«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Программа психокоррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии Из опыта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие психомоторных и сенсорных процессов. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование.
Advertisements

МОУ Ч ЕРЕПАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА К ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ.
Развитие психомоторных и сенсорных процессов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 61» г. Хотьково Сергиево-Посадского района учитель-дефектолог Кодинцева.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Использование специального оборудования на индивидуальных и групповых занятиях по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 1-4 классах специальной.
« Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Золотарёва В.В МКДОУ «Д\с 35» Группа « Светофорчик »
обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание» Составитель: Верхотурова А.В.
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Тифлопедагоги МБДОУ 220: Позняк Т.И., Муслимова О.А.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Коррекционная направленность урока Зам. директора по УВР Соколова Л.Н. МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская.
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно- практической деятельности РМО педагогов ДОУ «Познавательное развитие детей дошкольного возраста
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
МОУ Шушенская средняя школа 2 Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.
Практическая деятельность педагога-психолога по формированию психологического здоровья обучающихся в условиях СКОШ VIII вида Педагог-психолог Еремеева.
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Развитие пространственного мышления на уроках географии.
Транксрипт:

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Программа психокоррекционной работы с учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии Из опыта работы педагога-психолога МОУ «СОШ 21 » г. Чебоксары Ивановой Елены Михайловны

РЕЦЕНЗИИ:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе; эмоционального состояния человека. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его зрительного и слухового восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе; эмоционального состояния человека. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а также необходимо для овладения основными предметами в школе и многих видов трудовой деятельности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, а также необходимо для овладения основными предметами в школе и многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - воображение, мышление, запоминание - строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - воображение, мышление, запоминание - строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки.

ПСИХОМОТОРИКА Субъективные явления психики и ее организации внимания объективно проявляются в основном в движениях. Психомоторика это процесс, обобщающий психику с ее выражением мышечным движением. Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение. Психомоторика не особая форма отражения; она завершение и выражение движениями различных психических процессов. Это не всякое мышечное движение человека например, дрожь от холода. Но всякое рабочее движение, т. е. движение, входящее в процесс труда как способ его осуществления, всегда есть проявление психомоторики.

О применении системного подхода к изучению аномального ребёнка; Учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; Учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Теоретическая основа программы – концептуальные положения теории Л. С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; О структуре дефекта и возможностях его компенсации;

Цели: Дать ребёнку правильное многогранное Дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе. полифункциональное представление об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

ЗАДАЧИ: Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности; Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности; Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; Формирование пространственно-временных ориентировок; Формирование пространственно-временных ориентировок; Развитие слухоголосовых координаций; Развитие слухоголосовых координаций; Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов) Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов) Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий; Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий;

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия минут. Продолжительность каждого занятия минут. Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре. Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре. Музыкальное и видео сопровождение. Музыкальное и видео сопровождение. Парты или столы для письменных работ в тетрадях, ИЗО ­ деятельности. Парты или столы для письменных работ в тетрадях, ИЗО ­ деятельности. Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата в группе учащихся. Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата в группе учащихся. Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ принцип деятельностного подхода принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств принцип интегративного характера занятий принцип интегративного характера занятий принцип ориентации на позитив

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ: РАЗМИНКА: Цели: 1. Создание положительного, рабочего настроя в группе. 2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности. 2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности. В этой части занятия используются упражнения на моторику, сохранение зрения, дыхательные и стимулирующие. В этой части занятия используются упражнения на моторику, сохранение зрения, дыхательные и стимулирующие. Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетиче­ский потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук). Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетиче­ский потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Работа по теме (Тематические игры и упражнения) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Работа по теме (Тематические игры и упражнения) Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия) Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия) Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечнососудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки) Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечнососудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки) Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-­задержка- выдох -задержка). Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-­задержка- выдох -задержка). Соединение дыхания и движения для концентрации внимания. Соединение дыхания и движения для концентрации внимания. Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации. Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации. Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия). Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия). Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Работа с телесными патологическими установками (Челюсть рта, губы, язык, зрение). Работа с телесными патологическими установками (Челюсть рта, губы, язык, зрение). Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умение ориентироваться в пространстве и во времени. Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умение ориентироваться в пространстве и во времени. Упражнения на развитие формы, цвета, величины. Упражнения на развитие формы, цвета, величины. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Цели: 1. Проверка полученных на занятии знаний и навыков. 2. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 2. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии. 3. Подведение итогов прошедшего занятия. 3. Подведение итогов прошедшего занятия. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ Ориентироваться на сенсорные эталоны Ориентироваться на сенсорные эталоны Узнавать предметы по заданным признакам Узнавать предметы по заданным признакам Сравнивать предметы по внешним признакам Сравнивать предметы по внешним признакам Различать и уметь находить цвета и оттенки цветов, формы Различать и уметь находить цвета и оттенки цветов, формы Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам Практически выделять признаки, свойства объектов и явлений Практически выделять признаки, свойства объектов и явлений Давать полное описание объектов и явлений Давать полное описание объектов и явлений Различать противоположно направленные действия и явления Различать противоположно направленные действия и явления Видеть временные рамки своей деятельности Видеть временные рамки своей деятельности Определять последовательность событий Определять последовательность событий Распознавать эмоции Распознавать эмоции Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги Целенаправленно выполнять действия по инструкции Целенаправленно выполнять действия по инструкции Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия Опосредовать свою деятельность речью Опосредовать свою деятельность речью

НА БАЗЕ Муниципального Образовательного Учреждения «СПЕЦИАЛЬНАЯ /КОРРЕКЦИОННАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 21 Г. ЧЕБОКСАРЫ» 2006 – 2008 ГОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ г.

МЕТОДИКИ для Диагностики психомоторики Оценка одновременности движений; Оценка динамической координации; Оценка статического равновесия; Оценка быстроты движений; Кинестетический праксис; Оральный праксис; Владение частями тела;

Зрительное восприятие: узнавание реалистических и контурных изображений, зашумлённых и наложенных; Сформированность образных представлений Восприятие формы: называние геометрических фигур, группировка предметов; Цветоразличение: раскладывание, показ цветов спектра; Восприятие величины: раскладывание картинок, ранжирование по признаку; Слуховое восприятие: ритмические рисунки, реальные шумы и звуки, музыкальные произведения; словесные инструкции, определение начального звука в слове. Восприятие времени: ориентировка в текущем времени, прошедшее и будущее: Восприятие эмоций; ИССЛЕДОВАНИЕ сенсорных процессов

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

В течение учебного года регулярно проводились Занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Частота: Частота: 2 раза в неделю Продолжительность: Продолжительность: минут Кол-во учащихся в группе: Кол-во учащихся в группе: 8-9 человек Место проведения: Место проведения: кабинет психолога, классные кабинеты спортивный зал, улица В ходе занятий происходит чередование различных видов деятельности. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ: 1 часть: РАЗМИНКА 2 часть: ОСНОВНАЯ 3 часть: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: 1.Специально организованная предметно - пространственная среда 2.Действия с материалами и инструментами, многофункциональными играми и игрушками 3.Конструирование и исследовательская работа 4.Позитивный настрой на работу 5.Ориентирование на психофизиологические и индивидуальные особенности учащихся С/К/ОУ 6. Поисковая деятельность 7. Ориентирование на зону ближайшего развития каждого ребёнка 8. Регулярность проводимых встреч 9. Организация специальных групп

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2006 – 2007 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2007 – 2008 г.

ВЫВОДЫ: Сенсорное и психомоторное развитие умственно-отсталых школьников протекает по тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Сенсорное и психомоторное развитие умственно-отсталых школьников протекает по тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. При коррекционном обучении развиваются виды сложной психической деятельности. При коррекционном обучении развиваются виды сложной психической деятельности. При целенаправленной психокоррекционной работе происходят положительные изменения, даже у тех детей, которые значительно отстают в развитии от сверстников, имеют множественные нарушения. При целенаправленной психокоррекционной работе происходят положительные изменения, даже у тех детей, которые значительно отстают в развитии от сверстников, имеют множественные нарушения. Игра служит методическим приёмом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребёнка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности. Игра служит методическим приёмом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребёнка-олигофрена, привлечь его внимание к учебной деятельности. В игровой деятельности у умственно-отсталых школьников появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития. В игровой деятельности у умственно-отсталых школьников появляется познавательный интерес. Она является важным источником развития. Теоретическая модель изучения и коррекции психомоторики и сенсорных процессов в специально созданных группах оправдала себя. Теоретическая модель изучения и коррекции психомоторики и сенсорных процессов в специально созданных группах оправдала себя. Занятия в специально созданных группах действительно влияют на положительную динамику развития умственно-отсталых школьников. Занятия в специально созданных группах действительно влияют на положительную динамику развития умственно-отсталых школьников. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в дальней целенаправленной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в дальней целенаправленной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Разработанная система диагностики и коррекции психомоторики и сенсорных процессов может оказаться полезной и использоваться в дальнейшем, в практике работы с детьми, имеюспециальных групп коррекции Разработанная система диагностики и коррекции психомоторики и сенсорных процессов может оказаться полезной и использоваться в дальнейшем, в практике работы с детьми, имеюспециальных групп коррекции