Тема: «РОЛЬ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ НА ГРАНИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЖЕРТВЕННОСТИ ВО ИМЯ ВЫСОКИХ ИДЕАЛОВ». Выполнила: Ученица 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А Некрасова Н.А Некрасова Выполнили учащиеся 10 класса «Б» Пятых Ксения Макеев Илья Гулин Артем.
Advertisements

Семинар по лирике А. С. Пушкина 1.Становление личности поэта. 2.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. 3.Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 5.Пушкин.
Николай Алексеевич Некрасов ( ) 1. Выяснить, что значит быть гражданином, по мнению Н.А. Некрасова. 2. Определить тему урока.
Пушкин о назначении поэта и поэзии
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Сложноподчиненные предложения (урок-практикум) учитель русского языка и литературы МКОУ Гришевской СОШ Подгоренского района Воронежской области Лозовая.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Пророк»
Транксрипт:

Тема: «РОЛЬ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ НА ГРАНИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЖЕРТВЕННОСТИ ВО ИМЯ ВЫСОКИХ ИДЕАЛОВ». Выполнила: Ученица 10 «А» Казенас Ольга Руководитель: Поверенная В.В.

Введение Введение Поэты всегда играли важную роль в жизни общества, так как литература имеет большое влияние на умы людей. Желая менять с помощью своего творчества людей и мир к лучшему, великим поэтам нередко приходилось идти на жертвы. Жертвовать свободой ради возможности писать о том, с чем ты не согласен. Жертвуя сокровенностью душевных переживаний, выносить свои чувства на всеобщее обозрение. Жертвовать расположением общества, чьи пороки он вытаскивает наружу.

Именно на долю поэтов, воспевающих свободу, взывающих к справедливости, выпадает множество препятствий. Я бы хотела сравнить стихотворения трех, на первый взгляд, совершенно не похожих поэтов, каждый из которых жил и творил в непростые для России времена. Творчество А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и В.В. Маяковского.

Александр Сергеевич Пушкин: Свобода и Избранность Александр Сергеевич Пушкин: Свобода и Избранность Тема поэта являлась одной из самых животрепещущих тем в лирике А.С. Пушкина. В стихотворении звучит желание воспевать лишь правду, не прибегая к лести, быть свободным и независимым, но не в силу личного интереса, а во имя более высокого предназначения, уже присутствующего в юном Пушкине. Именно это сблизило его впоследствии с декабристами. И силе в гордости свободной Кадилом лести не кадил. Свободу лишь учася славить, Стихами жертвуя лишь ей, Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей. («К Н. Я. Плюсковой» (1818))

Поэт в его стихах - приверженец высоких идеалов, защитник правды, избранный не людьми, а Богом. В "Пророке"(1826) «шестикрылый серафим» дарует поэту истинное зрение и наделяет его вместо «грешного языка» змеиным жалом, а вместо сердца теперь - «угль, пылающий огнем». Но, даже имея все это, поэт остается лишь «трупом», лежащим в пустыне, до тех пор, пока к нему не «воззвал бога глас», превращая в истинного поэта: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Глаголом жги сердца людей.

Идущий по выбранному пути даже тогда, когда его стихи вызывают недовольство власти, (продолжая воспевать правду), настоящий поэт также не должен «дорожить любовию народной», и Пушкин, до конца современным обществом не понятый, познает одиночество. Но, зная ценность вложенного в творчество труда и бессмертие воспетых идеалов, поэт уверен, что рано или поздно народ поймет, о чем он говорил, и его не забудут: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Николай Алексеевич Некрасов: Поэт или гражданин? Так же, как и Пушкин, Некрасов еще в юности выбрал путь «обличителя толпы, ее страстей и заблуждений», потому что не понаслышке узнал, как тяжело живется русскому народу. Наиболее ясное и полное отношение Некрасова к назначению поэзии звучит в стихотворении 1856 "Поэт и Гражданин", построенном, как диалог. Гражданин стыдит Поэта за бездействие, призывает без страха жертвовать даже своей жизнью за свои убеждения, за Отчизну и ее благополучие. Считает это достойнейшей, высшей целью Поэта: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди, и гибни безупречно. Умрешь не даром, дело прочно, Когда под ним струится кровь...

А Поэт не готов жертвовать своей свободой или признанием, «поплатиться головой". Именно так в душе Николая Некрасова происходит борьба с самим собой. Оставаясь собой недоволен, он подводит итоги в «Умру я скоро. Жалкое наследство…» (1867)где говорит о своем одиночестве, но спокойно принимает это как свою судьбу. Давно я одинок; Давно я одинок; Вначале шел я с дружною семьею, Но где они, друзья мои, теперь?

Стихотворением «Пророк» (1874) он наделяет пророческими качествами не поэта, по традиции, заложенной А.С Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым, а того самого Гражданина, общественного деятеля, которым он восхищается: В его душе нет помыслов мирских. В его душе нет помыслов мирских. "Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!" Это идеал, которого автору не всегда удавалось придерживаться. Некрасов, по собственным же словам, слишком привязан к «минутным благам» жизни. А Пророк знает, что невозможно «служить добру, не жертвуя собой»,осознает свою печальную судьбу: Его еще покамест не распяли, Но час придет - он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.

Все чаще в последние годы поэт обращается к своей музе, словно она могла разделить его тоску и одиночество. Оглядываясь на свою жизнь, Некрасов думает, что не зря преодолевал столько препятствий, чтобы потом с уверенностью сказать, что к его стихам будут обращаться и обращаться долго: Не надругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Живому, кровному союзу! (О Муза! я у двери гроба!, 1877) (О Муза! я у двери гроба!, 1877)

Владимир Владимирович Маяковский: Певец Революции Маяковский первый из поэтов XX столетия отдал свой талант революционному движению. Он так же, как и классики, задается вопросом о назначении поэта, но привлекает к пониманию этой проблемы не только литературные традиции XIX века, а и новое восприятие поэзии, отвечающее требованиям современной ему действительности. Он верит в действенность слова, но измененного так, чтобы стать способным заложить основу новых социальных ценностей и нравственных принципов. Поэты должны встать во главе революции, по его мнению: Все совдепы не сдвинут армий, Если марш не дадут музыканты. (Приказ по армии искусства(1918))

Маяковский не просто направил поэзию на пользу народу, он сделал ее оружием пролетария. Сам поэт называл несколько близких ему по духу поэтов, опытами которых он вдохновлялся, – это Некрасов и Пушкин. Но его гражданская лирика - лирика слившегося с обществом человека, руководствующегося исключительно общенародными целями и интересами. Ему самому не удалось слиться с народом, обезличиться - разве можно представить более независимого человека? Громада его таланта, не являлась красивым оборотом речи, взаправду была «этакой неотесанной глыбой»: Сам он говорит об этом в «Себе, любимому » с горечью: В какой ночи, бредовой, недужной, какими Голиафами я зачат какими Голиафами я зачат такой большой и такой ненужный?

Луначарский, один из первых исследователей трагизма Маяковского, пишет о сущности противоречий поэта в статье «Вл. Маяковский» так: «...у Маяковского был двойник, в этом было его несчастье... Из чего этот двойник был сделан?...это была большая жажда нежности и любви, большая жажда чрезвычайно интимного участия, огромная жалость к окружающим, такая жалость, что Маяковский готов броситься на шею замученной лошади... и скрипке броситься на шею ». Самая большая жертва Маяковского революции и поэзии во имя «четырежды благословенной» - это именно подавление скрытых сторон своей натуры. и мне бы строчить романсы на вас – и мне бы строчить романсы на вас – доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. («Во весь голос» 1930)

Перед Маяковским встают вопросы о сущности человека, месте в мире и о его счастье и рожденный в безверии поэт обращается к культовой личности своего времени - В.И. Ленину. Выбрав свой путь и постоянно находясь на виду, он не мог изменить своему образу, подвести блестящий облик могучего и душой и телом человека. Поэту приходится жертвовать собой, своими желаниями ради своих же незыблемых принципов. Он никак не может найти никого "себе по росту" и, в сущности, остается один. В поэме «Во весь голос» отражено обращение к будущим поколениям, желание и до их душ достучаться через века. Он не знает, будут ли его стихи нужны нам, потомкам, и готов принять любую их участь: Стихи стоят свинцово-тяжело, свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло к жерлу прижав жерло нацеленных нацеленных зияющих заглавий. зияющих заглавий.

Т аких прекрасных поэтов и людей, как А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов и В.В.Маяковский объединяет вера в серьезность своего поэтического слова, ответственное отношение к своему творчеству, твердое убеждение, что поэт должен не только писать о страдании народа, но и пропускать это через себя, а так же идти на жертвы, если это потребуется. П одводя итог, можно сказать, что самая большая жертва, принесенная этими тремя великими поэтами, – это вынужденная жизнь в одиночестве. М ожет быть, это действительно судьба борцов с несправедливостью, с уродством жизни – никто не может их принять и оценить дело всей их жизни по достоинству, оказать поддержку на этом тернистом пути. О ни используют слова, множество прекрасных, не лишенных поэтичности слов не просто, чтобы развлечь нас, но и чтобы пробудить все лучшее, что только есть в нашей душе, и повести нас по правильному пути, пути света, душевных и общественных эволюций и революций. Добывая их из своей души, поэт проделывает великий труд:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!