Л.В. Халюзова
Вид проекта: исследовательско-творческий; Продолжительность проекта: среднесрочный – январь май 2013гг; Участники проекта: дети младшей, средней групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников; Образовательная область: чтение художественной литературы
Развитие устойчивого интереса к книге как к самостоятельному, наглядному объекту литературы; создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы; воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события; формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения; развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым); побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, формировать начальные предпосылки поисковой деятельности; воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Средний дошкольный возраст формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке; обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанров (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы); развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет) в других видах деятельности (игрой, продуктивной,); способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг, иллюстраций; развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
Продукт проекта: Младший дошкольный возраст: Для детей: Выставка: «Необыкновенные книги»; «По страницам любимой книги» - конспект НОД; Создание «Книжного уголка» Средний дошкольный возраст Для детей: Выставка: «На книжной полке»; Инсценировка«Теремок и уголёк» по мотивам рус.нар. сказки; Выставка детских работ по любимым произведениям; Фотовыставка «Мы любим книги» Библиотечка «Книжек – малышек» Альбом рисунков «Что за прелесть, эти сказки!» Для педагогов: Серия конспектов НОД по образовательной области - ЧХЛ; Диагностический материал; Презентация проекта Для родителей: Подборка консультаций, памяток, рекомендаций на тему: «Воспитывайте будущего читателя», «Что и как читать ребенку дома» Тетрадь: - «Учите вместе с нами»
Младший возраст: дети должны проявлять интерес к знакомым и новым произведениям; с интересом рассматривать иллюстрации к текстам, называть изображенных на них героев; эмоционально переживать содержание прочитанного, радоваться хорошему концу сказки, рассказа; обращаться к взрослому, с просьбой прочитать любимое произведение, положительно отзываться на предложение взрослого послушать чтение новой книги; узнавать знакомое произведение, его героев при повторном прочтении; начинать использовать прочитанное (образ, сюжет) в других видах деятельности; понимать, что книги рассказывают о многом уже известном, но больше неизвестном, что они учат, как себя вести; читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм.
Средний возраст: иметь элементарные гигиенические навыки, необходимые для чтения, овладеть первоначальной читательской культурой; проявлять интерес к процессу чтения, героям и причинам их поступков, выражать желание участвовать в инсценировке отрывков произведений; живо откликаться на прочитанное, проявляя разную степень выражения эмоций, уметь самостоятельно придумывать продолжение сюжета, публично читает стихотворения наизусть, стремясь передавать свои переживания голосом, мимикой; вступает в диалог со взрослыми и сверстниками по поводу прочитанного, задает вопросы по тексту, пытается рассуждать о героях (их облике, поступках, отношениях); слушает художественное произведение с интересом, запоминает прочитанное, и недолгое время удерживает информацию (об авторе, содержании произведения); проявляет творческие способности, использует читательский опыт в других видах деятельности: продуктивной, театрализованной;
Физическая культура младшая группа пальчиковые игры – «Стучалочка», «Бу – бу, я рогатый»; подвижные игры – «Лиса»,«Кот и мыши» и др. средняя группа пальчиковые игры – подвижные игры – «Бабка – ёжка», «Мышеловка», «Гуси – лебеди» и др.
Познание НОД младшая группа чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» «По страницам любимой книги» - интегрированное занятие Экскурсия в среднюю группу средняя группа игра – занятие «Необыкновенные книги» рассказывание русской народной сказки «Жихарка» игра – занятие «Книжкина больница» Экскурсия в старшую группу
Совместная деятельность педагога с детьми: младшая группа: рассказ воспитателя о книге; беседа «Моя любимая книга»; опыт «Тонет, не тонет» средняя группа рассказ воспитателя о свойствах бумаги; рассказ воспитателя о профессии - библиотекарь; беседа «Дружба начинается с улыбки»; игры, задания и упражнения в книжном уголке; занимательные игры с книгами «Правила гостеприимства» Целевая экскурсия в детскую библиотеку
Коммуникация Рассматривание и беседы по иллюстрациям сказкам и произведениям устного народного творчества и детских писателей: «Петушок с семьёй» рис. Г. Никольского; «Тили – бом!», «Гуси вы, гуси» рис. Ю. Васнецова; «Тень – тень», «Заинька по сеничкам…» рис. Т. Мавриной; «Волк и семеро козлят» рис. К. Рачеева; «Лиса, заяц и петух» рис. Ю. Васнецова; «Кот, петух и лиса» рис. Ю. Васнецова и К. Кузнецова; «На нашем дворе» по произведениям Е. Чарушина, рис. автора; «Петушок, золотой гребешок» рис. М. Беляевой; «Снегирь» рис В. Винокурова; «Телефон» рис. В. Цигаля
Художественное творчество Продуктивная деятельность младшая группа рисование и лепка по сказке «Репка»; аппликация (коллективная) по сказке «Рукавичка»; аппликация (коллективная) «Игрушки» (по произведениям А.Л. Барто); конструирование «Кораблик» (природный материал) средняя группа рисование «Петя – петушок»; (по мотивам русских народных сказок); рисование «Моя любимая сказка» лепка «Посуда для трёх медведей»; аппликация «Приглашение в гости»;
Социализация Выставки: «О чем рассказывает книга»; «Какие бывают книги»; Выставка детских работ по любимым произведениям; Фотовыставка «Мы любим книги» Театрализованная деятельность: младшая группа «Волк и семеро козлят» «Репка» средняя группа «Теремок и уголёк» по мотивам рус.нар. сказки
Чтение художественной литературы Заучивание: младшая группа «Игрушки» А.Л. Барто; «Тили – бом!» «Ай - люли…» Е.А. Благининой средняя группа «Жаворонушки» рус.нар. пот. «Снегирь» А.Л. Барто «Песенка про сказку» Э. Успенского
Чтение: младшая группа «Телефон», «Мойдорыр», «Путаница», «Федорино горе» - К.И. Чуковского; «Коза -дереза»; обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка» обр. А. Краснова; «Три котенка» В. Сутеева средняя группа «Жихарка» обр. И. Карноуховой «Баба Яга и Дарьюшка» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л. Толстого; «Зимовье» обр.И. Соколова – Микитова; «Петушок и бобовое зернышко» обр. О. Капицы; «Лисичка – сестричка и волк» обр.М. Булатова
Труд младшая группа Ручной труд «Зайчик», «Мишка» (оригами) средняя группа Ручной труд «Жаворонок», «Кораблик» (оригами); Ручной труд «Кораблик» (природный материал); Теневой театр по сказке «Заюшкина избушка»; Акция – «Подари книге жизнь» (подклейка, ремонт книг)
Музыка Слушание младшая группа «Зайчик» муз. Л. Лядовой, «Медведь» муз. Е. Теличеевой (образы героев русских народных сказок); «Лесные картинки» муз. Ю. Слонова средняя группа «Колыбельная» муз. А. Гречанинова; «Зайчик» муз. Ю. Матвеева; «Жаворонок» муз. М. Глинки; «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. П. Чайковского Песни младшая группа «Петушок», «Зайчик» рус.нар. песни; «Плачет котик» муз. М. Пархаладзе; средняя группа «Заинька выходи», «Гуси- лебеди и волк» муз. Е. Теличеевой «Если добрый ты» муз. Б. Савельева
Итоги проекта Чему мы научились, с чем познакомились: Образовательная область – «Чтение художественной литературы» называют любимую сказку, рассказ, умеют классифицировать произведения по жанрам; заучивают стихи, стараются выразительно читать их на публике; способны внимательно слушать текст не менее 10 минут; Образовательная область – «Коммуникация» вступают в диалог со взрослыми и сверстниками по поводу прочитанного (отвечают на вопросы, сами задают их); эмоционально откликаются на прочитанное, пытаются объяснять причины поступков героев; умеют самостоятельно пересказать знакомое произведение;
Образовательная область – «Социализация» знают и выполняют правила поведения в книжном уголке, аккуратного обращения с книгой; понимают, что книги рассказывают о многом и учат, как себя вести; Образовательная область – «Труд» имеют представление о профессиях, связанных с книгой (продавец книжного магазина, библиотекарь); имеют представления о том как можно отремонтировать книгу, какие используются для этого материалы, участвуют совместно со взрослыми в ремонте книг;
Образовательная область – «Художественное творчество» умеют создавать индивидуальные и коллективные композиции в аппликации, лепке, рисовании по знакомым литературным произведениям; Образовательная область – «Музыка» передают образы героев сказок в танце, музыкально – ритмических движениях; участвуют в сказках с музыкальным сопровождением; в музыкальных играх с пением; Образовательная область – «Познание» имеют представления о свойствах и назначении предметов (книга); знают разные виды книг; познакомились со свойствами бумаги
«Коммуникация» свободное общение с взрослыми и детьми в ходе реализации проекта «Социализация» формирование первичных ценностных представлений «Познание» формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей «Труд» формирование представлений о профессиях людей, умения взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности «Художественное творчество» развитие детского творчества Образовательная паутинка проекта
Январь Беседа «Моя любимая книга»; Экскурсия в среднюю группу Февраль Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; Беседа «Какие бывают книги?» Март Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка»; Игры и упражнения в книжном уголке Игра-занятие «Необыкновенные книги» Апрель Драматизация украинской народной сказки «Рукавичка»; Игра-занятие «Кошкин дом»; Игры-занятия Май Праздник – открытие «Книжного дома»; Экскурсия в библиотеку; Посещение выставки «Детская рукотворная книга»
Критерии оценивания показатели высокий средний низкий 1. Знает и соблюдает правила аккуратного обращения с книгами (брать книги чистыми руками, рассматривать сидя за столом) %12-57,2%5-23,8% 2. Предложение послушать чтение принимает с удовольствием, часто просит повторно прочитать знакомое произведение 6-28,6% 10-47,6% 5-23,8% 3. Активно сопереживает героям произведения, реагируя словом или действием 1-4,8% 9 – 43,9% 11 – 52,3% 4. Совместно со взрослыми или сверстниками рассматривает иллюстрации, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, высказывается о персонажах и ситуациях 9 – 42,9% 7 – 33,3% 5 – 23,8% 5. Легко включается в процесс восприятия, способен дослушать небольшой текст до конца (5-7 минут) 8 – 38,1% 5 – 23,8% 6. Начинает использовать литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности 0 – 0%4 – 19% 17 – 81% 7.Понимает, что книги рассказывают о многом0 – 0% 100% 8.Читает наизусть короткие стихотворения 9 – 43,9% 4 – 19% 8 – 38,1% итого22,2%32,3%45,5%