Трансграничное сотрудничество в рамках Европейской политики соседства и партнерства ЕС-Россия Роберт Хорольский, к.ю.н. Харьков, 22 апреля 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Восточное партнерство Восточное направление ЕПС. Восточное партнерство: Новое партнерство для укрепления отношений между ЕС и шестью странами-партнерами:
Advertisements

Европейская политика добрососедства и Восточное партнерство «Европейский союз – структуры, развитие, Европейская политика добрососедства» Минск, 5-6 июня.
ПРОГРАММА ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОЛЬША-БЕЛАРУСЬ-УКРАИНА Состояние Реализации Программы Гродно, 5 сентября 2014.
Внедрение Системы Эколого- экономического Учета (СЭЭУ) Питер Харпер Председатель Комитет экспертов ООН по эколого-экономическому учету Семинар высокого.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Москва, 27 ноября 2013 Евразийская экономическая интеграция: современное состояние и перспективы.
Возможности гражданского общества для укрепления сотрудничества в сфере содействия международному развитию Ольга Понизова «Эко-Согласие»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Национальные диалоги по политике в рамках Водной инициативы ЕС Бо Либерт, ЕЭК ООН UNECE.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
О ФОНДЕ «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ» И ПРОГРАММЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ТЕХНОЛОГИЙ Второй дальневосточный международный экономический.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Organisation for Security and Co-operation in Europe.
1 Стратегия статистического сотрудничества в ЕПС – Восточный регион Семинар высокого уровня июня 2012, Тбилиси, Грузия Заседание 7 Йоланта Щербинска,
Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров (проект «Беларусь и ЕС: делимся опытом») Валентина Леончик, (руководитель.
Управление государственными расходами Совместное обучение (Программа PEM-PAL) Черил Грей, Мировой банк Семинар PEM-PAL Варшава, Польша 3 апреля 2006 года.
Оценка внедрения Акта Европы о малом бизнесе в Украине Украина: октября Энтони Гриббен, Тимо Куусела, Мария Львова.
Водная инициатива ЕС Иван Игнатьев О.О. «Экоспектр», семинар «Реформа городского водоснабжения и канализации», г. Бендеры, сентября.
Проект документа категории I для Белградской конференции министров "Окружающая среда для Европы" : Мобилизация финансирования для решения первоочередных.
Транксрипт:

Трансграничное сотрудничество в рамках Европейской политики соседства и партнерства ЕС-Россия Роберт Хорольский, к.ю.н. Харьков, 22 апреля 2013 года

План 1.Эволюция отношений расширенного ЕС со странами-соседями ( ) 2.Механизмы и инструменты ЕПС, Восточного партнерства и партнерства ЕС- Россия 3.Трансграничное сотрудничество в ЕПС и Партнерстве ЕС-Россия

І. Эволюция отношений расширенного Европейского Союза со странами-соседями ( )

Соседи ЕС: 32 страны 1.Европейская ассоциация свободной торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн) 2.Микро-государства (Андорра, Ватикан, Монако, Сан- Марино) 3.Процесс стабилизации и ассоциации на Балканах (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, БЮР Македония, Сербия, Хорватия, Черногория) 4.Турция 5.Восточная Европа и Кавказ (Белоруссия, Молдова, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия) 6.Россия 7.Северная Африка и Ближний Восток (Марокко, Ливия, Тунис, Алжир, Египет Иордания, Ливан, Палестинская Автономия, Сирия, Израиль)

Соседи ЕС Члены ЕС Кандидаты в члены ЕС Восточные соседи Россия Южные соседи

Возникновение и развитие Европейской политики соседства

Возникновение идеи ЕПС: «Расширенная Европа» (2002) : пункт «Расширенная Европа: отношения между будущим расширением ЕС и его восточными соседями» в распорядке заседания Совета ЕС – дискуссия об отношениях расширенного ЕС и его новых восточных соседей – цель: усилить отношения с восточными соседями, учитывая их особенности – ожидание доклада Комиссии и Высокого представителя ЕС по вопросам ОВПиПБ

«Расширенная Европа»: письмо Паттена – Соланы Комиссар К.Паттен Высокий представитель ЕС по вопросам ОВПиПБ Х.Солана

Письмо Паттена – Соланы: ключевые идеи Цель: избежать нового «занавеса» в Европе вследствие расширения ЕС Интересы ЕС: стабильность, процветание, общие ценности, верховенство права вдоль границ ЕС Три группы соседей ЕС с разными перспективами членства в ЕС – Средиземноморье – отсутствуют – Западные Балканы – получили – Россия, восточные соседи – ???

Письмо Паттена – Соланы: задачи и инструменты Возможное содержание сотрудничества с восточными соседями: – Усиленный политический диалог – Экономическое сотрудничество, усиленные торговые связи (ЗСТ) – Сотрудничество по правовым вопросам, в т.ч. границы и миграция (облегчение пересечения границ) – Финансовая помощь (новый инструмент) – Вовлечение во внутренние политики и программы ЕС Потребность в новом типе договора с ЕС: Соглашение о соседстве?

Презентация прообраза ЕПС (2003) Коммуникация COM(2003) 104 от «Расширенная Европа Соседство: Новая структура для отношений с восточными и южными соседями» Охват: Юг (!) + Восток (Россия, Украина, Молдова, Белоруссия) Ключевые цели и средства: – Уменьшение бедности и создание пространства общих ценностей и процветания Углубленная экономическая интеграция (should be offered the prospect of a stake in the EUs Internal Market) Усиленные политические и культурные отношения Усиленное трансграничное сотрудничество Общая ответственность за предупреждение конфликтов – Предоставление со стороны ЕС конкретных преимуществ и привилегий, но в зависимости от прогресса конкретной страны – Важная инструментальная роль сближения законодательства

Рождение ЕПС (2004) Коммуникация COM(2004) 373 от «Европейская политика соседства: стратегический документ» – Одновременно с расширением ЕС на 10 стран – Окончательно определены географические пределы добавлены три страны Кавказа исключена Россия – Новые идеи: Принципы общей собственности и обусловленности Развитие регионального сотрудничества между странами- партнерами

ЕПС: 16 стран-соседей Восточная Европа: – Белоруссия, Молдова, Украина Кавказ: – Азербайджан, Армения, Грузия Ближний Восток: – Израиль, Иордания, Ливан, Палестинская Автономия, Сирия Северная Африка: – Марокко, Ливия, Тунис, Алжир, Египет Доклады по каждой стране: – и – Еврокомиссия для Совета ЕС – Описание ситуации в стране

ЕПС: укрепление ( ) Коммуникации Еврокомиссии (обзор исполнения поставленных задач, возникших проблем, предложения по развитию ЕПС ): – COM(2006)726 от «Об укреплении Европейской политики соседства» – COM(2007) 774 от «Сильная Европейская политика соседства»

Коммуникация Еврокомиссии от г. Прошло 18 месяцев после запуска ЕПС Суть проблем: «ЕС стремится поощрять очень амбициозную программу реформ в странах- партнерах, которая сталкивается с многочисленными политическими и экономическими издержками. Однако значительная часть стимулов ЕПС – например, в плане доступа к рынку и интеграции и другие экономические выгоды – будет приносить свои плоды только позже. Это создает реальные трудности для стран-партнеров в создании необходимой внутренней поддержки реформ». Семь направлений приложения усилий: 1.Усиление экономических связей и торговли 2.Перспектива заключения «глубоких и всеобъемлющих ЗСТ" (ГВЗСТ) 3.Содействие мобильности и управления миграцией 4.Содействие межличностным связям 5.Развитие тематических измерений ЕПС 6.Укрепление политического сотрудничества 7.Укрепление регионального сотрудничества ( в т.ч. Синергия Черного моря) : Запущена новая программа финансирования – Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП/ENPI)

Институциализация двух изменений ЕПС: Юг – Восток ( ) Союз для Средиземноморья – 2008 – Международная организация – Соглашения об ассоциации – Преференционный режим торговли (ЗСТ) Восточное партнерство – 2009 – «Инициатива ЕС» – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве – Торговый режим: наибольшего благоприятствования

Новая (обновленная) ЕПС (2011) Коммуникация COM(2011) 303 от «Новый ответ на изменчивое соседство» – Ответ на «Арабскую весну» и изменения в постсоветских странах – Приоритет построению «глубокой демократии» в частности, «партнерство с обществами» – Принцип «большее за большее» (more for more) доминирование двусторонних отношений ЕС – страна-партнер критерий – успешность демократических преобразований финансовая помощь и глубина сотрудничества с ЕС – Поддержка инклюзивного экономического развития – Укрепление двух измерений ЕПС южного и восточного – Обеспечение адекватных механизмов и инструментов предоставление дополнительно >1 млрд евро

Реализация новой ЕПС ( ) Совместная коммуникация JOIN(2012) 14 от «Реализация новой Европейской политики соседства» Совместная коммуникация JOIN(2013) 4 от «Европейская политика соседства: работая в направлении более сильного партнерства» – Обзоры состояния выполнения намеченных планов и постановка новых задач по практической реализации целей новой ЕПС – «Анализ событий и результатов реформ в странах-партнерах показывает, что ЕПС работает, когда присутствует готовность реформировать, и общество принимает активное участие в этом процессе. Ценности, модели управления и реформы не могут быть навязаны извне. Они могут только приживаться, когда политические лидеры и граждане разделяют цели реформ, согласованные между ЕС и его партнерами. ЕС должен продолжать выходить на сторонников реформ и партнерства с ЕС и работать с ними. В то же время, ЕС должен лучше объяснять, как ЕПС и ее инструменты могут поддержать подлинные реформаторские усилия. Прочное партнерство с обществом занимает центральное место в ЕПС. В качестве движущей силы демократизации и вовлеченности, гражданское общество играет ключевую роль во всех аспектах демократических и социально-экономических реформ…» (выделение добавлено).

Принцип «большее за большее» Ключевые критерии успеха в демократизации – свободные и честные выборы – свобода объединений, выражения мнения и собраний – свобода прессы и СМИ – верховенство права, в т.ч. независимая судебная система и право на справедливый суд; – борьба с коррупцией; – реформы органов безопасности и правоохранительных органов (в т.ч. полиции) и введение демократического контроля за армией и органами безопасности.

Обзор эволюции ЕПС Возникновение идеи ЕПС: «Расширенная Европа» (2002) Презентация прообраза ЕПС (2003) 1.Рождение и становление ЕПС ( ) 2.Укрепление ЕПС ( ) – институциализация двух изменений ЕПС: Юг – Восток ( ) – создание Восточного Партнерства (2009) 3.Новая (обновленная) ЕПС (2011) – реализация новой ЕПС ( ) Параллельный процесс: Стратегическое партнерство с РФ (с 2003)

Партнерство ЕС – Россия в фокусе внимания

Партнерство ЕС – Россия Отказ России принимать участие в ЕПС – Принцип «совместной собственности» - основополагающий принцип ЕПС Исключительный статус России – Размеры и политический вес (в т.ч. постоянный член Совета Безопасности ООН, два ежегодных саммита ЕС-Россия (единственная страна мира)) – Традиционный приоритет для России двусторонних отношений с отдельными странами ЕС – Полное равенство отношений – Не только страна-сосед, но и стратегический партнер Правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1997) Финансовая поддержка партнерства со стороны ЕС – в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ENPI) – Выделены незначительные суммы в рамках двустороннего сотрудничества – Россия со-финансирует программы ТГС

Партнерство ЕС – Россия Отношения развиваются в рамках Стратегического партнерства, охватывающего четыре «Общих Пространства» (с 2003 г.) Переговоры о Новом соглашении начаты в 2008 г. – Приостановлены после российско-грузинского вооруженного конфликта, однако возобновлены в ноябре 2008 г. Инициатива «Партнерство ради модернизации» (июнь 2010 г.) – Ключевая платформа для развития двустороннего диалога

«Общие пространства» ЕС-Россия Процесс начат в 2003 г. в рамках Соглашения o партнерстве и сотрудничестве Значение: содержание стратегического партнерства ЕС-Россия Четыре Общих пространства: – Общее экономическое пространство (экономика и защита окружающей среды) Общая цель - создание открытого и интегрированного рынка между ЕС и Россией – Общее пространство свободы, безопасности и правосудия – Общее пространство внешней безопасности (в т.ч. кризисное регулирование и нераспространение оружия) – Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты Ключевой инструмент – «дорожные карты» (разработаны в 2005 г.) – устанавливают конкретные цели и действия в рамках каждого из пространств – с 2008 г. ЕС ежегодно публикует доклад о ходе реализации общих пространств (последний – март 2013 г.) В 2010 г. дополнены инициативой «Партнерство ради модернизации»

Восточное Партнерство в фокусе внимания

Эволюция идеи Восточного Партнерства Инициатива правительств Германии, Польши, Швеции – : статья министра иностранных дер Германии «ЕПС+ для восточных соседей» – : Совместный документ с идеей «Восточного партнерства» (министры иностранных дел Швеции и Польши) – : Европейский Совет поддерживает инициативу – : Коммуникация Восточное партнерство (концепция инициативы) – : Европейский Совет утверждает инициативу

Содержание инициативы Коммуникация COM (2008) 823 от «Восточное партнерство»: замена Соглашений о партнерстве и сотрудничестве «новыми усиленными соглашениями» специальная программа помощи в укреплении административной способности правительств стран-партнеров создание углубленных ЗСТ, в зависимости от готовности экономик либерализация визового режима с возможностью запуска безвизового диалога при условии выполнения соглашений об упрощении оформления виз и реадмиссии лиц укрепление энергетической безопасности на принципах Энергетической Хартии выравнивания регионального развития, поддержка социально- экономического развития новые различные формы многостороннего политического диалога внедрение инициатив-флагманов дополнительно 600 млн. евро из бюджета ЕС + сторонние доноры

Страны «Восточного партнерства» 6 государств: – Украина (46 млн, 303 млрд, 6,656) – Беларусь (9,5 млн, 131 млрд, 13,909) – Азербайджан (9,2 млн, 94 млрд, 10,340) – Грузия (4,6 млн, 23 млрд, 5,114) – Молдова (3,6 млн, 11 млрд, 3,082) – Армения (3,3 млн, 16,9 млрд, 5,110) Члены Совета Европы (кроме Беларуси) Заключили СПС с ЕС (кроме Беларуси) Члены ВТО (кроме Беларуси и Азербайджана) Нестабильные политические режимы Армения и Азербайджан в состоянии войны Напряженные отношения с Россией Территориальные конфликты или их угрозы (кроме Беларуси) Показатели: (1) Население, (2) ВВП (долл. США, в сопоставимых ценах), 2010, (3) ВВП на душу населения (долл. США, в сопоставимых ценах), 2010.

Саммиты «Восточного партнерства» Каждые два года : учредительный саммит в Праге : второй саммит в Варшаве : третий саммит в Вильнюсе – Подписание соглашения об ассоциации с Украиной?

Текущее состояние и задачи Совместная коммуникация JOIN(2012) 13 от «Восточное партнерство: дорожная карта к Саммиту осенью 2013 года»: – Цели, согласованные между ЕС и странами- партнерами – Реформы, необходимые для их достижения – Инструменты и помощь для их реализации – Критерии и сроки выполнения запланированного

ІІ. Механизмы и инструменты ЕПС, Восточного Партнерства и партнерства ЕС-Россия

Институционные и правовые рамки ЕПС/партнерства ЕС-РФ в Европейском Союзе

Правовые рамки внешней политики ЕС Внешние отношения ЕС регулируются положениями учредительных договоров ЕС – Лиссабонский договор 2007 г. ввел понятие «внешнее действие ЕС» (external action, laction extérieur, auswärtige Handeln, działania zewnętrzne), вступил в силу – Положения разд. V Договора о Европейском Союзе (ДЕС) и части третьей Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) Решены четыре ключевые проблемы: – ЕС получил компетенцию и полномочия действовать в разных направлениях Усиливает внешнеполитическую способность ЕС – Четко определено соотношение компетенций государств-членов и ЕС Предупреждение конфликтов – Определены цели и принципы внешней политики ЕС Ограничивает усмотрение ЕС – Механизмы обеспечения единства и последовательности действий ЕС Эффективность действий ЕС в мире ЕС выделяет 5% бюджета ( 5 млрд евро) на внешнюю политику

Внешнее действие ЕС: нормативные основы Цели (ст. 3(5), ст. 21(3) ДЕС) и принципы (ст. 21(1) ДЕС) – Ст. 3(3) ДЕС: «В своих отношениях с миром Союз поддерживает и распространяет свои ценности и интересы, способствует защите своих граждан» Общие положения (гл. 1 разд. V ДЕС) Частные направления: – Общая зарубежная политика и политика безопасности (гл. 1 разд. V ДЕС) включает Общую политику безопасности и оборонную политику – Общая торговая политика (гл. II части третьей ДФЕС) – Политика сотрудничества по вопросам развития (гл. 1 разд. ІІІ части третьей ДФЕС) – Экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами (гл. 2 разд. ІІІ части третьей ДФЕС) – Гуманитарная помощь (гл. 3 разд. ІІІ части третьей ДФЕС) Отношения с соседними странами (ст. 8 ДЕС) Членство в ЕС (ст. 49 ДЕС) Институциональные положения (гл. ІІІ ДЕС, часть шестая ДФЕС)

Статья 8 ДЕС: отношения с соседними странами 1.Союз развивает особые отношения с соседними странами для создания на основе ценностей Союза пространства благосостояния и добрососедства, которому присущи близкие и мирные отношения на основе сотрудничества. 2.Для целей пункта 1 Союз может заключать особые соглашения с соответствующими странами. Эти соглашения могут содержать взаимные права и обязательства, а также возможность совместных действий. Исполнение таких соглашений является предметом периодических консультаций.

Статья 217 ДФЕС: соглашения об ассоциации Союз может заключать соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, вводящие ассоциацию, включая взаимные права и обязанности, совместные действия и специальные процедуры.

Обеспечение согласованности внешнего действия ЕС Европейский Совет определяет общие направления внешнего действия ЕС –г-н Герман ван Ромпей, президент Европейского Совета Совет ЕС и Европейская Комиссия и обеспечивают согласованность различных сфер внешнего действия ЕС – баронесса Кэтрин Эштон, председатель Совета ЕС по внешним отношениям –г-н Жозе Мануэль Баррозо, президент Европейской Комиссии Высокий представитель Союза по иностранным делам и вопросам безопасности обеспечивает согласованность внешнего действия ЕС – носит «двойную шляпу»: одновременное членство в Совете и Комиссии – ему/ей помогает Европейская служба внешнего действия – баронесса Кэтрин Эштон

ЕПС: ключевые личности Генеральный директорат Европейской Комиссии по вопросам расширения и Европейской политики соседства – г-н Штефан Фюле, Комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Европейская служба внешнего действия включает Представительства ЕС в третьих странах – г-н Ян Томбински, Посол ЕС в Украине – г-н Фернандо Валенcуэла, Посол ЕС в России

Механизмы и инструменты ЕПС

Правовая и институциональная основа: двустороннее измерение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – двусторонние договоры между ЕС и его государствами- членами и восточными странами-партнерами – заключены в 1990-е – переговоры о заключении соглашений об ассоциации, включающих создание глубоких и всеохватывающих ЗСТ: они заменят СПС Институциональные рамки: – Ежегодные Саммиты ЕС – страна партнер (главы государств) – Ежегодные встречи Совета по вопросам партнерства (главы правительств) – Органы межпарламентского сотрудничества

Двусторонние Планы действий Двусторонние планы действий ЕПС – взаимно согласованы между ЕС и каждой страной-партнером – между ЕС и Украиной – Повестка дня ассоциации, с 2009 г. (Порядок денний асоціації; Association Agenda) Политические документы – определяют повестку дня политических и экономических реформ с приоритетами на ближайшую и среднесрочную перспективу Отслеживание выполнения поставленных задач – ежегодные (март-май) доклады о прогрессе (progress reports) Европейской Комиссии и Европейской службы внешнего действия в рамках общего «пакета по ЕПС» – учет мнения неправительственных организаций Им предшествовали доклады по стране (country reports) – готовила Еврокомиссия и направляла Совету ЕС ( ) – кроме Беларуси, Алжира, Ливии, Сирии

План действий/Повестка дня ассоциации Для каждой страны отражает приоритеты, согласованные с ЕС Охватывают следующие сферы: – политический диалог и реформы – экономическое и социальное сотрудничество и развитие – вопросы торговли, рынка и реформа регулирования – сотрудничество в области правосудия, свободы и безопасности – отраслевые вопросы транспорт, энергетика, информационное общество, охрана окружающей среды, научные исследования и разработки и т.д. – гуманитарные аспекты в т.ч. контакты между людьми, гражданское общество, образование, здравоохранение

Финансирование и ресурсы ЕПС Ключевой инструмент – Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП/ENPI) – действует с 2007 г. – заменил программы TACИС (техническое содействие СНГ) и МЕДА (средиземноморье) – охватывает Россию На гг. – 12 млрд евро Фонды зависят от: – потребностей и способности страны-партнера освоить эти фонды – степени реализации страной-партнером согласованных реформ Приоритет двустороннему формату (75% ресурсов), региональное измерение и трансграничное сотрудничество имеют вспомогательный характер

Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП) Набор финансовых механизмов – посредством которых решения, принятые на политическом уровне, превращаются в практические действия на местах Гибкий, поддающийся политическому регулированию инструмент Правовое основание – Регламент (EC) 1638/2006 Европейского Парламента и Совета от 24 октября 2006 г., устанавливающий общие положения, учреждающие Европейский инструмент соседства и партнерства Ключевые документы: 1.Стратегический документ (Strategy Paper) на гг. для каждой страны для регионального и трансграничного компонентов 2.Индикативные программы на гг. для каждой страны для регионального и трансграничного компонентов 3.Индикативные программы на гг. для каждой страны для регионального и трансграничного компонентов Проблема: недостаточная связь Стратегического документа и Индикативных программ с Планами действий

Особенности ЕИСП Программы трансграничного сотрудничества Введение программ, касающихся реформирования системы госуправления (Governance Facility) Использование инструментов передачи экспертных знаний о законодательстве (acquis) ЕС и практике его применения в ЕС – инструменты TAIEX, Twinning, SIGMA

Инструменты сотрудничества для многих стран TAIEX (Техническое содействие и информационный обмен) – краткосрочная экспертная помощь в приближении к законодательству ЕС, его внедрению и практическому осуществлению Twinning – долгосрочная экспертная помощь в приобретении квалификации и опыта для принятия, внедрения и практического осуществления законодательства ЕС – направление резидента – советника по твиннингу из госучреждений государства-члена ЕС в страну-получателя SIGMA (Поддержка для совершенствования в области управления и менеджмента) – укрепление государственного управления (административная реформа, государственные закупки, этика госсектора, борьба с коррупцией, внешний и внутренний финансовый контроль)

Инвестиционный фонд соседства (ИФС) 745 млн евро на Мобилизация дополнительного финансирования для инфраструктурных проектов на территории стран ЕПС – ключевые секторы энергетики, окружающей среды и транспорта, а также поддержка развитию МСП и инфраструктуры социального сектора Уже инвестировано 417,7 млн евро в проекты общей суммой 14 млрд евро

После 2013: Европейский инструмент соседства (ЕИС) Сменит ЕИСП/ENPI на период Предварительный бюджет 18,2 млрд. евро Принципы дифференциации и «больше за большее» Большая связь инструментов внешнего действия ЕС и инструментов внутренних политик ЕС Особый статус России – только региональное сотрудничество и ТГС Проект Регламента: – COM(2011) 839, – SEC(2011) 1466: Оценка влияния законопроекта

Механизмы и инструменты Восточного партнерства

Основные инструменты ВП 4 тематические платформы – Надлежащее управление – Экономическая интеграция и рост – Энергетическая безопасность и транспорт – Контакты между людьми 6 ведущих инициатив – Интегрированное управление границами – Фонд поддержки малых и средних предприятий – Рынки электричества, энергоэффективность и возобновляемые виды энергии – Диверсификация энергоснабжения – Профилактика природных и искусственных катастроф, подготовка к ним и реакция на них – Управление окружающей средой

4 тематические платформы Главный инструмент многостороннего формата ВП Ставят задачи и цели в конкретной области, следят за их исполнением, способствуют открытому обсуждению В каждую платформу входят представители (высокого уровня) от: – центральных органов исполнительной власти, парламентов, гражданского общества, международных организаций (ОБСЕ, Совет Европы, ОЭСР), международных финансовых учреждений, частного сектора и социальных партнеров Деятельность могут поддерживать несколько комитетов по отдельным областям – периодические встречи

6 ведущих инициатив придают дополнительный импульс, конкретное содержание и бóльшую наглядность ВП мобилизуют финансирование от различных международных финансовых учреждений и инвестиции из частного сектора

Выработка задач и приоритетов ВП Ведущая роль институций ЕС – в сотрудничестве с правительствами стран-партнеров в т.ч. ежегодные встречи министров иностранных дел – саммиты Восточного партнерства (каждые два года) – Парламентская ассамблея Евронест (Euronest) члены Европейского парламента и парламентов стран-партнеров – учет мнения и позиции организованного гражданского общества Задачи и приоритеты на гг. – Дорожная карта Восточного партнерства Отслеживание выполнения поставленных задач – ежегодные (март-май) доклады о прогрессе (progress reports) Европейской Комиссии и Европейской службы внешнего действия в рамках общего «пакета по ЕПС» – учет мнения неправительственных организаций

«Дорожная карта» на гг. Дорожная карта Восточного партнерства на гг. (Коммуникация JOIN(2012) 13 от ) – Установлены цели, реформы и инструменты (в т.ч. финансовая помощь), необходимые для их достижения, критерии и сроки выполнения – Включает две дорожные карты – для многостороннего и двустороннего измерений ВП

Финансирование ВП 600 млн евро на гг. Поддержка трех основных областей: – Программы формирования государственных институтов для содействия реформам (175 млн евро); – Пилотные программы регионального развития для решения региональных экономических и социальных различий (75 млн евро); – Поддержка отдельных направлений (350 млн евро).

Восточное партнерство Секторальные программы

Всеобъемлющая программа институционального строительства (ВИС) Цель – помочь каждой стране-партнеру выполнить обязательства по соглашениям об ассоциации – в частности, улучшить свои административные возможности (administrative capacity) Приспособлены к нуждам каждой страны- партнера.

Программа ВП по интеграции и сотрудничеству (EaPIC) Реализация принципа «больше за большее» – Дополнительная поддержка институциональным и секторальным реформам в странах ВП с целью укрепить их политический союз и экономическую интеграцию с ЕС Запушена в июне 2012 г. через Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП) 120 млн. евро на гг. Две ключевые области: – демократические преобразования, – устойчивый, всесторонний рост и экономическое развитие

Форум гражданского общества Восточного партнерства (ФГО ВП) Призван содействовать: – контактам между организациями гражданского общества ВП – диалогу с государственными органами – обмену информацией и опытом о мерах, предпринятых странами- партнерами для реформ и модернизации. Оказывает влияние на институты ЕС и национальные правительства посредством представления рекомендаций Общие ежегодные конференции, 4 уже состоялись ( ) Четыре рабочие группы ФГО (следят за работой четырех тематических платформ ВП): – РГ 1. Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность – РГ 2. Экономическая интеграция и сближение с отраслевой политикой ЕС – РГ 3. Окружающая среда, изменение климата и энергетическая безопасность – РГ 4. Контакты между людьми

Пилотные программы регионального развития (ППРР) Помогают странам-партнерам решать основные структурные проблемы – особенно проблемы экономического и социального несоответствия между регионами и группами населения Возможность получать поддержку в области продвижения региональных стратегий развития, имеющих целью финансирование проектов, которые могли бы способствовать преодолению структурных недостатков.

Конференция региональных и местных властей для Восточного партнерства (CORLEAP) платформа для диалога между местными и региональными властями из стран-партнеров и ЕС – Ежегодное мероприятие учреждена в 2011 г. Комитетом регионов по предложению Еврокомиссии (запуск в Познани, Польша) Задача: привлечь местные и региональные власти к реализации ВП, чтобы – укрепить местное и региональное самоуправление в странах- партнерах – сделать ВП более понятным гражданам План действий на гг. – двусторонние соглашения между ЕС и странами-партнерами должны содержать условия по укреплению самоуправления – финансирование проектов, которые поддерживают местную демократию, права человека и активность граждан на местном и региональном уровне

Механизмы и инструменты партнерства ЕС-Россия

Правовые и институциональные рамки Правовое основание отношений – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Связи с Россией осуществляются через: – Саммиты ЕС-Россия (2 раза в год) – Постоянный совет партнерства – Общение на рабочем уровне Четыре Общих пространства: – Общее экономическое пространство (экономика и защита окружающей среды) Общая цель - создание открытого и интегрированного рынка между ЕС и Россией – Общее пространство свободы, безопасности и правосудия – Общее пространство внешней безопасности (в т.ч. кризисное регулирование и нераспространение оружия) – Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты Ключевой инструмент – «дорожные карты» (разработаны в 2005 г.) – устанавливают конкретные цели и действия в рамках каждого из пространств – с 2008 г. ЕС ежегодно публикует доклад о ходе реализации общих пространств (последний – март 2013 г.)

Партнерство для модернизации Постоянно обновляемый Рабочий План мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»: 1.Создание диверсифицированной, конкурентной и сбалансированной низкоуглеродной экономики 2.Облегчение и либерализация мировой торговли, продвижение и углубление двусторонних торгово- экономических связей 3.Усиление сотрудничества в области инноваций, научных исследований и разработок, включая космические и ядерные исследования 4.Верховенство закона, укрепление правовой среды, совершенствование инвестиционного и социального климата 5.Содействие развитию контактов между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом

Инициатива «Северное измерение» Региональная инициатива Объединяет ЕС, Норвегию, Исландию и Россию Решение сложных экологических проблем и содействие экономическому сотрудничеству и контактам между людьми на Европейском Севере.

ІІІ. Трансграничное сотрудничество в ЕПС и партнерстве ЕС-Россия

Программа ТГС Ключевой приоритет ЕИСП Задача: укрепление сотрудничества между государствами-членами ЕС и странами-партнерами на внешних границах ЕС; избежание создания новых разделительных линий Бюджет: 1,1 млрд на – совместное финансирование с Европейским региональным фондом развития – European Regional Development Fund (ERDF) Цели: – содействие экономическому и социальному развитию в приграничных районах – решение общих проблем – обеспечение эффективного контроля и безопасности границ – содействие сотрудничеству между людьми

Характер ТГС Полностью сбалансированное партнерство (инновация!) – страны-партнеры и государства-члены ЕС работают вместе в рамках общей структуры управления с использованием единого набора правил и единого бюджета – совместное определение общих потребностей партнерами на местах по обе стороны границы для проведения деятельности, наиболее уместной в контексте сложившейся ситуации

Ключевые документы Правовое основание: – Регламент (EC) 1638/2006 Европейского Парламента и Совета от 24 октября 2006 г., устанавливающий общие положения, которые учреждают Европейский инструмент соседства и партнерства – Регламент Комиссии (EC) 951/2007 от 9 августа 2007 г., устанавливающий имплементационные правила для программ трансграничного сотрудничества, которые финансируются согласно Регламенту (EC) 1638/2006 Европейского Парламента и Совета от 24 октября 2006 г., устанавливающему общие положения, которые учреждают Европейский инструмент соседства и партнерства 2007: – Стратегический документ (Strategy Paper) по ТГС в рамках ЕИСП на гг. – Индикативная программа на гг. 2011: – Среднесрочный обзор выполнения – Индикативная программа на гг.

Программы ТГС Виды программ ТГС: – по сухопутным границам – по морским границам – морского бассейна Всего по обе стороны внешних восточных и южных границ ЕС было определено 15 программ ТГС – 9 программ по сухопутным границам – 3 морские программы – 3 программы морского бассейна Программы в восточном регионе: – 9 программ сухопутных границ: – 2 программы морских бассейнов

Восток: 9 программ сухопутных границ «Коларктик-Россия» (28 млн евро) «Карелия-Россия» (23 млн. евро) Юго-Восточная финляндско-российская программа (36 млн. евро) Программа Эстонии, Латвии и России (48 млн. евро) Программа Латвии, Литвы и Беларуси (42 млн. евро) Программа Литвы, Польши и России (132 млн. евро) Программа Польши, Беларуси и Украины (186 млн. евро) Программа Венгрии, Словакии, Румынии и Украины (68 млн. евро) Программа Румынии, Украины и Молдовы (126 млн. евро)

Восток: 2 программы сухопутных границ Черноморская программа (17 млн. евро) Программа Балтийского региона (22 млн. евро – вклад ЕИСП в комплексную Балтийскую программу)

Техническая помощь в подготовке проектов ТГС: INTERACT ENPI INTERACT ENPI – специальный проект оказания технической помощи Цели: – поддержка стран-партнеров в подготовке, руководстве и реализации программ трансграничного сотрудничества, финансируемых ЕИСП – тесное сотрудничество с Совместными управляющими органами конкретных программ ТГС – обеспечение взаимодействия между Совместными управляющими органами и Европейской Комиссией Проект: – Предоставляет информацию о возможностях программы ТГС в рамках ЕИСП – Помогает в выборе и разработке проектов, а также подготовке заявлений – Содействует в поиске партнеров по обе стороны границы – Проводит обучение по управлению проектами

Будущее ТГС: Необходимо усилить эффективность и гибкость – Больше интегрировать приоритеты Политики сплоченности ЕС, особенно путем дальнейшего сближения ТГС к правилам Европейского территориального сотрудничества (European Territorial Cooperation). – расширение географического охвата, чтобы охватить важные экономические, социальные и культурные центры, важные для надлежащего функционирования программы; – полное применение принципа «совместного управления», включая государств-членов ЕС как подписантов Финансовых соглашений; – со-финансирование со стороны стран-партнеров, прежде всего со стороны России.

Спасибо за внимание!