Н.А. Остарков, вице-президент «Деловой России» Антимонопольное регулирование: упрощение предпринимательской деятельности г. Москва 15.05.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Advertisements

Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Кемерово, февраль 2013 г. Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
ЦЕЛЬ ЦЕНТРА: ИЗУЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, А ТАКЖЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Государственных органов и органов местного самоуправления, их.
Транксрипт:

Н.А. Остарков, вице-президент «Деловой России» Антимонопольное регулирование: упрощение предпринимательской деятельности г. Москва

Снижение контрольно-административной нагрузки на бизнес – один из приоритетов политики ФАС. Инициативы: -Развитие практики предупреждений и предостережений -Введение легального определения перечня запрещенных практик, которые являются недоборосествной конкуренцией -Модернизация КоАП Рф, в частности более широкое применение штрафных санкций Защита неопределенного круга лиц (положение «Дорожной карты»)

В «Дорожной карте по развитию конкуренции…» есть отдельный раздел: Упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования -Возбуждение уголовных дел только на основании материалов ФАС, - упразднение процедур уведомления по сделкам, -Устранение двойного наказания – оборотного штрафа + незаконно полученного дохода -Гайдлайны – разъяснительные практики по ключевым проблемам применения антимонопольного законодательства -Единый сайт ФАС – все решения и нормативные акты.

Таблица 1.Количество возбужденных антимонопольных дел по крупным странам РФСШАФРГ Фран- ция Велико- британия Италия Кана да Евроко- миссия Злоупотребление домини- рующим положением Антиконкурентные соглашения (картели) В 2011 г. ФАС России возбудила дел по закону «О защите конкуренции» (135-ФЗ) Общее число дел в 2011 г. (135-ФЗ, госзаказ, КоАП, рекламы и пр.) – > Из дел по 135-ФЗ, которые оспорены в судах: против МСП - 56%, в т.ч. против малого бизнеса - 29% индивидуальных предпринимателей – 8% КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА: в фокусе – малый и средний бизнес

Дорожная карта «Развитие конкуренции…»: Расширять применение институтов предупреждения и предостережения Поправки ФАС к законопроекту от : Предупреждения расширены с 2 до 4 пунктов части 1 ст. 10, добавлены 3 пункта части 1 ст. 14 и ст. 15 Дальнейшее развитие Необходимо распространить предупреждения на все пункты ст. 10 и 14 Комплексный подход +акцент на снижение рисков предпринимательской деятельности для снижения числа дел необходимо изменить: 1.Антимонопольное законодательство – минимальный порог 2.Правоприменение - реестр 3.Стимулы сотрудников ФАС РЕШЕНИЯ?

Проблема: сегодня можно признать доминирующей (возбудить дело, наложить оборотный штраф, добиться привлечения к уголовной ответственности) компанию с долей рынка в 1%, если у ее ближайшего конкурента – 0,5% Решение: установить в 135-ФЗ, что не может быть признано доминирующим положение компании с долей рынка менее 35% Таблица 2. Минимальная доля рынка для признания компании доминирующей, % ФРГВеликобританияКитайСШАЕСРФ 33, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1 минимальный порог

Проблема: ФАС может признать практически любые письма производителя дилерам, соглашения о создании СП, план закупок с указанием поставщиков, антиконкурентными соглашениями и нарушениями. Для любой компании с минимальной долей рынка. Послабление сделано только для участников вертикальных соглашений с долей рынка менее 20%. Горизонтальные соглашения** Вертикальные соглашения*** Иные соглашения*** Координация экономической деятельности*** Согласованны е действия** ЕС до 2007 г. 5%5%5%5%5%5% Не является нарушением 20-25% для страхования, для остальных рын-ков не является нарушением ЕС после 2007 г. 10% США* 20% 20%, но де-факто суды не признают нарушением Китай Разрешены любые соглашения между компаниями малого и среднего бизнеса РФ, 2013 г Таблица 3. Доля рынка, ниже которой соглашения, ограничивающие конкуренцию, признаются допустимыми *прецедентные решения судов **суммарная доля рынка компаний-участников соглашения ***доля на соответствующем рынке каждой компании-участника соглашения. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2 Ограничивающие конкуренцию соглашения

Предлагается сделать допустимыми ограничивающие конкуренцию соглашения, участниками которых являются компании с небольшой долей рынка, установив, что: 1.ст ФЗ применяется не только к вертикальным, но и к «иным» соглашениям и координации. Т.е. будут разрешены эти действия для компаний с долей рынка

Проблема: административное бремя контроля слияний (M&A) в РФ на порядок тяжелее, чем в США (контролируется сделок в 4 раза больше, рынок M&A в 15 раз больше), в 50 раз – чем в Великобритании, в 20 раз – чем во Франции. Даже по крупным сделкам предписания и отказы часто носят формальный характер (перечисляются общие требования 135-ФЗ в предписаниях, причина 90% отказов - непредставление информации). В 2011 г. из-за угрозы конкуренции было заблокировано 6 слияний (0,1% рассмотренных). Все – некрупные. РоссияЕСФранцияФРГ Велико- британия США КанадаИталия Количество рассматриваемых слияний Таблица 4. Контроль экономической концентрации в странах G8, 2011 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 3 контроль за сделками

Решение ФАС России: Упразднить уведомления по сделкам экономической концентрации дальнейшее развитие: 1.Повысить с 250 млн. руб. до 1 млрд. руб. размер активов приобретаемой компании. 2.Отменить предварительное согласование всех сделок внутри группы лиц. 3.Отменить предварительное согласование сделок между крупными зарубежными компаниями, предметом которых являются незначительные российские активы. 4.Отменить реестр хоз. Субъектов, занимающих доля на рынке свыше 35%. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 3

Проблема: ФАС России ведет реестр компаний, занимающих долю на рынке более 35%, в котором отсутствуют многие крупнейшие компании, но – доля малого и среднего бизнеса – более 60% (в т.ч. индивидуальных предпринимателей – 3%), ликвидированных компаний – 15% ПРАВОПРЕМЕНЕНИЕ 1 реестр Компания в Реестре Надо согласовывать мелкие сделки с ФАС Доминирование компании не надо доказывать Много возбужденных дел Много рассматриваемых ходатайств Дорожная карта «Развитие конкуренции…»: уточнить Реестр, исключить функцию применения Реестра для согласования сделок Поправки ФАС к законопроекту от : исключать из Рееестра по запросу компании через 4-5 лет, остаются обе функции (что противоречит ДК) Следующий шаг : полностью упразднить Реестр

Проблема: методика оценки территориальных органов и управлений Центрального аппарата ФАС России - одна из лучших и самых проработанных среди ФОИВ. НО сотрудники ФАС на местах по- прежнему имеют стимулы возбуждать как можно большее число простых, мелких однотипных дел, имеющих шансы устоять в суде Решение: сделать главной независимую оценку ФАС России, основанную на опросах бизнеса и потребителей о состоянии конкурентной среды (усовершенствовать опросы Росстата). СТИМУЛЫ