ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Оценка различных факторов, определяющих электронную готовность Таджикистана к участию в Информационно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
Advertisements

Опыт внедрения электронного правительства г. Бишкек, 5 июня 2013 года Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики 1.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
Соотношение спроса и предложения электронных государственных услуг в Санкт-Петербурге 22 апреля 2005 года Санкт-Петербургский государственный университет.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Шестой региональный форум по государственным закупкам 2010, Стамбул Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики.
А. Ходжаев, заместитель генерального директора УзАСИ О реализации государственных программ развития ИКТ в странах СНГ.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
ІІІ Международный форум Проблемы развития информационного общества ноября 2012 года ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: УКРАИНА В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ УкрИНТЭИ.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Законодательство в сфере э-управления: анализ, барьеры и рекомендации.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Принципы и подходы к формированию концепции региональной информатизации Роман Валерьевич Урнышев Заместитель директора Департамента координации информатизации.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Оценка различных факторов, определяющих электронную готовность Таджикистана к участию в Информационно Связанном Мире ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Электронная коммерция Несмотря на положительную динамику развития сетевой инфраструктуры по стране и увеличение числа пользователей услуг Интернет среди населения, появление электронных банковских и других необходимых услуг, их уровень проникновения только сейчас приближается к тому порогу, когда спрос на электронные услуги рождает их соответствующее предложение.

Основные проблемы в области развития электронной коммерции В настоящий момент в Таджикистане не работает ни один «классический» интернет-магазин – т.е. такая форма бизнеса, который представляет собой всю необходимую бизнес логику для управления процессом Интернет-торговли. Несколько существующих примеров бизнеса, имеющих элементы Интернет-торговли в Таджикистане можно условно отнести к «квази интернет-магазинам» или «веб-витринам». Основным их отличием от обычных интернет- магазинов является проблема оплаты товаров и услуг через виртуальные аккаунты.

Основные причины проблем Неразвита система логистических услуг. В стране нет ни одной компании республиканского масштаба предлагающей услуги доставки грузов и почты, за исключением национальной почтовой службы ГУП «Почтаи Точик», уровень качества услуг которой неудовлетворительный. Полная законодательная неопределенность статуса интернет-магазинов. Слабое развитие сетевой инфраструктуры в регионах

Электронные платежные системы Благодаря высоким темпам роста рынка сотовой связи, в Таджикистане электронные платёжные системы получили широкое распространение. На данный момент одной из проблем компаний ЭПС является высокий уровень давления со стороны ряда контролирующих органов. В части услуг есть проблемы с внедрением оплаты за сервисы госслужб (оплата штрафов и государственных пошлин, оплата за использование электроэнергии и услуг ЖКХ). Основные причины – слабый технический потенциал гос.сервис-провайдеров (отсутствие автоматизированных систем учета и т.п.), бюрократия и коррупция при принятии решений.

Платежные карты

Платежные карты - инфраструктура

Электронная коммерция в продвижении сельскохозяйственной продукции В настоящее время в Таджикистане свои услуги также предлагают несколько информационно- поисковых ресурсов по сельскому хозяйству. Источником развития систем электронной коммерции в АПК послужила реализация масштабных проектов, поддержанных международными донорскими организациями. В свою очередь этот же фактор определяет высокую степень зависимости от донорского финансирования. Многие продукты, полученные в результате реализации международных проектов, на настоящий момент перестали работать, из-за изначально низкой коммерционализации проектов.

Основные проблемы сектора Положительная динамика развития средств электронной коммерции, приводит пока к увеличению т.н. «цифрового неравенства» - т.е. разницы в доступности ряда товаров и услуг для потребителя между крупными городами и удаленными регионами. Происходит опережающий рост качества и распространения сервисов в крупных городах, по сравнению с сельской местностью. Данная проблема в значительной мере обусловлена разницей в развитии ИКТ-инфраструктуры. Характерный для многих предприятий в регионах страны крайне низкий уровень автоматизации не в последнюю очередь связан с проблемами бесперебойной подачи электроэнергии. Также представителей малого бизнеса от широкого использования информационных и коммуникационных технологий удерживает относительно высокая цена их внедрения и сопровождения.

Рекомендации Необходимо уменьшить уровень цифрового неравенства между крупными городами и сельской местностью, делая информационно-коммуникационные услуги более доступными во всех регионах, для чего использовать регулятивные и экономические методы стимулирования. Предлагается отменить лицензирование деятельности интернет-кафе и пересмотреть налоговую политику в отношении ИСП, стимулировать внедрение услуг по м- банкингу и м-оплатам. Для расширения сферы применения электронных услуг, стимулировать дальнейшее развитие платежных систем и организацию различных служб доставки, для чего упростить регулирование, лицензирование и усилить защиту прав собственности в данной области. В том числе упростить получение ИКТ-компаниями лицензии на иные виды банковских услуг - обменные операции и др.

Итоговые оценки Уровень развития электронной коммерции в секторе Бизнес- Потребитель в среднем по стране соответствует 1-й степени электронной готовности по Методике Гарвардского университета. В городах уровень развития электронной коммерции превышает средний по стране и соответствует 2-й степени готовности. В Душанбе и Худжанде уровень развития электронной коммерции заметно превышает средний по стране и соответствует 3-й степени готовности по Методике Гарвардского университета. По разделу электронная коммерция Бизнес-Бизнес ситуация аналогичная. По разделу электронная коммерция оценка в целом выросла (с 1,3 до 1,45 балла), но в первую очередь за счет вклада столицы –уровень развития электронной коммерции в Душанбе достиг 3- й степени готовности поднявшись за 2 года на одну ступень.

Электронное правительство Имеется положительная динамика в развитии электронного правительства в Республике Таджикистан

Динамика относительного изменения числа сайтов центральных органов государственной власти РТ

Анализ контента сайтов государственных органов

Основные проблемы (на микроуровне) Хотя принят «Порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления», утвержденный Постановлением Правительства РТ 166 от 01 апреля 2011 года, сайты госструктур по факту очень различаются по структуре, характеру и качеству контента. В абсолютном большинстве случаев языковые версии сайтов если и функционируют, то не синхронизированы, полнота и актуальность информации заметно различаются в разных языковых версиях. Качество сайтов зависит в значительной мере от разработчиков и того насколько заказчики уделяют внимание данному аспекту. Отсутствует центральный информационный портал, с которого можно было бы переходить по ссылкам на сайты определенных министерств или других органов государственной власти. Отсутствует единый стандарт по формированию URL

Общие проблемы Реализация национальных программ информатизации зачастую представляет собой набор разрозненных локальных проектов, а координация всей деятельности по внедрению э-правительства находится на недостаточном уровне. Успешность реализации программ в значительной мере зависит от масштабов инвестиций и участия квалифицированных иностранных консультантов. В ряде случаев акцент делается на создание новых нормативно-правовых актов и т.н. «компьютеризацию» существующих процессов. Концентрация на технической составляющей проектов дополняется недостатком качественных человеческих ресурсов. В результате в ряде структур есть серьезные трудности в реорганизации бизнес-процессов как таковых. Общая архитектура системы государственного управления и предоставления государственных услуг гражданам, изменяется заметно медленнее, чем в целом происходит внедрение ИКТ.

Рекомендации Развивать электронные услуги госорганов, переходя от уровня предоставления статической информации к электронному взаимодействию; обязать государственные органы размещать ключевую информацию относительно процедур регистрационного- разрешительного характера, формы документов и др; Ускорить разработку механизмов реализации электронного документооборота и электронно-цифровой подписи для перехода на безбумажные технологии; Усилить контроль за соблюдением Порядка единых требований для сайтов и сетей государственных органов управления; Усилить координацию реализации проектов по внедрению ИКТ в государственном управлении, избегая создания параллельных коммуникационных инфраструктур по стране; Усиливать потенциал государственных служащих через включение учебных модулей по э-Правительству в программу повышения их квалификации; Внедрить во все государственные органы позиции руководителя информационной службы (CIO), замещаемые исключительно специалистами с соответствующим образованием и уровнем квалификации

Итоговые оценки Уровень развития в секторе Электронное Правительство, на уровне центральных органов государственной власти соответствует 3-й степени готовности по Методике Гарвардского университета, на уровне местных органов - 2-й степени. По разделу Электронное правительство отмечается общий прогресс, как на центрально-республиканском уровне, так и на уровне регионов. Уровень готовности заметно повысился с 1,3 балла в 2010 году до 2,3 балла в 2013 году.

Новые специальности ИКТ Бурное развитие ИКТ, в первую очередь - расширение зоны предоставления услуг мобильной связи и Интернет, развитие средств электронной коммерции и широкое применение ИКТ в работе финансовых учреждений, способствовали резкому увеличению спроса на ИТ-специалистов в Таджикистане. По информации Министерства образования РТ 19 ВУЗов Таджикистана (в том числе филиалы иностранных университетов) готовят специалистов в области ИКТ.

Количество студентов, обучающихся по специальностям, связанным с ИКТ Более подробная информация относительно числа студентов, обучающихся по ИКТ-специальностям, была получена относительно 10 ВУЗов:

Сравнительный анализ актуальности ИКТ- специальностей ТОП-10 ИКТ-специальностей по данным опроса Computerworld Наличие соответствия аналогичным специальностям в таджикских ВУЗах 1 Программирование и разработка приложений + 2 Управление проектами - 3 Техническая поддержка + 4 Системы безопасности + 5 ИКТ-Бизнес-аналитика - 6 Облачные вычисления - 7 Виртуализация - 8 Создание сетей + 9 Управление мобильными приложениями и устройствами - 10 Управление серверными информационными центрами +

Основные проблемы в области подготовки ИКТ-специалистов В системе образования РТ сохранились тенденции, которые существовали еще в советский период – подготовка широкопрофильных специалистов в области ИКТ. Существующая специализация носит отраслевой характер (например, «Информационные системы в экономике»), но нет убедительных подтверждений практической востребованности именно такого рода специализации. Ряд востребованных направлений отсутствует полностью - Управление проектами, ИКТ-Бизнес- аналитика или более узко-технические направления – Облачные вычисления или Виртуализация.

Основные причины проблем В целом систему подготовки ИКТ-специалистов в Таджикистане можно охарактеризовать как не ориентированную на рынок. Изменения в государственных программах подготовки ИКТ-специалистов заметно отстают от изменений на рынке труда и технического прогресса как такового. Хотя значительную роль в качестве образования играет недостаток финансирования, основной причиной проблем для развития является отсутствие частных ВУЗов, которые бы готовили ИКТ-специалистов и слабая конкуренция даже между существующими государственными ВУЗами.

Рекомендации Содействовать конкуренции и повышению качества услуг на рынке высшего профессионального образования в области ИКТ, путем реформирования государственных образовательных программ, упрощения процедур лицензирования и стимулирования появления частных ВУЗов

Итоговые оценки В Душанбе и Худжанде уровень развития в секторе Новые специальности и возможности занятости в области ИКТ заметно превышает средний по стране и соответствует 3-й степени готовности. В других городах уровень развития превышает средний по стране и соответствует уровню несколько ниже 3-й степени готовности (условно – 2,8). Уровень развития в секторе Новые специальности и возможности занятости в области ИКТ в среднем по регионам за исключением городов соответствует 1-й степени электронной готовности по Методике Гарвардского университета. Сравнительный анализ приведенных оценок э-готовности в 2010 и 2012 году, позволяет сделать следующие выводы: По разделу «Новые специальности ИКТ» ситуация в целом улучшилась, появились новые востребованные специальности, но в результате получения более детализированной информации в ходе данного исследования оценка уровня электронной готовности незначительно понизилась.

Спасибо за внимание!