А.Ю. Гусева Российский Государственный Гидрометеорологический Университет (РГГМУ) Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Город_как среда обитания
Advertisements

КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О социально-экономическом положении Читинской области в январе-сентябре 2006 года» Майзлингер Т.И. – заместитель Губернатора.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Государственная программа города Москвы на гг. «Градостроительная политика» Ответственный исполнитель: Департамент градостроительной политики.
Итоги социально-экономического развития МО «Томаринский городской округ» за текущий финансовый год и о прогнозе социально-экономического развития на
Powerpoint Templates Связь. Сфера обслуживания.. Powerpoint Templates Page 2 Проверка домашнего задания. Вариант 1 1.Первое место в России по грузообороту.
География 9 класс Тема «Транспортный комплекс России. Виды транспорта» Учитель географии МОУ «Гимназия 73» г. Новокузнецк идентификатор: Макашова.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
География 9 класс Тема «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»
ВВОД ЖИЛЫХ ДОМОВ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ.
Презентация по географии на тему: «Санкт-Петербург»
Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и Российской Федерации по итогам 2011 года Подготовлено Главным управлением экономики и инвестиций.
Показатели экономического развития Ставропольского края.
Виды транспорта. Транспорт наряду с промышленностью и сельским хозяйством является ведущей отраслью материального производства.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека (тыс.руб.) КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ.
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ Г. МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГЛАВНОЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНОСФЕРЫ И ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Транксрипт:

А.Ю. Гусева Российский Государственный Гидрометеорологический Университет (РГГМУ) Санкт-Петербург

ДЕРЕВО ИЛИ ДОМ: ВЫБОР МЕГАПОЛИСА (эколого-этический анализ типичной проблемы большого города) 1. Особенности экологической ситуации в Санкт- Петербурге 2. Социально-экологическая проблема нового строительства и законодательство о зеленых насаждениях: роль гражданской инициативы 3. Типология конфликтов 4. Хроники спасения городских скверов 4.1. Сквер в центре города 4.2. Сквер на окраине 5. Этический анализ ситуаций 6. Развитие ситуации в период –

Санкт-Петербург второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации площадь 1439 кв. км. вместе с административно подчиненными территориями расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря географические координаты центра города - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы. центр пересечения морских, речных путей и наземных магистралей, является европейскими воротами России

Официальные сведения о социально-экономическом развитии Петербурга в январе-декабре 2008 (

Промышленность Петербурга в январе-декабре 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года: Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий: увеличился выпуск стальных труб – на 46,8 %, выпуск металлопластиковых окон снизился на 46,7%, сварочных электродов – на 11,8%. Производство машин и оборудования: рост объемов производства лифтов – на 24,8%, арматуры промышленной трубопроводной – на 3,3%. Производство транспортных средств: сборка легковых автомобилей из импортных комплектующих изделий и деталей увеличилась в 8,4 раза, объем производства машин для городского коммунального хозяйства снизился на 36,8%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды: выпуск электроэнергии увеличился на 4,1%, теплоэнергии – на 9,6%. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в январе- декабре 2008 года по сравнению с 2007 г. составил 104,1%. В среднем по России индекс промышленного производства – 102,1%.

Строительство Объем работ по виду деятельности «Строительство» в Санкт-Петербурге в январе- декабре 2008 г. составил 160,7 млрд. руб., что на 1,9% больше, чем за январь-декабрь предыдущего года. В среднем по России – на 14,5%. Ввод жилых домов в январе-декабре 2008 г. составил 3211,6 тыс. кв. метров (121,8% к январю-декабрю 2007 г.). Аналогичный показатель в среднем по России составил 104,5%. В декабре было введено в действие 1452,6 тыс.кв.м. жилых домов. Лидерами в жилищном строительстве январе-декабре 2008 года стали Приморский (29,3% от введенного в Санкт-Петербурге в январе-декабре 2008 г. жилья), Калининский (10,14%) и Московский (8,84%) районы. В январе-декабре 2008 года в Адмиралтейском и Кронштадтском районах жилья в действие введено не было. В январе-декабре 2008 г. введены в действие следующие производственные мощности и объекты социальной инфраструктуры: 19 трансформаторных подстанций, торгово- складской комплекс в Пушкинском районе, торговый комплекс и торгово- развлекательный центр в Приморском районе, 2 торговых комплекса в Калининском районе, торгово-выстовочный комплекс в Московском районе, торговый центр в Кировском районе, торговый комплекс в Петроградском районе, дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей в Невском район, 3 гостиничных комплекса в Пушкинском, Курортном, районах, база отдыха в Курортном районе, дошкольные образовательные учреждения Приморском и Пушкинском районах, физкультурно- оздоровительный комплекс и баня в Приморском районе.

Грузоперевозки Объем перевозок грузов* в 2008 г. составил 105,4 млн.тонн, объем грузооборота* – 68,9 млрд. тонно-км. Большая часть* объема грузоперевозок приходилась на трубопроводный транспорт (без учета жд) Возросли объемы перевозок грузов трубопроводным (на 2.8% по сравнению с январем-декабрем 2007г.), Объемы перевозок воздушным транспортом сократились на 2,6%, автомобильным - на 31,8%.

Экологические проблемы Петербурга типичны для больших городов. Антропогенная нагрузка на территорию ведет к исчерпанию ресурсов и загрязнению среды; загрязнение среды усугубляется городским транспортом и расположенными в городской черте промышленными предприятиями. Особое внимание необходимо уделять состоянию воздуха в городе: если экологически безопасные продукты для жителей можно привезти (конечно, за немалые деньги), воду также можно привезти или пропустить через фильтры, то воздух невозможно радикально улучшить подобными мерами. Промышленные фильтры в некоторой мере предотвращают загрязнение, но они дороги; транспорт без выхлопов пока не существует.

Городские зеленые массивы уже сегодня не могут серьезно влиять на атмосферу мегаполиса, но остаются необходимыми для рекреации. Доля их в общей площади Петербурга невелика, и тем более ценно сохранить существующие городские зеленые зоны, так называемые зеленые насаждения общего пользования ЗНОП - сады, скверы, парки, бульвары и т.п.

Экологическая проблема сокращения растительности в мегаполисах перестает быть исключительно биолого- экологической и приобретает социально-экологические, юридические и морально-этические акценты в связи с развитием городской среды. Начало XXI века для многих крупных городов отмечено строительным бумом. Актуальная потребность жителей Петербурга в новых зданиях получает неожиданно конфликтное решение: застройщикам всегда удобнее использовать уже существующие коммуникации, поэтому они стремятся получить участки в сложившемся городском пространстве, вклиниваются как в историческую застройку, так и в городские зеленые зоны. Внутри сложившейся городской среды возникает так называемая уплотнительная застройка, под которую зачастую попадают внутриквартальные зеленые насаждения.

В Петербурге есть осознаваемая властью направленность на устойчивое развитие городской среды. В 2007 г. Правительство СПб приняло документ «Экологическая политика Санкт-Петербурга на годы, опубликованный на официальных сайтах Правительства Петербурга и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

«Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, высокое качество жизни и здоровья населения Санкт- Петербурга могут быть обеспечены только при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Для этого необходимо сформировать и последовательно реализовывать экологическую политику в целях обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Стратегической целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого развития общества, улучшения демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт- Петербурга».

Весной 2003 г. городское Законодательное Собрание (ЗакС) приняло законопроект «Об охране зеленых насаждений», но в силу он не вступил, было наложено вето и.о. губернатора А. Бегловым. В мае 2004 г. законопроект подписала новый губернатор Валентина Матвиенко. Был поставлен вопрос о разработке закона о ЗНОП, и в нескольких чтениях (2006, 2007 гг.) такой закон рассмотрели и приняли депутаты городского ЗакСа; губернатор В. Матвиенко подписала его в октябре 2007 г. До сих пор не определен реестр ЗНОП, подлежащих охране по закону

ЭКОМ ЭКОМ - Центр экспертиз СПб Общества естествоиспытателей (официальный сайт цель которой четко обозначена как защита экологических прав населения. ЭКОМ внес неоценимый вклад в организацию гражданской инициативы и составление реестра подлежащих охране ЗНОП. НКО работает с 2000 г.,

Сквер в центре города Ул. Стремянная, 9 – «Эльфийский садик» Апрель 2009 Сентябрь 2009

Памятная доска (ул. Стремянная, 7) «Эльфийский садик (Эльфовский садик). С середины 60-х и до конца 80-х годов ХХ века - культовое место встреч представителей андерграунда. Художников, писателей и поэтов, музыкантов, философов и всех кто не вписывался в общепринятую систему. Здесь царила атмосфера свободы, любви и творчества, являвшаяся альтернативой конформизму эпохи застоя. Охраняется народной памятью»

Сквер на окраине -Внутриквартальный сквер в Приморском районе (Комендантский пр., 40) с 2003 по 2009 гг. -Типовая застройка восьмидесятых годов XX в. -При застройке квартала сквер образовался на месте запланированного социального объекта - Деревья посажены жителями соседних домов, они же убирают и обустраивают сквер

– общественные слушания разрешение на застройку сквера получает компания «Северный город» – начало строительства -1 октября 2008 – установка бетонного ограждения -3 октября 2008 – жители атакуют строительную площадку -Депутатский запрос губернатору о разрешении на строительство («справоросс» О. Нилов) -Ноябрь 2009 – губернаторское решение об отмене строительства

Экоэтические принципы Принцип экологической справедливости мог быть нарушен при строительстве нового здания на месте зеленой зоны, поскольку строительство разрушило бы хрупкое относительное равновесие внутри городской среды и лишило жителей последних рекреационных возможностей в зеленой зоне. Принцип предосторожности - «при разработке политики, в особенности политики, имеющей гуманитарные и экологические последствия, прямые или косвенные, следует в первую очередь принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий».

В практическом отношении - применение принципа презумпции опасности, согласно которому действия, влияющие на безопасность среды, должны получить обоснование безопасности. активность властных структур и практика правоприменения демонстрируют воплощение практического экоэтического принципа разделенной ответственности и учета прав будущих поколений: официальная городская экологическая политика включает Концепцию формирования экологической культуры населения

Первое впечатление при изучении описанных ситуаций благоприятное, поскольку дискуссия ведется «в правовом поле», с применением нового регионального законодательства. Специфический вариант экологического сознания: горожане защищают в первую очередь привычный образ жизни. Ключевая роль в развитии этико-экологической практики принадлежит гражданской инициативе, сформированной деятельностью некоммерческих организаций Городские властные структуры пытаются сформировать правовое поле для решения конфликтов, возникающих в связи с охраной зеленых зон и новым строительством.

Принятие региональных природоохранительных законов и их применение становится возможным только тогда, когда уже возникли конфликты, экологической ущерб нанесен, и к этим фактам благодаря НКО и СМИ привлечено общественное внимание

Илья Иосифович Варшавский ( ) писатель-фантаст создал художественный прогноз развития мегаполиса в новелле «Фиалка» (1961)

Благодарю за внимание