РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Advertisements

В.В. Егоров Проректор по УР Научные подходы модульной организации учебного процесса.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Об опыте разработки Государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования КР подхода С. Сирмбард.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Нормативно- методическое обеспечение основных образовательных программ подготовки магистров Начальник методического управления Н.Н.Комиссарова.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный семинар по проблемам академической мобильности в рамках 20-го заседания Совета по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС Астана, 6-7 октября 2011 г.

Международные совместные образовательные программы Цель - присуждение совместных степеней, признаваемых на мировом образовательном рынке. Задача - адаптирование учебных планов казахстанских и зарубежных университетов.

Согласованные параметры, сближение и общее понимание программ составление качественных учебных программ сохранение уникальности и самостоятельности образовательных программ конкретного вуза автономность вуза возможности для инновационной деятельности

Основные положения ГОСО РК, утвержденные Приказом Министра образования и науки РК от 17 июня 2011 г «Образовательные программы специальностей бакалавриата/ магистратуры/ докторантуры разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций» (с.5)

Дублинские дескрипторы Описание того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершению цикла

Дублинские дескрипторы Знание и понимание Применение знаний и понимания Выражение суждений Коммуникативные способности Способности к учебе

Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции Перезачет кредитов по системе ESTC

Результаты обучения Ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и/или в состоянии выполнить по завершении процесса обучения. Они могут относиться как к одному курсу, модулю, или периоду обучения, так и к программе в целом.

Результаты обучения проведение мониторинга рынка труда, выявление потребности в программе тех или иных специальностей и специализаций описание результатов обучения и формулировка компетенции ВУЗ Работодатель

Первый цикл обучения (около 180/240 кредитов EСTS) Дублинские дескрипторы Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2. применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4. коммуника- тивные способности; 5. способности к учебе. демонстрировать знание и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; демонстрировать знание и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; сообщать информацию, идеи, проблемы и решение, как специалистам, так и неспециалистам. сообщать информацию, идеи, проблемы и решение, как специалистам, так и неспециалистам. иметь такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности. иметь такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности. Расширение знаний Углубление знаний Инструментальны е СистемныеКоммуникативные Cистемные

Второй цикл обучения (около кредитов ESTC ) Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2.применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4. коммуникативные способности; 4. коммуникативные способности; 5. способности к учебе. демонстрировать знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; демонстрировать знания и понимание, полученные на уровне бакалавра, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекста в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью изучения; применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях и контекста в рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью изучения; интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; продолжать обучение самостоятельно. продолжать обучение самостоятельно. Расширение знаний Углубление знаний ИнструментальныеСистемныеКоммуникативныеСистемные

Третий цикл обучения Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции 1.знание и понимание; 2. применение знаний и понимания; 3. выражение суждений; 4.коммуника-тивные способности; 5. способности к учебе. демонстрировать системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области; демонстрировать системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области; планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ научной области; вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ научной области; общаться по тематике своей области компетенции с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом; общаться по тематике своей области компетенции с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; Расширение знаний Инструментальные Углубление знаний Коммуникативные Системные

«Принцип цикла» Каждый цикл представляет собой автономную единицу, по завершении которой выпускник либо переходит на следующий цикл, либо ищет работу на рынке труда. Отличие одного цикла от другого обусловлено содержанием дисциплин. Каждый цикл представляет собой автономную единицу, по завершении которой выпускник либо переходит на следующий цикл, либо ищет работу на рынке труда. Отличие одного цикла от другого обусловлено содержанием дисциплин. Дисциплины следующего цикла должны быть более углубленного уровня, чем дисциплины предыдущего (поуровневое обучение). Дисциплины следующего цикла должны быть более углубленного уровня, чем дисциплины предыдущего (поуровневое обучение).

Межличностные умение выражать чувства и отношения критическое осмысление, способность к самокритике навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства

Компетенции Инструментальные Межличностные Системные

Инструментальные когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, способность принятия решений и разрешения проблем технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности

Системные сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы

Предметные области деловое администрирование химия науки об образовании европейские исследования история науки о Земле медсестринское дело математика физика

European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) Кредиты ECTS как средство разработки учебных планов и программ.

Профиль программы (profile) Определенная предметная область (направление) обучения, ведущая к получению квалификации.

Студентоцентрированность образовательных программ Ориентация учебных программ на личность студента и конкретные итоги обучения

Проект «Настройка образовательных структур в Европе» (2000 г.)

Алгоритм разработки образовательных программ 1. Определение «социального заказа» – востребованности программы в современных условиях федеральных и региональных требований экономического развития, рынка труда, характеристика профиля программы (к какому направлению подготовки ВПО она принадлежит, ее специализации и т. п.); 2. Определение целей и задач программы; описание результатов обучения по данной программе в формате компетенций (что именно и как именно – на каком уровне – будет способен продемонстрировать студент, завершивший обучение по данной программе); 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (специальных) компетенций, которые будут сформированы у студентов в рамках программы; 4. Формирование и описание структуры и содержания программы (перечня учебных модулей и их объем в кредитах ECTS); 5. Взаимное соотнесение и приведение в соответствие структуры программы, результатов обучения и формулировок компетенций; 6. Определение образовательных технологий и форм оценки приобретаемых компетенций, подготовка учебно-методических материалов, необходимых для реализации программы; 7. Создание системы обеспечения, оценки и повышения качества реализации программы.

Механизм формирования модульных образовательных программ на основе компетентностного подхода, с учетом ECTS, описана их структура, даны методические рекомендации по построению модуля, выработана схема формирования компетенций по модулям

Главная цель Болонского процесса - обеспечение прозрачности, сопоставимости, «понятности» существующих образовательных систем возможности легкого «пересчета» одной системы на другую

Результат освоения образовательной программы Указание на присвоение квалификации бакалавр, магистр или любой иной должно достаточно ясно говорить об уровне владения знаниями, умениями, навыками в той или иной сфере занятий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ