Вы уже знаете о том, что одной из характерных черт человеческой деятельности в различных сферах является ее творческий характер. Рассмотрим подробнее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобретение – что-то новое, ранее не известное, созданное при помощи творческой мысли и работы, изобретателем. Открытие – установление существования,
Advertisements

Изобретательная деятельность Подготовила Афонина Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Леляевка»
Изобретательская деятельность «Изобретения людей продвигаются из века в век» Б. Паскаль Как происходит изобретение нового? Каким образом человек приходит.
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Архимедова сила. Зависимость давления в жидкости или газе от глубины погружения тела приводит к появлению выталкивающей силы / или иначе силы Архимеда.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Технология решения творческих задач. 11 класс. «Изобретения людей продвигаются из века в век» Б. Паскаль.
Технология. 11 класс Метод решения творческих задач М Е Т О Д ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ.
Изучаем свободное падение Занятие 3. Работы Аристотеля, Галилея, Ньютона В четвертом веке до нашей эры древнегреческий ученый Аристотель написал книги,
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Нелинейные диофантовы уравнения Методическая разработка учителя Поляковой Е. А.
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Физика - основа техники. Урок 4. Развитие физики сопровождалось изменением представлений людей об окружающем мире. Отказ от привычных взглядов, возникновение.
План урока: 1.Человек как часть природы и общества. 2.Потребности человека и общества. 3.Сферы общественной жизни. 4.Виды обществ. Сущность общества. 5.Науки,
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Выравнивание статистических рядов. Во всяком статистическом распределении неизбежно присутствуют элементы случайности, связанные с тем, что число наблюдений.
Транксрипт:

Вы уже знаете о том, что одной из характерных черт человеческой деятельности в различных сферах является ее творческий характер. Рассмотрим подробнее особенности деятельности изобретателя, которую некоторые исследователи считают высшим проявлением творчества в трудовой деятельности.

Сам творческий процесс изобретательства, как и его результаты, издавна привлекал людей. Откройте любую энциклопедию,и ее страницы поведают вам о знаменитых, не очень знаменитых и просто малоизвестных изобретателях. Как происходит изобретение нового? Каким образом человек приходит к решению технической задачи? Что движет неутомимыми изобретателями? Попробуем приоткрыть завесу таинственности над этими вопросами.

Исследователи творческого процесса в работе изобретателя выделяют различные этапы, но все они сходятся на том, что изобретательскому творчеству присущи желания (мотивы), знания, умения. Эти три оставляющие проявляются в разной степени на разных этапах изобретательства. Сначала возникает желание усовершенствовать какое-то устройство, механизм, принцип работы машины. Оно нередко бывает продиктовано стремлением облегчить работу, сделать труд приятным, высвободить время и силы человека. Напряженная умственная работа над идеей изобретения приводит к выработке схемы или плана решения поставленной задачи. На этой фазе главная роль принадлежит знаниям. Оперируя ими, изобретатель как бы проводит мысленные опыты, выстраивает модель, проверяя ее с помощью логики. Это наиболее творческий момент в его деятельности. Так как новая техническая задача чаще всего не может быть решена традиционными способами, то у изобретателя возникает своего рода познавательно-психологический барьер, затруднение Для его преодоления нужен своеобразный трамплин, который поможет подняться на новую высоту и решить задачу. Иногда трамплин-подсказка возникает как бы неожиданно, из совершенно иной области жизни, из неожиданного наблюдения. Предания и легенды из жизни изобретателей и ученых пестрят необычными подсказкам, приводившими к преодолению барьера: это и ньютоново яблоко, и ванна Архимеда

Конечно, подсказка воспринимается как таковая при определенных условиях. Мысль ученого или изобретателя должна быть «настроена» на поиск ответа. Все возможные варианты решения должны быть проанализированы, многие из них отброшены как неудачные. Подсказка оказывается полезной людям, обладающим а с с о ц и а т и в н ы м м ы ш л е н и е м (лат. associare – соединение, связь между психическими явлениями, при которой восприятие или представление одного из них влечет за собой появление другого).

Задачи, которые сегодня решают изобретатели, носят сложный комплексный характер. Они торопят, заставляют мысль изобретателя работать без устали. Достаточно вспомнить экологические проблемы, чтобы понять, что сегодня нельзя ждать, когда случай, интуиция, вдохновение помогут изобретателю решить поставленную задачу. Необходим систематический поиск, целенаправленная работа ради получения оптимального решения проблемы. В сущности изобретательская деятельность состоит в решении особых задач. Алгоритм (последовательность действий, программа) может быть выработан для разных видов деятельности. Как извлечь квадратный корень из числа, как переходить улицу по сигналу светофора – все это может быть описано на языке алгоритмов. Любое изобретение обладает такими качествами, как новизна, существенное отличие от уже известного, полезный эффект. В отличие от открытия в науке изобретение связано с созданием того, чего раньше не было в том виде, как это придумал изобретатель. А открытие означает обнаружение того, что уже существует в природе, но неизвестно людям. Всемирное тяготение изобрести нельзя, а вот парус или самолет – можно.

Изобретательская деятельность многогранна. Она включает поиск задачи, ее решение, превращение новой идеи в работоспособную конструкцию. И все-таки самое главное – решить задачу. Решение – основа изобретательской деятельности. В одних случаях такой задачей является совершенствование уже имеющейся технической системы, в других – поиск принципиального нового решения. В практике изобретательства на этом этапе деятельности нередко используют стандартные приемы, применявшиеся прежде в других случаях. Существуют определенные правила построения модели задачи. В модель всегда должно входить изделие. Вторым элементом модели является то, что обрабатывает, изменяет изделие, - «инструмент» или его часть, непосредственно воздействующая на изделие. Правильно выработанный вариант «конфликтующей пары» иногда сразу дает решение задачи. Анализ модели задачи помогает уяснить, какой элемент «конфликтующей пары» надо изменить. Правила тут такие: менять надо «инструмент», а если этого невозможно добиться по условиям задачи, надо изменять внешнюю среду Следующий шаг – формулировка идеального конструкторского решения, т.е. такого, которое было бы возможно при отсутствии естественных ограничений.

Изобретение, как правило, завершается оформлением заявки, описания и формулы его. В описании указывается название изобретения, область техники, к которой оно относится, перечисляются ранее известные решения и из недостатки, излагается цель данного изобретения и подробно раскрывается его сущность и преимущества. Права изобретателя защищаются законом. Еще в древнегреческом городе Сибарисе существовал закон, по которому тот, кто придумал новое блюдо, имел привилегию: никто не мог в течение года готовить или продавать это блюдо, кроме его автора. И современный закон гарантирует изобретателю право на вознаграждение. Он может дать свое имя изобретению, принимать участие в его внедрении. Существуют и иные способы отметить изобретателя – призы выставок, медали, почетные звания и т.п. Но истинному изобретателю главное удовольствие доставляет сама изобретательская деятельность, а не только ее результат.

« Изобретения людей подвигаются вперед из век в век. Доброта же и злость людская в общем остаются те же». Б.ПАСКАЛЬ (1623 – 1662), французский ученый, писатель