировали свой опыт по воспитанию в детях любви к родному краю на районном методическом объединении воспитателей ДОУ, положительно оценивают введение новых форм работы, таких как открытое методическое объединение педагогов ДОУ с приглашением родителей.

На основании рассмотренных вопросов сформулированы выводы: - гипотеза о том, что внедрение новых форм и содержания методической работы, соответствующие актуальным ожиданиям общества, системы дошкольного образования, педагогов приведут к повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ подтверждается. - модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ можно признать эффективной и продолжить работу по ее внедрению в практику ДОУ.