1.Теории общественного развития 2. От конца идеологии к реидеологизации 3. СМИ и массовая культура.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Advertisements

Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе,
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Новейшая история как историческая эпоха Новый материал.
Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Общественное сознание. Ответь на вопросы: 1. Какие взгляды существуют на сущность сознания? 2. Как формируется и в чем особенность общественного сознания?
Тема: Знание и сознание. План: 1. Знание. Виды и формы знания 2. Что такое «сознание»? 3. Теоретическое и обыденное сознание.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Культура второй половины ХХ в. Иванкина Е., Банникова М., 11 а кл.
Содержание лекции 1. История использования количественных методов 2. Количественные методы: общая характеристика 3. Количественный анализ 4. Математическое.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Транксрипт:

1.Теории общественного развития 2. От конца идеологии к реидеологизации 3. СМИ и массовая культура

Теории общественного развития. Разработанная Дж. Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой разработки концепции «государства благоденствия» хх гг. Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз, или стадий, цивилизационного развития – от примитивной к аграрной, индустриальной, информационной.

В отличие от формационного подхода К. Маркса, цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм производственной деятельности. Большое значение придавалось факторам историко- культурных, политических особенностей и традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе. Акцент на личности, мотивах ее поведения, в том числе социального в ходе избирательных компаний, вообще был свойственен науке ХХ в. Она опиралась на подходы, разработанные З. Фрейдом.

Зигмунд Фрейд ( 6 мая сентября 1939 )

Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной филосовской мысли, как структурализм. Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека и т.д.) состоит из определённых элементов-единиц, находящихся во взаимосвязях, которые и становятся объектом изучения.

От «конца идеологии» к реидеологизации. Структурализм стал основной ставшей популярной в е гг. в развитых странах концепции «конца идеологии». Однако уже конец 1970-х- начало 1980-х гг. в развитых странах оказались лидеры (Р. Рейган в США, М Тэтчер в Великобритании), апеллировавшие к традиционным духовным ценностям либеральной демократии.

Иррационализм, проявляющийся в обществе, поведение людей, пытались объяснить философы- постструктуралисты Ж. Деррида, Ж. Бодрияр и др. Они отрицали способность людей постичь рациональные начала мироздания, если они вообщ существуют, с помощью интеллекта.

Модернизационные процессы, затрагивающие жизнь большинства народов мира, порождают массу проблем духовного порядка. Невозможность их решения ведет к серьезным общественно-политическим потрясениям. Даже научно обоснованные модели модернизации зачастую отторгаются, вступая в противоречие с традициями, политической культурой общества.

СМИ и массовая культура Радиовещание Телевещание Компьютерные сети Стали условием для интернационализации духовной жизни человечества.

Массовая культура содействовала формированию целой индустрии досуга, производства аудио- и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер.

Массовая культура позволяет формировать: Упрощенные схематизированные «образы врага» Высмеивать, представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды Образцом для подражания становится: Популярность «звёзд» кино, эстрады, спорта Их образ жизни Манера одеваться Их взгляды на жизнь Политические взгляды

По мнению Х. М. Мак-Люэна, человек воспринимает мир непосредственно, органами чувств, и это обеспечивает единство человека и природы, целостность мышления. Распространение книг, печатного слова, воспринимающегося преимущественно визуально, содействовали абстрагированию мышления от реальности, распространению индивидуализма.

В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности

Тем не менее как бы не относились к массовой культуре те или иные мыслители, она стала реальностью и неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.

1. От модернизма к постмодернизму 2. Расцвет национальных культур 3. Духовная оппозиция в СССР

От модернизма к постмодернизму Абстракционизм – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и культуре.

Пол Дже́ксон По́ллок (18 января августа 1956)

Поп-арт – направление в изобразительном искусстве х годов, возникшее как реакция на абстракционизм ( граффити - разновидность поп- арта). Возник в США.

Р.Гамильтон (1829–1912) Основатель поп-арта (1956г.)

Гипперреализм – синоним фотореализм. Характерная черта- фотографическая чёткость изображения реальных предметов. Зародился в Германии в 1960-х. гг. Минимализм – сочетает в себе элементы поп-арта и абстракционизма. Характерная тенденция к упрощению форм, двухмерности полотен.

Сонористика – один из видов современной композиционной техники в академической, джазовой, авангардной, рок-музыке.

Кши́штоф Пендере́цкий (23 ноября 1933) современный польский композитор и дирижёр.

Алеаторика – техника композиции в музыке ХХ- ХХI в.в., опирающаяся на представление о незакреплённости нотного текста.

Карлхайнц Штокхаузен ( )

Расцвет национальных культур Один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она стимулировала подъём национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего в США.

В итоге получили развитие движения деятелей искусства, науки в защиту национальных обычаев, культурных традиций.

Сенегальский поэт Л. Сенгор в 1948г. Стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Анотология». В 1949г. Пулитцеровскую премию впервые в истории США получила темнокожая поэтесса Г. Брукс, обратившаяся к теме положения афроамериканской общины США.

В 1982г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Г. М. Маркес, в 1988-м – египетский писатель Н. Махфуз, в 1992-м – вест-индский поэт Д. Валкотт, в 1994 г. – японский писатель Оэ Кензабуро.

Духовная оппозиция в СССР С разоблачением преступлений сталинизма Н. С. Хрущёвым на ХХ съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на запреты, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее облик тоталитаризма.

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», за который его исключили из Союза писателей, был переведён на 16 языков мира. Пастернак получил Нобелевскую премию и лишь в 1987г., посмертно, его восстановили в Союзе писателей.

А. И. Солженицыну, офицеру, прошедшему войну и сталинские лагеря, удалось издать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. Он также был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю сталинских лагерей, показал истоки советского тоталитаризма, в СССР изданы не были, сам Солженицын вынужден был эмигрировать.

А. И. Солженицын (11 декабря 1918 года, Кисловодск 3 августа 2008 года, Москва)

Многие советские классики социалистического реализма, имеющие официальное признание, «писали в стол», выражая своё подлинное отношение к правящей бюрократии. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССП, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений.

С установлением в России демократического режима политическая цензура была отменена, страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура.