Приоритетные направления развития системы образования района в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования Рудницкая Лариса Францевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области Председатель комитета образования ЕАО Е.А. Сильянов.
Advertisements

Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
1 Комплекс мер по модернизации общего образования в МАОУ «Лесновская основная общеобразовательная школа» в 2012 году 2012 Докладчик: Л.И.Пахомова, директор.
Декабрь 2009 г.. Направления КПМО 1.Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)
Реализация регионального проекта КПМО в МОУ «СОШ 3»г. Горнозаводска.
Об итогах реализации комплексного проекта модернизации образования в Ивановском муниципальном районе.
О ходе реализации основных направлений КПМО МОУ « СОШ 64»
О ходе реализации основных направлений КПМО МОУ « СОШ 14»
Эффективность НСОТ и НПФ Роль и значение НСОТ и НПФ в повышении качества и результативности деятельности общеобразовательных учреждений.
Омплексный роект одернизации бразования. «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Работа с мониторинговыми таблицами в рамках «Комплексного проекта модернизации образования»
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
2008 год «… используя механизмы нацпроекта, необходимо стимулировать системные перемены в самой отрасли, сделать ее более современной и восприимчивой ко.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
1 Комплекс мер по модернизации системы общего образования в МАОУ «Григоровская ООШ» в 2012 году 2012 Докладчик: С. Н. Яснова, директор МАОУ «Григоровская.
Организация работы по подготовке к переходу МОУ городского округа Тольятти на ФГОС в учебном году Сергеева О. А., начальник отдела общего и дополнительного.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
Транксрипт:

Приоритетные направления развития системы образования района в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования Рудницкая Лариса Францевна начальник отдела образования 1 Августовская конференция работников образования

Какой сегодня является образовательная политика - такой завтра будет большая политика. Какой сегодня является образовательная политика - такой завтра будет большая политика. А.И. Адамский 2

Конечными результатами КПМО являются: высокое качество и современные условия предоставления образовательных услуг; повышение эффективности расходования бюджетных средств; рост доходов учителей; доступность качественного образования для всех граждан Российской Федерации. 3

Чтобы увеличить зарплату высокопрофессиональным педагогам, нужно вводить объективную оценку качества их труда, привлечь к этой оценке общество, а не только управленцев, ввести объективную оценку знаний учащихся, нормативное подушевое финансирование. Система образования незря носит название "системы", в ней все очень взаимосвязано, изменения должны происходить комплексно. 4

Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области 1 Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. 2 Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений. 5 Расширение общественного участия в управлении образованием. 3 Развитие региональной системы оценки качества образования. 4 Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. 6 Повышение квалификации педагогических кадров. 5

Нормативное подушевое финансирование утверждение ежегодно размеров нормативов в абсолютной величине; определение объёма финансирования ОУ, исходя из нормативов финансирования; минимизация количества повышающих коэффициентов, выравнивание величины норматива для учреждений, работающих в принципиально одинаковых условиях. 6

Рост норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося (руб.) 2007г г г

Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования 2007г.2008г.2009г. 5% 7% 10% 8

900 руб. с года составляет 900 руб. на одного учащегося, 1410руб., с года -1410руб., 2010 руб. с 1сентября 2009 года составит 2010 руб. 9 Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования

Рост доли учебных расходов позволяет ОУ повышать качество технологической оснащенности школ - это одно из важных направлений модернизации - создание соответствующих современным требованиям условий обучения. Одним из приоритетных направлений остается использование современных информационных технологий. 10

11 Оснащение учреждений компьютерной техникой: КомпьютерПроектор Интерактивная доска, плазменная панель

Возрастает потребность учителей и учащихся в доступе к ресурсам Интернет и использовании ИКТ на уроках.

13

Анализ расчетов субвенции на реализацию образовательных программ в 2008 году (тыс. руб) 14 Субвенции на реализацию ООП 2007г ,8 Субвенции 2008г. по нормативу ,3 Субвенции на реализацию ООП 2008г ,3

У 16 образовательных учреждений ФОТ по нормативу в 2008году больше ФОТ 2007 года, а у 11 образовательных учреждений (СКШ 1, МОУ СОШ 32, 38, 76, 98, (СКШ 1, МОУ СОШ 32, 38, 76, 98, 114, 115, 155, 167, 194, 195) 114, 115, 155, 167, 194, 195) ФОТ по нормативу в 2008 году меньше ФОТ 2007 года.Причины: низкая наполняемость классов, школы в целом; наличие классов коррекции (норма наполняемости таких классов человек, а повышающий коэффициент отсутствует). 15

Системные результаты внедрения нормативного подушевого финансирования связаны с совершенствованием экономических механизмов в сфере образования: созданы стимулы для развития экономической самостоятельности ОУ; обеспечена прозрачность процедур распределения бюджетных средств; созданы предпосылки для снижения неэффективных бюджетных расходов. 16

Механизмы нормативного финансирования активизировали процессы: реструктуризации сети образовательных учреждений; увеличения средств на развитие образования; перевод на нормативное подушевое финансирование муниципальных учреждений дошкольного и дополнительного образования. 17

Основные задачи перехода на НСОТ: создать у руководителей и коллективов ОУ мотивацию и экономические стимулы к сокращению избыточного персонала; обеспечить условия для оптимальной наполняемости классов в ОУ, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся; установить зависимость величины заработной платы педагогов, руководителей от результатов и качества труда; повысить уровень заработной платы педагогов. 18

данетзатрудняюсь ответить 1.Решение о переходе на НСОТ было принято трудовым коллективом 63%17%13% 2.Положение о НСОТ и Положение о стимулирующем фонде обсуждались и утверждались трудовым коллективом 79%1%6% 3.Я лично принимал (а) участие в разработке положений и локальных актов по НСОТ 42%40%5% 4.Положение о стимулирующем фонде обсуждалось на: - предметных кафедрах(МО); 43%14%3% - школьном методическом совете;40%7%5% - педагогическом совете;71%6%1% - собраниях трудового коллектива57%6%3% 19

Первые результаты: ,3 %; проведена оптимизация штатного расписания ОУ, сокращены 484 штатные единицы, что составляет 23,3 %; 3,1% на 3,1% сократилась среднесписочная численность работников; 52 руб. стоимость образовательного часа по учреждениям района составляет от 52 руб. 99 руб. (школа 114) до 99 руб. (гимназия 11 ); среднемесячная заработная плата работников учреждений образования увеличилась. 20

наименование показателя4 квартал 2007г. Май 2008г. % Среднемесячная заработная плата работников школ ,9% в том числе: Учителей ,5% Учителей высшей категории % Учителей 1 категории ,1% Учителей 2 категории ,1% Учителей без категории ,4% Директоров % административно - управленческого персонала ,1% учебно-вспомогательного персонала ,02% 21

Приведенные в таблице данные позволяют сделать выводы: руб., Среднемесячная заработная плата работников школ с января по май 2008 года выросла на 51,9% - с 8983 руб. до руб., педагогов на 59,5% - с 10459руб руб.; до руб.; руководителей ОУ на 44% - с руб руб. до руб. 22

23 Наименование показателя IV квартал 2007г. Май 2008г. 4-5 тыс. руб.2,59 % 2,5% 2,5% тыс. руб.10,62%8,55% тыс. руб.8,42%5,13% тыс. руб.20,85%18,15% более 20 тыс. руб.5,05%19,7% Группировка по размеру заработной платы учителей

46392 тыс. руб. учреждениями заключены дополнительные соглашения с Департаментом образования НСО на выделение субсидии по оплате труда на сумму тыс. руб. в конфликтную комиссию района поступило только одно обращение по поводу неправомерности начисления заработной платы; ежемесячно на сайте публикуются мониторинговые отчеты ОУ по выполнению обязательств. 24 Первые результаты:

25

Реализация КПМО предполагает регламентированную систему отчетности по взятым обязательствам и основным показателям. Данная система способна чутко реагировать на любые изменения образовательной ситуации. 26

Результаты мониторинговых исследований позволили выявить общие тенденции развития образовательных систем муниципального и регионального уровня. 27

Системные изменения внедрения новой системы оплаты труда: уровень оплаты труда учителей становится конкурентно способным; оптимизируется доля учителей в общей численности работающих в общеобразовательном учреждении; соотношение базовой и стимулирующей частей оплаты труда способствует стимулированию результативности и качества; повышается квалификация учителей и администраторов образования. 28

В результате реализации данного направления КПМО удалось решить следующие проблемы: отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования; обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения специальной и стимулирующей частей ФОТ; вовлечение значительного числа педагогических работников, общественности в процесс обсуждения механизмов введения НСОТ; 29

В результате реализации данного направления КПМО удалось решить следующие проблемы: с оздание механизмов для обеспечения участия органов государственно-общественного управления в согласовании распределения стимулирующей части ФОТ; появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы учителей в данном учреждении; повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления. 30

с года на НПФ И НСОТ переходят дошкольные образовательные учреждения; с года – ВСШ; с года – учреждения дополнительного образования. 31

Проблемы и риски при внедрении НСОТ 70% 30%; недостаточность бюджетных ресурсов для формирования базовой части оплаты труда педагогов в соотношении 70% от всего ФОТ, стимулирующей части оплаты труда на уровне 30%; проблемы применения методики НСОТ на старшей ступени при переходе на индивидуальные образовательные траектории, при переходе на стандарты второго поколения; 32

Проблемы и риски при внедрении НСОТ оплаты и оценки результативности труда педагога в условиях сетевого взаимодействия ОУ; недостаточная экономическая грамотность руководителей образовательных учреждений; социальные риски, связанные с дифференциацией в оплате труда педагогов, напряжение в педагогических коллективах. 33

данетЗатрудняюсьответить 1.НСОТ позволяет оценить труд наиболее результативных и успешных учителей 41%31%22% 2.Способствует разобщению трудового коллектива 61%21%11% 3.Дает возможность субъективно оценить труд учителя при распределении стимулирующей части заработной платы 48%27%18% 4.Объективно оценить труд каждого учителя 24%50%17% 5.Способствует выполнению основной задачи – повышению качества образования 19%48%25% 34

да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да нет Базовая часть 52%25%14%5% Стимулирую щая часть 25% 31%14% 35 Понятны ли Вам критерии, по которым происходит начисление Вашей заработной платы ?

Развитие региональной системы оценки качества образования Основная цель комплексного проекта модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. Под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан. 36

Показатели обновления системы оценки качества образования Внедрение элементов общественного участия в управлении качеством образования. Внедрение независимых форм оценки качества образования 37

Процедура оценки качества учебных достижений обучающихся проходила в ноябре 2007 года в школах 52, 75, 76, 114, 167, МОУ ООШ 115, НОУ СОШ «Таланъ». В тестировании приняли участие 961 ученик. 38

Предмет5 класс9 класс11 класс Русский язык 114 – 100% «Таланъ» - 77% 115 – 64% 167 – 67% «Таланъ» - 57% Математика «Таланъ» - 85% % 76-69% 75-58% 52-56% % % Наиболее высокие результаты: 39

Самые низкие результаты: Предмет5 класс9 класс11 класс Русский язык 167 – 25% 76 – 21% 114 – 100% 52,76-25% 52 – 32% 76 – 21% Математика %76-46% «Таланъ» - 38% % 76-30% 40

Качество предметной обученности русский язык 83% математика 82% биология 84% история 78% химия 87% физика 82% 41

Качество подготовки выпускников составляет 82%, в т.ч. по ступеням образования: I ступень – 88%, II ступень – 78%, III ступень – 84%. 42

Показатели обновления системы оценки качества образования Создание школьных систем оценки качества образования. Обеспечение открытости системы образования перед обществом. 43

В 2008 году участие в ЕГЭ 1146 приняли 1146 человек Экзамены сдавались по 13 предметам, русский язык и математика - обязательно, третий предмет обязательный по выбору. Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 44

100% выпускников школ 98, 167, 199, свыше 90 % выпускников школ 186, 206, 202, 11, 189, 155 подтвердили или повысили годовые отметки по русскому языку. Лучшим результатом по алгебре и началам анализа является результат школы ,2%. Высокий уровень обученности по русскому языку показали выпускники гимназии 11, школ 2, 11, 52, 76, 98, 155, 167, 185, 186, 189, 199, 202, 206, НГПЛ, по алгебре и началам анализа – выпускники гимназии 11, школ 98, 186,

Средний балл участников НФЭ (9класс) 4,1; химия – 4,1; 3,9; география – 3,9; 3,8; геометрия – 3,8; 3,7; русский язык – 3,7; 3,4; алгебра и физика – 3,4; 3,2. биология – 3,2. 46

«Качество - ключевые понятия, компетентности, компетентности, социальный опыт» А.И. Адамский 47

Системные результаты по направлению возможность получения объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг всеми заинтересованными лицами; связь качества образования со стимулирующей частью оплаты труда учителя; выявление дефицитов профессиональной деятельности учителей и формирование самими учителями запросов на повышение их квалификации; активизация органов государственно-общественного управления, родительской общественности в принятии решения, связанного с оценкой качества образования. 48 Обеспечение открытости системы образования перед обществом

Проблемы отсутствие стандартов нового поколения; отсутствие инструментария оценки универсальных компетентностей обучающихся; неготовность участия гражданских институтов в формировании стандартов качества; отсутствие положения об аттестации, ориентированного на новые представления о качестве образования; 49

Проблемы настороженное отношение педагогов к внедрению новых подходов к оценке качества работы в ходе аттестации; медленное развитие правовых партнерских отношений участников образовательного процесса по совместной работе над созданием и реализацией образовательной программы каждой школы; отсутствие института общественных экспертов. 50

Потенциальные риски: сложность объективного измерения результатов формирования социальных компетенций учащихся, развития их социального опыта; сложность объективного вычленения вклада педагога в надпредметное содержание образования; сопротивление педагогического сообщества; недостаточная информированность родительской общественности. 51

Развитие сети образовательных учреждений перевод малочисленных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения основных или средних общеобразовательных школ; создание базовых образовательных учреждений для увеличения наполняемости классов на 2-й и 3-й ступенях, обеспечивающих доступ к качественным образовательным услугам; 52

Развитие сети образовательных учреждений реорганизация малочисленных средних общеобразовательных школ в основные общеобразовательные школы; создание и развитие общеобразовательных учреждений 3-й ступени; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 53

Основные модели реструктуризации сети ОУ: базовое ОУ с сетью филиаловопорная школа по направлениям деятельностиОУ, интегрирующее в себе ДОУ и ОУсетевое взаимодействие образовательных учреждениймежшкольный методический центр 54

3 базовые школы - 11, НГПЛ, МОУ СОШ 185. В районе 3 базовые школы - гимназия 11, НГПЛ, МОУ СОШ опорные школы 4 опорные школы по инновационной деятельности – гимназия 11, НГПЛ, МОУ СОШ 185, 186, гимназия 11, НГПЛ, МОУ СОШ 185, 186, получившие грант в рамках национального проекта «Образование», как лучшие инновационные школы России. 55

56

Системные результаты по направлению определение «точек роста» (базовых школ) позволило значительно улучшить их материально-техническое состояние; увеличение разнообразия образовательных услуг, предоставляемых учащимся системой образования района; нормативно-правовое утверждение новых типов образовательных учреждений; 57

Системные результаты по направлению повышение эффективности использования всех видов ресурсов системы образования: кадровых, финансовых, материальных; увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям. 58

повышение средней наполняемости классов 24,3; до 24,3; Проблемы и задачи разработка нормативно-правовых и финансовых механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений; профилизация старшей школы, возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам учащихся. 59

демографическая ситуация (продолжающееся снижение числа учащихся, особенно на старшей ступени); отсутствие нормативно-правовой базы по сетевому взаимодействию; сопротивление родительской общественности, педагогических и родительских коллективов в силу сложившихся стереотипов; высвобождение и последующее трудоустройство педагогических работников, высвобождающихся в результате оптимизации сети.Проблемы 60

Расширение общественного участия в управлении образованием 100%, доля общеобразовательных учреждений района, в которых создан и действует орган государственно- общественного управления (совет) составляет 100%, 44 %, дошкольных - 44 %, 40%. учреждений дополнительного образования - 40%. 61

Система публичной отчетности 62

Повышается открытость системы образования, преодолевается корпоративно-профессиональная замкнутость системы в определении стандартов деятельности и оценке ее результативности. Формируется механизм выявления, оформления и реализации общественного заказа на содержание и качество образования. Системные результаты по данному направлению 63

Эффект действия указанного механизма проявляется: в повышении ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений за конечные результаты деятельности: качество образования, эффективность расходования бюджетных средств; в привлечении внимания общественности к проблемам системы образования и школы, заинтересованности и активности в их решении; в модернизации содержания образовательных программ и условий их реализации. 64

Риски: формальный подход, создание советов, не обладающих или не использующих управленческие полномочия; медленно идет процесс создания Управляющих советов, осуществляющих роль органов стратегического управления; манипуляция советами со стороны руководителей образовательных учреждений, использование их для достижения собственных интересов; 65

Риски: сохранение консервативных (традиционных) представлений о результативности педагогического труда, качестве образования, организации образовательного процесса; возникновение социально-психологической напряженности в педагогическом сообществе как реакция на участие общественности в процедурах оценки результативности деятельности педагогов и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 66

Ключевой особенностью КПМО является институциональный характер производимых изменений: реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которых эта деятельность осуществляется. 67

новую систему оплаты труда; нормативное подушевое финансирование; новую систему аттестации педагогических кадров; К числу таких институций можно отнести:

инновационные формы учета достижений учащихся («портфолио»); публичную отчетность образовательных учреждений; новую систему повышения квалификации педагогических кадров

Очевидно, что общество развивается только тогда, когда развивается образование. 70

Благодарю за внимание! 71