Философия качества и проблемы внедрения формализованной системы Дефицит ресурсов и дефицит осознания ресурсов – две разные проблемы. Любые материальные и финансовые условия, как правило, воспринимаются недостаточными ( пример – финансирование нацпроекта в ЮФУ ), ресурс качества – недооценен и недоосознан … Наиболее аллергично в сообществе менеджеров ЮФУ воспринимаются : 1) « новояз » СМК, 2) выраженные в « чужеродных » терминах принципы СМК. Словарь утвержден национальным стандартом качества ( нормативная данность ), но выраженная им система описаний (« бизнес - процессы », « продукция ») апеллирует к новой для вуза философии.
Философия качества и проблемы внедрения формализованной системы Суть философии качества : университет выпускает значимый для общества « продукт » ( это полученные в процессе обучения профессиональные компетенции и результаты научных исследований ); качество этого продукта должно быть обеспечено рациональной организацией процедур производства новых компетенций у потребителей образовательной услуги и производства новых научных результатов по заказу государства либо организаций ( олицетворяющих общественное потребление науки ), при этом формальные признаки качества результата в обоих случаях должны быть очевидны и соответствовать принятым критериям ; все элементы технологии получения качественного результата должны быть : а ) осознаны, б ) формально прописаны и регламентированы, в ) включены в систему цикличного контроля.
Цель разработки и внедрения СМК в ЮФУ Демонстрация способности обеспечивать соответствие своей образовательной, научной и инновационной деятельности требованиям потребителей и применяемым нормам действующего законодательства. Достижение удовлетворенности потребителей за счет результативного применения СМК, включая процессы ее непрерывного улучшения. Обеспечение уверенности потребителей, руководства и персонала университета в том, что требования к качеству обучения и к системе менеджмента качества определены и выполняются.
Необходимость и преимущества внедрения СМК 1. Требования предстоящей аккредитации вуза 2. Обязательное условие для заключения госконтрактов по определенному классу НИР и ОП 3. Необходимый фактор международной аккредитации образовательных програм Сертификация системы менеджмента качества в соответствии с международным и национальным стандартами является обязательным условием подтверждения статуса университета и дополнительным конкурентным преимуществом
Восемь принципов менеджмента качества 1. Ориентация на потребителя 2. Высокая роль включенности руководства 3. Вовлечение работников 4. Процессный подход 5. Системный подход к менеджменту 6. Постоянное улучшение 7. Принятие решений, основанное на фактах 8. Взаимовыгодные отношения с партнерами
Области сертификации Управление стратегическим развитием в соответствии с профилем университета Проектирование, разработка и осуществление образовательной деятельности в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации Научная деятельность
1. Подготовка : - конкурсные процедуры по поддержке внедрения СМК ( август 2008 г.) - начало процедур разработки и внедрения СМК в ЮФУ ( г.) - создание и введение в действие организационных структур СМК ( г.) - создание и введение в действие внутренней нормативной базы ( г.) - обучение сотрудников в области СМК ( г.) 2. Оценка СМК : - внутренний аудит СМК (15.09– г.) - предварительная оценка СМК (26.10– г.) - сертификация СМК (23.11– г.) - анализ СМК руководством ( ноябрь - декабрь 2009 г.) 3. Перспектива : - функционирование и развитие СМК ( постоянно ) - подтверждение соответствия международному стандарту СМК ЮФУ ( ежегодно ) Этапы сертификации
Инициирование процесса формирования СМК ЮФУ Приказ ректора 5041 от г. « О разработке системы менеджмента качества ЮФУ в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения ( СКОУ ) и рекомендациями IWA2:2003»
Конкурсные процедуры 15 августа 2008 г. объявлены конкурсные процедуры: « Оказание консалтинговых услуг по разработке и внедрению системы менеджмента качества ( СМК ) Южного федерального университета на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000». Конкурс выиграл : ООО « Аудиторско - экспертное бюро « ЭРКОН » « Оказание услуг по проведению сертификации системы менеджмента качества Южного федерального университета на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000». Конкурс выиграл : Ассоциация по сертификации « Русский Регистр »
Организационные структуры СМК Рабочая группа по разработке и внедрению СМК ЮФУ Представитель руководства по качеству Совет по качеству Центр менеджмента качества Уполномоченные по качеству Сертифицированные внутренние аудиторы
Внешняя нормативная база формирования СМК ЮФУ МС ИСО 9000:2005 « Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ». МС ИСО 9001:2008 « Системы менеджмента качества. Требования ». МС ИСО / ТР 10013:2001 « Рекомендации по документированию систем менеджмента » IWA 2:2003 « Рекомендации по применению МС ИСО 9001:2000 в учреждениях образования » Типовая модель системы качества образовательного учреждения ( СКОУ ), 2006.
Внутренняя нормативная база Издано 20 приказов, в том числе : 1. Приказ 5041 от г. « О разработке системы менеджмента качества ЮФУ в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения ( СКОУ ) и рекомендациями IWA2:2003» 2. Приказ 5675 от г. « О дополнении к приказу 5041 от г. ( Утверждение плана - графика )» 3. Приказ 31- ОД от « Об утверждении Политики в области качества ЮФУ » 4. Приказ 118- ОД от « О введении в действие документов СМК Южного федерального университета » 5. Приказ ОД от г. « О создании Центра менеджмента качества ЮФУ » 6. Приказ 4215 от г. « Об утверждении целей ЮФУ в области качества в 2009 г.» и др.
Порядок разработки и внедрения основных документов 1. Разработка документов СМК. 2. Представление и обсуждение документов на Совете по качеству. 3. Согласование документов в рабочем порядке. 4. Представление и утверждение документов на Ученом совете. 5. Введение документов в действие приказом ректора.
Заседания советов 1. Заседания совета по качеству 1 от 25 сентября 2008 года 2 от 16 декабря 2008 года 3 от 25 декабря 2008 года 4 от 2 0 февраля 2009 года 5 от 10 июля 2009 года 2. Заседание ученого совета 4 от 5 июня 2009 года 5 от 26 июня 2009 года
Документы CМК, описывающие процессы Иерархия документов СМК Процессы в ЮФУ Количество документов Процессы управления27 Основные функциональ- ные процессы 27 Процессы менеджмента ресурсов 22 Процессы мониторинга, измерений, анализа и улучшения 6 Итого:82
Документы СМК для прохождения процедуры сертификации 5 основных документов (из 82), введенных в действие: Положения : Положение о совете по качеству Положение о представителе руководства по качеству ЮФУ ( представителе директора УНИКа по качеству ) Положение об уполномоченном по качеству структурного подразделения ЮФУ Положение о комиссии по качеству Положение о группе внутренних аудиторов ( контролеров ) системы менеджмента качества ЮФУ
Документы СМК для прохождения процедуры сертификации 8 основных документов (из 82), введенных в действие: Руководство по качеству и документированные процедуры ( ДП ) : Руководство по качеству ДП « Управление документацией системы менеджмента качества » ДП « Управление записями системы менеджмента качества » ДП « Организация внутренних аудитов ( проверок ) системы менеджмента качества » ДП « Проведение внутренних проверок системы менеджмента качества » ДП « Управление несоответствиями » ДП « Улучшение. Корректирующие и предупреждающие действия » Блок - схема процесса СМК « Внутренние аудиты системы менеджмента качества »
Степень готовности документов СМК
Обучение сотрудников в области менеджмента качества 8 8 программ краткосрочного повышения квалификации сотрудника прошли повышение квалификации ( в 2008 г. – 132 человека, в 2009 г. – 220) Обучение проводилось в сфере управления качеством (98 человек ), аудита качества (57), методологии и технологии СМК (197) Категория обучающихся : сотрудники ректората, АУП, ППС, АХП, УВП, сотрудники НИИ )
Этапы внутреннего аудита 5.09– г. ( учебные подразделения ) 05.10– г. ( НИИ, АУП, АХЧ, филиалы )
Количество внутренних аудитов Структурное подразделение ВсегоПодразделенияУчебные НИИ, АУП, АХЧ, филиалы ЮФУ - Центр ТТИ ПИ ИАрхИ Филиалы 55 Итого :
Виды процессов Процессы управления : Процессы стратегического управления, управления документацией и др. Процессы менеджмента ресурсов : Процессы, в ходе которых реализуются функции управления материальными и нематериальными ресурсами, необходимыми для достижения целей процессов. Основные функциональные процессы : Устойчивые, целенаправленные совокупности взаимосвязанных видов деятельности, реализующие задачи организации, в том числе приносящие доход. Процессы мониторинга, измерений и улучшения : Процессы, необходимые для демонстрации способности достигать запланированных результатов и повышения результативности СМК с использованием статистических методов измерения.
Объекты аудита в ЮФУ Процессы управления : 4.1 Система менеджмента качества. Общие требования 4.2 Требования к документации 5.1 Обязательства руководства 5.2 Ориентация на потребителя 5.3 Политика в области качества 5.4 Планирование 5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 5.6 Анализ со стороны руководства
Объекты аудита в ЮФУ Процессы менеджмента ресурсов : 6.1 Обеспечение ресурсами 6.2 Человеческие ресурсы 6.3 Инфраструктура 6.4 Производственная среда Основные функциональные процессы : 7.1 Планирование выпуска обучающихся и результатов НИР, ОКР 7.2 Процессы, связанные с потребителем 7.3 Проектирование и разработка 7.4 Закупки 7.5 Обеспечение производства и обслуживания 7.6 Управление оборудованием для мониторинга и измерений
Объекты аудита в ЮФУ Процессы мониторинга, измерений и улучшения : 8.1 Измерение, анализ и улучшение. Общие положения 8.2 Мониторинг и измерение 8.3 Управление несоответствующими результатами 8.4 Анализ данных 8.5 Улучшение
Предварительные результаты внутреннего аудита процессов учебных подразделений
Количество несоответствий по основным процессам в учебных подразделениях
Предварительные результаты внутреннего аудита процессов в НИИ, АУП, АХЧ, филиалах
Количество несоответствий по основным процессам в НИИ, АУП, АХЧ, филиалах
Предварительная оценка СМК Проведена Ассоциацией по сертификации « Русский Регистр » 26.10– г. Результаты представлены ректору Критических несоответствий не выявлено ; в то же время сделано большое число замечаний по документированию деятельности, пользованию устаревшей нормативной базой и неинформированности сотрудников относительно целей и принципов СМК Предсертификационный аудит будет проведен в ЮФУ 23_ ноября _–_3_ декабря _2009_ г.
Анализ СМК со стороны руководства Оцениваются : Соблюдение основных положений Политики ЮФУ в области качества Достижение целей ЮФУ в области качества. Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг (научной продукции). Доверие потребителей и других заинтересованных сторон к ЮФУ. Ресурсное обеспечение процессов СМК. Эффективность корректирующих и предупреждающих действий. Меры стратегического, текущего и оперативного характера по совершенствованию СМК. Целостность СМК при проведенных за отчетный период изменениях организационной структуры. Наибольшие проблемы с качеством. Эффективность распределения ответственности и полномочий руководителей.
Анализ СМК со стороны руководства Оцениваются : Результативность внутренних аудитов и своевременность устранения несоответствий. Предложения и рекомендации по улучшению деятельности. Удовлетворенность качеством проведенных закупок материалов и услуг Результаты образовательной и научно-исследовательской деятельности Результаты маркетинговых исследований Качество деятельности университета в сравнении с предыдущим отчетным периодом Эффективность мероприятий по подготовке и поддержанию компетентности персонала
Рейтинг факультетов по выполнению целевых показателей развития ЮФУ, реализации задач факультетов и оснащенности УМР нового поколения
Спасибо за внимание Представитель руководства по качеству, проректор по УМР Ирина Владимировна Мостовая