СОЛОВЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА 575-05-05, комн. 450 (гл. корпус), elena_solovyeva@mail.ru elena_solovyeva@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Понятие-человек, индивид,личность.. ЧЕЛОВЕК это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни является субъектом.
Материалы для педагогов и родителей. Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 1. Астенизация Быстрые темпы процесса астенизации.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Обобщающий урок по теме «Индивидные свойства человека» урок психологии 9 класс по программе Дубровиной И.В. «Психология» Автор: Батюта Оксана Владимировна,
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Тема: Личность как уникальная социальная система. План : 1. Человек, индивиды, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. Основные типы личности.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Сравнительный анализ понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» « Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
ПЛАН Понятие «человек» Понятие «индивид» Понятие «индивидуальность» Понятие «личность» Два подхода в определении личности Факторы формирования личности.
Транксрипт:

СОЛОВЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА , комн. 450 (гл. корпус),

Используемое в современной психологии понятие индивидуальности впитало в себя достижения всех существующих в психологии подходов гуманистическая психология – уникальность и ценность каждого человека; гештальтпсихология – структурность и целостность; функционализм – активность и адаптивность; бихевиоризм – вероятностный характер поведения; психоанализ – влияние ранних фаз развития ; генетическая психология и теория деятельности – наличие самих этих фаз.

Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Б.Г. Ананьев.» Человек как предмет познания» СПб.: Питер, 2001, с. 273.

Индивидуально неповторимое сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности и т.д. В.С. Мерлин. «Очерк интегрального исследования индивидуальности» М.: Педагогика, с.

Индивид – человек как единичный представитель вида Homo Sapiens. Свойства индивида: возраст; пол; свойства нервной системы; соматотип; структура органических потребностей; задатки (функциональная морфология коры головного мозга); темперамент.

Онтогенез – форма развития индивидных свойства.

Хорошая почва Плохая почва Межгрупповые различия Внутригрупповые отличия Семена Влияние качества среды на характер различий

Личность – человек как активное общественной существо Свойства личности: статусы и роли; ценностные ориентации; мотивация поведения; характер; самооценка; структура общественного поведения.

Критерии сформировавшейся личности 1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует определенная иерархия: способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего- то другого. 2. Наличие самосознания как особой инстанции личности, заключающейся в возможности сознательного соподчинения мотивов.

Личность «рождается» дважды А.Н. Леонтьев Этапы формирования личности6 1. Дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов, подчинение непосредственных побуждений социальным нормам («эффект горькой конфеты»). 2. Подростковый возраст – появление стремления и способности осознавать свои мотивы, работа над их подчинением и переподчинением.

Свойства человека как субъекта деятельности включают три компонента: сознание как субъективное отражение объективного мира; деятельность как форма преобразования реальности; творчество как создание новой реальности.

Основные "секулярные тренды" 1. Астенизация выражается в увеличении в популяции эктоморфного или астеноидного типа. Среди населения старше 50 лет доля астеников составляет 30-35%. Юноши и подростки - около 50%. Дошкольники и дети младшего школьного возраста - около 65%!

2. Ретардация развития - замедление скорости биологического развития, включая и сроки полового созревания (акселерации - ускорения сроков созревания). В наши дни предростовой скачок дети переживают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период в сравнении с годами отодвинулся на 2,5-3 года и приходится на возраст 13-14,5 лет.

3. Увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием (левши) и лиц, у которых межполушарная асимметрия или доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко (амбидекстры). Среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров - около 10%, тогда как в детской популяции доля леворуких возрастает до 11%, а амбидекстров - до 45%.

4. Ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа. Неотения – способность организмов сохранять особенности разных стадий своего развития и во взрослом состоянии

5. Грацилизация. Этим термином обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Более грацильными в наши дни становятся не только эктоморфы (астеники), но и представители других конституциональных типов - мезоморфы (атлетики) и эндоморфы (пикники).

6. Андрогиния - частичное сглаживание половых различий или полового диморфизма. Тенденция к андрогинии сопровождается сменой эстетического идеала, который, в свою очередь, оказывает влияние на моду.

Психологические признаки, сопровождающие данные морфологические изменения эволюционно более продвинутые индивиды характеризуются большей чувствительностью и психологической ранимостью; более высоким интеллектом, в особенности невербальным; большими креативными способностями; меньшей степенью экстравертированности; большей критичностью; самодостаточностью и независимостью мышления; меньшим авторитаризмом, меньшей агрессивностью; сдвигом динамики суточной активности в сторону "совы".

Механизм объединения (интеграции) различных подструктур индивидуальности – формирование индивидуальных стилей. Индивидуальный стиль деятельности объединяет свойства индивида и свойства субъекта деятельности. Индивидуальный стиль общения – индивидные и личностные свойств. Когнитивные стили – свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Спасибо!