Причастие 7 класс Выполнила учитель ГС(К)ОУ школы- интерната I вида: Н.Г.Жукова Хабаровск. 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-исследование Тема: Особые формы глагола (причастие). Русский язык. 7 класс. Подготовила Жукова Нина Григорьевна Учитель русского языка. Краевое государственное.
Advertisements

Причастие как особая форма глагола. Урок русского языка в 6 классе.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Причастие как особая форма глагола. 1. Спишите, определите вид глагола. Писать - переписать, собрать - собирать, свистеть - засвистеть, бежать – сбежать.
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Причастие «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов Понятие о причастии Грамматические признаки.
П РИЧАСТИЕ Ц ЕЛЬ УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ПРИЧАСТИЯ, УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРИЧАСТИЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Фронтальный опрос. 1. Что.
На этом уроке вы узнаете, чем отличается причастие от других частей речи. Содержание: 1.Повторение: глагол как часть речи. 2.Причастие как особая форма.
Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия – особой формы глагола; научить их отличать причастие от других частей речи, устанавливая.
Понятие о причастии Понятие о причастии Цель урока : знакомство с грамматическими признаками причастия ; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
ПРИЧАСТИЕ Урок в 10 – 11 классах. Цели урока: Вспомнить морфологические признаки причастия; Вспомнить особенности правописания и употребления причастия.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
Подготовила ученица 6- в класса МБОУ - СОШ 4 города Тулы Фатеева Мария. Причастие.
Причастие как особая форма глагола Урок русского языка в 7 классе.
Причастие Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?
Синева – синий - синеть - Найдите прилагательное и глагол. Чем они отличаются друг от друга и от оставшегося слова? 1. Что такое глагол? 2. Каковы морфологические.
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Транксрипт:

Причастие 7 класс Выполнила учитель ГС(К)ОУ школы- интерната I вида: Н.Г.Жукова Хабаровск. 2010г

Объяснение нового материала Урок-исследование Тема: Особые формы глагола Цели: а) построить понятие «причастие»; б) формировать умение отличать причастие от прилагательного и глагола; в) развивать мыслительные способности учащихся; г) воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность.

1. Оргмомент (целеполагание) Действие учителя -Какую часть речи мы уже изучили? -Теперь давайте вспомним, что же такое глагол, и все, что мы о нем знаем Действие ученика -Глагол, он называет действие, сам процесс. Это изменяемая часть речи. -У него есть вид, наклонение, время(в изъявительном), лицо, спряжение, переходность. -В предложении глагол может быть сказуемым, подлежащим, дополнением

2. Проверка домашнего задания Цель: Подготовка к изучению нового понятия - Мы вспомнили, какими характеристиками обладает глагол, теперь назовите глаголы из домашнего упражнения и дайте характеристику каждому глаголу. У доски это сделают 2 ученика: один – глаголы в настоящем времени, другой – в прошедшем, остальные – в домашнем упражнении.(упр.42 по учебнику М.Т.Баранова) Учащиеся дают характеристику глаголам Вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные нити исчезают.

3. Наблюдение за фактами языка -Молодцы. Как вы думаете, все ли мы теперь знаем о глаголе? -Конечно. Я приготовила вам очередной сюрприз. Посмотрите. Какая тема урока записана на доске? -Верно. Что для этого будем делать? - Итак, мы вспомнили все о глаголе. Давайте теперь убедимся, что глагол может быть любым членом предложения. Запишите предложение, выделите все члены и укажите, какой частью речи являются., -Мы уже знаем, что раз Вы так спрашиваете, значит не все! -«Особые формы глагола». Значит цель нашего урока – найти эти особенные формы глагола, да? -Будем исследовать язык. Вот Вы уже открыли доску с предложением. -«Вечернее солнце бросало косые лучи на окружающие зеленые сады, на желтеющие поля».

–Выпишите словосочетания существительное + прилагательное Солнце (какое?) вечернее – качественное прилагательное, образовано от сущ. вечер + суф. –н- Лучи (какие?) косые – качественное, немотивированная основа. Сады (какие?) зеленые – качественное, немотивированная основа. Сады (какие?) окружающие – образовано от глагола окружать. Поля (какие?) желтеющие – образовано от глагола желтеть.

- Что необычного в двух последних словосочетаниях? - Какой вывод можно сделать об этих словах? Что у них общего? Какие необычные для прилагательного суффиксы вы встретили? - Что-то непонятно, какой это разряд по значению. - Но они отвечают на вопрос прилагательного. Да, еще удивительно, что эти слова образованы от глагола. - Суффикс –ющ-

- Сравните эти слова с однокоренными: окружавшие, желтевшие. Какое значение придает суффикс –вш- этим словам? - Верно подмечено. Есть время. - Появился другой суффикс, и сразу изменилось что-то в значении. Думаю, прошлого. Окружающие и желтеющие – как будто сейчас, а окружавшие и желтевшие – как будто раньше. - Вывод: есть части речи похожие на прилагательное, но с признаками глагола.

Давайте образуем подобные слова от других глаголов и проверим, будет ли время и у других подобных слов. Читать Решать Колоть Бежать Знать Полоть Клеить Белить Крошить -ущ-/-ющ- -вш- Читающий читавший Решающий решавший Колющий коловший Бегущий бежавший Знающий знавший Полющий половший Клеящий клеивший Белящий беливший Крошащий крошивший

- Догадайтесь, чем отличаются 3 последних глагола от предыдущих? - Молодец, Оля. Ты сделала правильный вывод. У слов, образованных от глагола 1 спряжения, суффиксы в настоящем времени –ущ-/-ющ-, а от 2 спряжения - -ащ-/ -ящ- -А в 3 последних другие суффиксы в настоящем времени. - Мне кажется, из-за спряжения. Смотрите, эти 3 относятся ко 2 спряжению, а другие – к 1 спряжению.

- Умница, Катя. Действительно, причастия настоящего времени образуются от личной формы 3 лица, мн. ч., а вот причастия прошедшего времени – от основы неопределенной формы глагола. - Да, вот я и назвала вам термин, которым лингвисты называют эту странную форму глагола, - причастие - Я еще заметила, Что буквы в суффиксе настоящего времени такие же как в окончаниях глаголов 3 лица мн. ч. Как вы сказали? Причастие? Это и есть особая форма глагола? Значит, сегодня мы строим понятие причастия?

Мы узнали, что есть слова, которые образованы от глагола, но при этом обозначают признак предмета по действию. У них можно определить время: прошедшее и настоящее. Интересно, а будущее тоже есть? Итак, что мы узнали, наблюдая за этими словами?

Вот подумайте сами: это же признак по действию, да? Значит, чтобы он появился, действие …………….. - Я поняла. Действие уже произошло или совершается. А то действие, которое будет, оно же еще не дает никакого признака. Значит, у причастия нет будущего времени.

Вопросы причастий Какой? Что делающий? Что сделавший?

- А теперь давайте посмотрим, какими грамматическими категориями обладает причастие. Для этого запишем предложение, выделим в нем главные и второстепенные члены предложения. Выпишем словосочетания сущ. + прилаг. Заходящее солнце наполнило сады блеском, позолотившим и листья, и плоды. Солнце (какое?) заходящее – это солнце, которое заходит (образовано от глагола заходить). Можно определить настоящее время, несовершенный вид, ср. р., ед. ч., им. п. Блеском (каким?) позолотившим. Можно определить прош. вр, сов. вид, м. р., ед. ч., тв. п.

Признаки глагола у причастия. Причастия, как и глаголы могут быть: 1.Возвратными 2.Невозврвтными Например: одевающий – одевающийся. Причастия, как и глаголы имеют вид: играющий 1.Совершенный 2.Несовершенный Например: прыгавший(несов. в.), прыгнувший(сов. в.). Причастия, как и глаголы имеют время: 1.Настоящее 2.Прошедшее Например: толкающий(наст. вр. ), толкавший(прош. вр.) учащий В отличии от глагола причастие не имеет будущего времени.

- Так, что же мы увидели? По каким еще «сигналам можно определить причастие? Каким членом предложения может быть причастие? - Мы увидели, что причастие обладает некоторыми грамматическими признаками глагола: вид, время, возвратность, но они могут изменятся по падежам, числам и родам, как прилагательные. По суффиксам: -ущ-/- ющ-; -ащ-/-ящ-;-вш-, -ш-. определением

Причастие – это... особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного, обозначает действие как признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? Например: Я жить хочу, чтоб родине отдать Последний сердца движущий толчок. (М. Джалиль. Неотвязные мысли) Откроем учебник и прочитаем определение, которое там дано.

4. Закрепление признаков понятия на новом материале. Выберите причастия. Долгий путь Читающий ребенок Синее море Зеленеющий луг Слышащийся звук Грохочущий гром Читающий ребенок (ребенок, который читает), от читает, наст. вр., несов. в, м. р., ед. ч. Зеленеющий луг Слышащийся звук Грохочущий гром

1 Мини - тест Выдели суффиксы в причастиях: a.Работающий человек b.Люди, обсуждающие документ. c.Дом, спускающийся к пруду.

3. Укажите словосочетание прич. + сущ., где существительное- главное слово. Бушующее море Сидящие на дереве Зеркальная поверхность Выполнивший задание.

2. Укажите словосочетание прил. + сущ., где существительное- главное слово. Зимняя дорога Зимующие птицы Замерзшая река Раскрытая книга

1. Укажите причастие Синий Синеет Синеющий Синеватый Синея

5. Итог урока (что узнали) - О какой форме глагола мы говорили? -Итак, что нового вы узнали ? - Удалось нам построить понятие «причастие?» - О причастии. Мы сверили свои выводы с учебником. Причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и прилагательного Да, удалось.

6. Рефлексия способа достижения знаний (как узнали?). - А что мы делали, чтобы достичь нашей цели, которую мы наметили в начале урока? - Мы исследовали предложения, сравнивали прилагательные, на которые похоже причастие, но увидели, что кроме признаков прилагательного, у причастия есть признаки глагола. Сверили наши выводы с определением в учебнике и получили то, что было нашей целью – понятие «причастие»