«Цена» решения как детерминанта фиксированности диапазона применимости обобщений практического опыта И.Ю. Владимиров (ЯрГУ им.П.Г.Демидова, Ярославль)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Advertisements

Анализ учебного занятия Семинар – практикум Председатели МО : Блинова Ф.Г. Кантанистова С.П. Ноябрь 2012 г.
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Шергина Мария Александровна Московский городской психолого- педагогический университет Факультет «Психология образования» Магистратура «Школьная психология»
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Планирование урока в свете требований ФГОС Кафедра русского языка и литературы ГАОУ ДПО ИРО РБ.
Локализация педагогического опыта: проблемы выявления, изучения и обобщения.
Цель и реализация проекта Примеры выбора темы, Постановки цели и задач Определения структуры работы.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ВРЕМЕННАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЫДЕЛЕНИЕ ЭТАПОВ (РАЗДЕЛ, ТЕМА, УРОК) УРОК ПРОЕЦИРОВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЭТАПЫ УЧЕБНОГО.
Статистическое моделирование факторных планов Лекция 5.
Экспертная оценка конспекта урока Маилян Н.Р., Аверьянова И.Ю.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Транксрипт:

«Цена» решения как детерминанта фиксированности диапазона применимости обобщений практического опыта И.Ю. Владимиров (ЯрГУ им.П.Г.Демидова, Ярославль)

Диапазон соответствия (ДС) – характеристика практического обобщения определяющая степень жесткости (фиксированности) связи между отдельными элементами знаний в структуре обобщения.

Взаимодействующая система (модель ситуации преобразования) Sb Ob (исходное состояние) Ob (цель) средство способ

Взаимодействующая система (модель ситуации преобразования) Sb Ob (исходное состояние) Ob (цель) средство способ ДП

Диапазон применимости (ДП) – характеристика модели ситуации преобразования определяющая степень жесткости (фиксированности) связи между способом достижения цели и средством, применяемым для данного способа

Операционализация: Фиксированность ДП – степень категоричности в оценке пригодности инструмента для выполнения функции

Специалист подобен флюсу. Настоящий плотник топором побреется, глядя в топор, причешется, хлеб топором порежет, да из топора же и кашу сварит.

Предполагаемая детерминанта фиксированности ДП: затрата ресурса на определенный способ решения («цена» решения ЦР).

ЦР определяется: вариативность способов осуществления (количество приемлемых путей решения) уровень требований к результату (насколько важно добиться качества результата)

Цель – рассмотреть связь ЦР с фиксированностью ДП

Гипотезы: Чем ниже вариативность способов достижения цели, тем более фиксированным является ДП. Чем выше уровень требований к результату, тем более фиксированным является ДП. Максимальная фиксированность ДП наблюдается при низкой вариативности способов и высоком уровне требований к качеству результата.

Пути исследования: Констатирующее исследование. Выявление параметров ДП у экспертов в деятельности определенного типа. Экспериментальное исследование. Варьирование условий деятельности.

1 серия. Предикторы фиксированности ДП. Изучение опыта экспертов. Переменная ЦР (X): резание продуктов при приготовлении пищи – низкая ЦР (высокая вариативность, низкий уровень требований к результату), подбор инвентаря для выполнения определенных упражнений в лыжном спорте – высокая ЦР. Переменная фиксированности ДП (Y) – категоричность оценки пригодности инструмента для выполнения функции.

Гипотезы серии 1: Для экспертов в «затратной» деятельности (высокая ЦР) по сравнению с неопытными ДП в обобщениях более фиксирован. В «незатратной» деятельности (низкая ЦР) наблюдается обратная закономерность.

Пример задания: 1.не подходит, применять в крайнем случае 2.скорее не подходит 3.скорее подходит 4.подходит полностью, удобен для выполнения этой функции Нарезать хлеб Почистить картошку Вынуть кость из мяса … Нож Нож Нож

Выборка Резание. 40 человек. Деление на «экспертов» и «неопытных» на основе опроса о домашнем кулинарном опыте. Квартильный критерий выделения полярных групп. Экспертов – 14, неопытных – 8. Лыжный спорт. 42 человека. Деление по характеру занятия лыжным спортом: посещающие – не посещающие секцию. Группы по 21 человеку.

Различия по категоричности суждений между экспертами и новичками в различных видах деятельности (доля различий по критерию Вальда-Вольфовица между группами экспертов и неопытных )

Частный вывод по 1 серии исследования Гипотеза о связи высокой фиксированности ДП с высокой ЦР подтверждена

2 серия. Экспериментальное изучение влияния ЦР на фиксированность ДП. Переменная ЦР (X): Вариативность. Количество возможных вариантов решения – один или несколько (X 1 ). Уровень требований к результату. Мотивация правильного решения (высокая - низкая) (X 2 ). Переменная фиксированности ДП (Y) – категоричность оценки пригодности инструмента для выполнения функции.

Пример задания: 3. Почистить сырую картошку А Б ВГ

Гипотезы серии 2: ДП в большей степени фиксирован при одном, а не нескольких вариантах решения. ДП в большей степени фиксирован при более высокой мотивации. ДП в наибольшей степени фиксирован при одном варианте решения и высокой мотивации.

Проверка успешности индуцирования затратности. Параметр: самооценка сложности Fp Мотивация92,640,00 Количество вариантов 0,440,51 Мотивация*Кол-во вариантов 0,110,74

Проверка успешности индуцирования затратности. Параметр: среднее время решения Fp Мотивация2,810,11 Количество вариантов 17,540,00 Мотивация*Кол-во вариантов 5,500,03

Влияние мотивации на время решения

Задачи, где индуцировался высокий уровень мотивации оценивались как более сложные. Задачи с одним вариантом решались быстрее, чем с несколькими. Высокая мотивация усредняет время решения.

Выводы о индуцировании затратности Мотивационное напряжение индуцировано Параметр вариативности неоднозначно связан со сложностью.

Влияние ЦР на ДП Fp Мотивация6,960,01 Количество вариантов 0,150,70 Мотивация*Кол-во вариантов 0,230,63

Влияние мотивации на фикированность ДП

Влияние количества вариантов решения на фикированность ДП

Частные выводы по экспериментальному исследованию влияния затратности на ДС Все 3 гипотезы отвергнуты. Относительно влияния мотивации наблюдается противоположная предположенной закономерность: высокая мотивация ведет к снижению категоричности оценок (не жестко фиксированный ДП)

Наиболее вероятная причина несоответствия результатов эмпирики и эксперимента Испытуемые принимают задачу, как задачу познавательную, а не как практическую

Выводы При решении практической задачи высокая ЦР определяет высокую фиксированность ДП Фактора ЦР самого по себе недостаточно, для определения высокой фиксированности ДП Фактором, который опосредует влияние ЦР может являться учет необходимости осуществлять выбранный способ решения самому