К-т. соц. н., доц. каф. методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ Алексей Ротмистров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика-функция обеспечения приоритета общих целей перед частными.
Advertisements

Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Понятие, структура, функции политической системы общества. Преподаватель : Никитин А. Г. Работу выполнила : Сабирова А. А., 261 гр.
ТЕМА: СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ Доц. Ларина Т.Н. Кафедра статистики и экономического анализа.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Политические партии и современные партийные системы 1.Политические партии: понятие, основные черты 2.Многопартийность и современные партийные системы 3.Политические.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
«Кто партией, собственно, заведует? Да почти всегда «денежный мешок»! Вы там носом ковыряйтесь в своей черной земле, а мы за вас решим, что вам делать»
Автор: Учитель истории и обществознания высшей категории И.Е.Белов гимназия 205 Санкт-Петербурга.
Вставьте пропущенные слова пунктов Вильсона – программа _______, выдвинутая _________ США в ________ году. 2. Брестская мирная конференция – международная.
Политическая деятельность итоговый контроль. Задание 1. политикой древние греки называли: 1. Искусство ведения домашнего хозяйства; 2. Ораторское искусство;
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова.
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна учитель истории и обществознания МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Всеобщая история «Политические кризисы в индустриальных странах в х гг.» 9 класс Автор: Парейшина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 41 г. Самара Чередниченко О.В.
Общество и его структура Урок 18. План 1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества. 2. Сущность экономической сферы. 3. Социальная сфера.
Урок обществознания в 11 классе Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической.
Транксрипт:

К-т. соц. н., доц. каф. методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ Алексей Ротмистров

Почему люди протестуют? Почему одни протестуют, а другие договариваются? «Пассионарность» или классовое положение? Достаточно ли СМИ для революции? Возможно ли предсказать? Русский бунт более бессмысленен и беспощаден, чем европейский? Лидер или организация? Сколько надо человек, чтобы получилась толпа? Протестное движение – благо или зло?

Каково строгое определение протестного поведения? Измеримо ли протестное поведение (индивидуальное и массовое)?

Определения в основном западные и про политический протест: «коллективное действие или система коллективных действий, направленные на изменение представительной и/или исполнительной власти, проводимой государственной политики или взаимоотношений между гражданами и государством в целом» «использование разрушительных коллективных действий, направленных на институты, элиты, властвующие и другие группы; и совершаемых для достижения некоторых коллективных целей и требований протестных групп » Принципиально иные определения: «протест – одна из трёх возможных стратегий человеческого поведения: адаптации, конформизма и собственно протеста» «протест – форма энергии распада»

Конкурирующие парадигмы. Западные Время и место появления Название концепцииЭмпирическая база Ключевые представители 1960-е гг., США Массовое общество и коллективное поведение Революционные движения во Франции XVIII-XIX вв., в Российской Империи начала XX в., в Китае XX в., рабочее движение в США, коммунистическое движение в Европе, фашистское – в Италии и Испании, нацистское – в Германии У. Корнхаузер, Г. Блюмер, С. Липсет 1960 – 70-е гг., США Относительная депривация Те же движения, а также национально- освободительные в Евразии, Латинской Америке и Африке Т. Гарр, Л. Киллиан, Н. Смелзер 1970 – 80-е гг., США Мобилизация ресурсов Движение за права афроамериканцев в США, движение "новых левых", массовые выступления по поводу различных локальных проблем Б. Кландерманс, В. Гамсон, Дж. Мак- карти, А. Обершол, Н. Зальд, Ч. Тилли 1980-е гг., СШАКогнитивнаяТе же движенияАйрман, Джемиссон 1970 – 80-е гг., Западная Европа "Новые" движения "Новые" движения: студенческие, экологические, женские, пацифистские, сексуальныхменьшинств А. Турен, М. Кастеллс, А. Мелуччи, Х. Кризи, А. Пиззорно, Д. Рухт

Конкурирующие парадигмы. Российские Социальное явлениеКонцепцияИсточник Взаимоотношения массы и лидеров Герой и толпаМихайловский Н. К. "Герой и толпа" Критически мыслящая личностьЛавров П. Л. "Задачи понимания истории" "Интеллигенция и мещане"Иванов-Разумник "История русской общественной мысли" "Партии как авангард своего класса"Ленин В. И. "Что делать?" Взаимоотношения общественного движения и государства Юридически-религиозная концепция государства Струве П. Б. "Patriotica" Государство как аппарат диктатуры господствующего класса Ленин В. И. "Государство и революция" ИнтеллигенцияИнтеллигенция как политически незрелая прослойка Струве П. Б. "Из глубины" / "Вехи" Интеллигенция как внеклассовая и прогрессивная часть народа Иванов-Разумник "История русской общественной мысли" Кооперация и солидарность членов общества Органическая и механическая солидарность Михайловский Н. К.

Конкурирующие парадигмы. Российские Социальное явлениеКонцепцияИсточник Организация общественного движения Политическая партия нового типа Эволюционная смены формаций Ленин В. И. "Что делать?" Процесс изменения общественного устройства Эволюционная смены формацийСтруве П. Б. "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" Революционная смена формаций"Марксовская теория социального развития" Ленин В. И. "Исторический реализм"Милюков П. Н. "Очерки по истории русской культуры" Психолого-религиозная концепция истории Бердяев Н. А. "Смысл истории" Стратификация общества Освобождение личностиИванов-Разумник "История русской общественной мысли" Освобождение общественных классов Ленин В. И. "Великий почин"

Моё определение индивидуального протестного поведения 8 Уровень индивидуального протестного поведения Попытка решить некую социальную проблему Выражение несогласия, сопротивления, неприятия Действие против действий или бездействия некоего контрагента, который причастен к этой проблеме: против отдельных людей и их групп, против отдельных решений органов любой ветви власти любого уровня и господствующего политического курса в целом и т.п. Концепция массового поведения Концепции новых движений Концепция коллективного действия Концепция относительной депривации Когнитивная концепция Концепция массового поведения Концепции новых движений Концепция коллективного действия Концепция мобилизации ресурсов Костюшев В.В., Горьковенко В.В.

Моё определение массового протестного поведения Распространённые и острые социальные противоречия -> относительная депривация Лидеры -> переработка системы ценностей и норм -> обещание построить общественное устройство с более низкой относительной депривацией. Участники общественного движения инициативны 2 формы: организованная и массовая Организации и соперничают, и сотрудничают. Идеология – ресурс организаций Протестные акции Свойства массового общества -> обострение общественного движения Как правило, общественное движение не достигает общественного переустройства в точном соответствии со своей идеологией, но всё же достигает заметного снижения относительной депривации. Уровень протестного общественного движения Концепция относительной депривации Когнитивная концепция Концепция мобилизации ресурсов Концепция массового поведения Концепции новых движений

Моё определение факторов протестного поведения подуровень переориентации производственных/учебных коллективов со своих исходных целей на протестную (факторы переориентации) Уровень протестного общественного движения подуровень формирования организованного протестного поведения (факторы формирования организации протестного общественного движения) 1. её/его экономико-социальное положение; 2. её/его семейный опыт; 3. её/его опыт в производственном/учебном окружении; 4. влияние с.м.и. на неё/него; 5. её/его повседневный опыт (не вошедший в предыдущие 3 фактора); 6. её/его личностные характеристики. (факторы формирования протестного поведения отдельного молодого человека) Уровень индивидуального протестного поведения 1. протестная установка многих носителей некой социальной проблемы; 2. лидер; 3. инструментальная идеология; 4. эффективная структура; 5. материальный и информационный ресурсы; 6. переориентация многих коллективов со своих исходных целей на протестную 1. проблемная ситуация; 2. социально-демографическая однородность; 3. сплочённость; 4. лидер; 5. осознание своей силы; 6. существование других форм идеологически близкого о.д.

Комплекс методов Анализ текстов Intent-analysis Включённое наблюдение Неформализованн ое интервью Case-study Экспертный опрос Анкетирование

Конец XIX – начало XX века Конец XX – начало XXI века Протестное поведение российской молодёжи: Конец XIX – начало XX века Конец XX – начало XXI века o Учащиеся старших классов школ, учреждений среднего профессионального и высшего образования o Работники предприятий и организаций o Крестьяне

2 анкеты (для учащихся и для работающих) 3-уровневая система индикаторов ключевых понятий («протестное поведение» и «фактор протестного поведения») для учащихся и для работающих соответственно … респондента Ситуация несправедливости в отношении … Пространство реакции на гипотетические конфликтные ситуации … просто другого … другого- близкого … другого- помощника … уладить … бездействовать … индивидуально воспротивиться … воспротивиться группой или индивидуально и группой без организующего действия … воспротивиться группой или индивидуально и группой с организующим действием

подуровень переориентации производственных/учебных коллективов со своих исходных целей на протестную (факторы переориентации) Уровень протестного общественного движения 1. проблемная ситуация 2. социально-демографическая однородность 3. сплочённость 4. лидер 5. осознание своей силы 6. существование других форм идеологически близкого о.д. подуровень формирования организованного протестного поведения (факторы формирования организации протестного общественного движения) 1. протестная установка многих носителей некой социальной проблемы 2. лидер 3. инструментальная идеология 4. эффективная структура 5. материальный и информационный ресурсы 6. переориентация многих коллективов со своих исходных целей на протестную 1. её/его экономико-социальное положение 2. её/его семейный опыт 3. её/его опыт в производственном/учебном окружении 4. влияние с.м.и. на неё/него 5. её/его повседневный опыт (не вошедший в предыдущие 3 фактора) 6. её/его личностные характеристики Уровень индивидуального протестного поведения Факторы формирования протестного поведения российской молодёжи, действовавшие в начале XX века 14

подуровень переориентации производственных/учебных коллективов со своих исходных целей на протестную (факторы переориентации) Уровень протестного общественного движения 1. проблемная ситуация 2. социально-демографическая однородность 3. сплочённость 4. лидер 5. осознание своей силы 6. существование других форм идеологически близкого о.д. подуровень формирования организованного протестного поведения (факторы формирования организации протестного общественного движения) 1. протестная установка многих носителей некой социальной проблемы 2. лидер 3. инструментальная идеология 4. эффективная структура 5. материальный и информационный ресурсы 6. переориентация многих коллективов со своих исходных целей на протестную 1. её/его экономико-социальное положение 2. её/его семейный опыт 3. её/его опыт в производственном/учебном окружении 4. влияние с.м.и. на неё/него 5. её/его повседневный опыт (не вошедший в предыдущие 3 фактора) 6. её/его личностные характеристики Уровень индивидуального протестного поведения Факторы формирования протестного поведения российской молодёжи, действовавшие в начале XXI века 15

подуровень переориентации производственных/учебных коллективов со своих исходных целей на протестную (факторы переориентации) Уровень протестного общественного движения 1. проблемная ситуация 2. социально-демографическая однородность 3. сплочённость 4. лидер 5. осознание своей силы 6. существование других форм идеологически близкого о.д. подуровень формирования организованного протестного поведения (факторы формирования организации протестного общественного движения) 1. протестная установка многих носителей некой социальной проблемы 2. лидер 3. инструментальная идеология 4. эффективная структура 5. материальный и информационный ресурсы 6. переориентация многих коллективов со своих исходных целей на протестную 1. её/его экономико-социальное положение 2. её/его семейный опыт 3. её/его опыт в производственном/учебном окружении 4. влияние с.м.и. на неё/него 5. её/его повседневный опыт (не вошедший в предыдущие 3 фактора) 6. её/его личностные характеристики Уровень индивидуального протестного поведения Факторы формирования протестного поведения российской молодёжи, действовавшие в отдельных случаях в начале XXI века 16 Боевые профсоюзы OD-Group Активисты боевых профсоюзов и OD-Group