Доступность высшего образования для инвалидов Саратов, СГТУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Advertisements

Социальный проект. Выполнен ученицами 11 «А» класса МОУ СОШ 4 Шубниковой Евгенией и Малхасян Эльвирой.
Удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе. Отчет по результатам анкетирования студентов СТИ НИТУ МИСиС В исследовании приняло участие 424 студентов.
Сколько детей сегодня нуждаются в специальном обучении? По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно.
Выпускники как общественные эксперты качества образования Результаты мониторинга.
Организация обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования Пьячёва О.В., заведующий ПМПК.
Педагог в инклюзивном образовании из опыта работы НОУ школы «Аврора» Директор – Дегтярёва Л.И. Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец.
Запрос родителей на инклюзивное образование: потребности, мифы, проблемы (результаты Мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
5 тезисов об инклюзивном образовании. Любимов М.Л., к.пс.н., директор ГБОУ ЦППРиК «Благо», старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.
Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями – Российская Федерация Джоанна Роджерс, ЮНИСЕФ 27–29 сентября 2011 года.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Г.о. Железнодорожный, 26 марта 2014 г.. присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области на период г.г. присвоен статус.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ БЕЛОРУКОВА ЕКАТЕРИНА КАМЕНЕВА ЕЛЕНА ГРУППА О-15.
Транксрипт:

Доступность высшего образования для инвалидов Саратов, СГТУ

Задачи исследования Анализ источников и законодательства Анализ программ высшего образования для инвалидов; Опрос 366 студентов и 106 преподавателей, 34 интервью с экспертами – администрация и преподаватели вузов; 32 интервью с инвалидами – абитуриентами и выпускниками средних школ; Рекомендации по расширению доступности

Описание ситуации: предыстория и современность До1930 – единицы – отдельные специализированные вузовские программы гг. – ряд центральных вузов 1990-е - настоящее время – политика, рост приема, программ

Достижения выпущено 1150 специалистов, втрое возрос прием и контингент удельный вес инвалидов среди студенчества увеличился с 0.08 до 0.4% (ср.: Франция 5%) В 14 вузах обучаются более, чем по 100 инвалидов Ресурсные центры, технологии, методы, отношения

Государственная политика высшего образования инвалидов Федеральные целевые программы ( е), в т.ч. «Социальная поддержка инвалидов на гг.» Создание и оснащение модельных центров среднего и высшего профессионального образования

Организации высшего образования инвалидов Специальные вузы Факультеты Центры довузовской подготовки Ресурсные центры при вузах

Доступность Свобода выбора – гарантируется законом Ограничения выбора: биографические и структурные Различия опыта реализации политики доступности в вузах

Выбор образовательной программы – поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с инвалидами. – отправляться в другой регион, где такая среда есть, при этом «везти с собой» финансирование на свою реабилитационную программу

Свобода выбора, или этично ли быть инвалидом? «Должна быть специальная программа, чтобы они ориентировались на те специальности, которыми они смогут воспользоваться. Можно ведь хотеть многого и можно прийти с ДЦП на коррекционную педагогику, но это будет не этично» Администратор

«более предпочтительным … выступает женский студенческий коллектив». «оптимальной … является для инвалидов сфера гуманитарного образования» (из выводов педагогического исследования, СПб 2002)

Потребность преподавателей вузов в особых знаниях и умениях

Мнение преподавателей о наличии в группе особого психологического климата

Отношение к студентам-инвалидам у студентов в целом N (препод)=110, N(студенты)=366

Мнение преподавателей о необходимости специальных мер для расширения доступности

Признаки особого отношения к студентам- инвалидам по мнению их одногруппников СаратовЧелябинск Стараются оказать моральную поддержку 21,126 Сторонятся 18 Помогают с учебой 11,315 Подшучивают 9,8 Помогают с передвижением 9,46 Существует неприязненное отношение 8,33

Признаки особого отношения к студентам-инвалидам по мнению преподавателей СаратовЧелябинск Стараются оказать моральную поддержку 4170 Помогают с передвижением 4154 Помогают с учебой 3746 Сторонятся 2223 Подшучивают 198 Существует неприязненное отношение 48

Мотивация студентов на оказание поддержки коллегам-инвалидам (по мнению студентов) СаратовЧелябинск Мы должны помогать тем, кто испытывает трудности 42,443,6 В этом проявляется уважение к любому человеку, независимо от его физических возможностей 39,635,9 Студенты-инвалиды вполне справляются с учебой, и их лишь нужно поддержать морально 33,343,6 С добротой некоторых студентов 30,817,9 Инвалиды во многом обделены и могут рассчитывать, хотя бы на малую помощь 26,920,5 У меня хорошие личные отношения со студентами- инвалидами 12,020,5

СаратовЧелябинск С добротой некоторых студентов 5129 Хорошие личные отношения со студентами-инвалидами 3824 Студенты-инвалиды вполне справляются с учебой, и их лишь нужно поддержать морально 3547 В этом проявляется уважение к любому человеку, независимо от его физических возможностей 1930 Инвалиды во многом обделены и могут рассчитывать, хотя бы на малую помощь 1424 Мы должны помогать тем, кто испытывает трудности 1441 Мотивация студентов на оказание поддержки коллегам- инвалидам (по мнению преподавателей)

Причины негативного отношения студентов к своим коллегам-инвалидам СаратовЧелябинск В нашем обществе привыкли инвалидов во всем притеснять, относиться к ним свысока 26,112 Некоторые не любят людей с инвалидностью, потому что боятся их 23,736 В нашем обществе слабые, больные никому не нужны 22,520 Таким студентам всюду делаются поблажки 17,316 Специальность, которой мы учимся, не подходит студентам с инвалидностью 10,14 Испытываю личную неприязнь 3,64

Отношение преподавателей к обучению в вузе студентов с инвалидностью с точки зрения студентов (ответили «да») СаратовЧелябинск Особого отношения у преподавателей нет, относятся как к обычному студенту 39,144 Существует особое отношение преподавателей 41,442

Различия в реализации доступности Различия между вузами, факультетами, в финансировании, наличии сервисов, опыте студентов и преподавателей, институциальной политике Отсутствие условий в большинстве вузов Недостаток правил приема, зачисления и обучения инвалидов: академические и юридические требования

«… Я была связана с деятельностью … института журналистики – частного вуза, не государственного. Там мы ввели в практику бесплатное обучение инвалидов. И это было до первой налоговой проверки. Нас обложили таким бешеным штрафом, что практически разорили институт и подвели его к грани банкротства»

«Все-таки, слабые знания инвалиды демонстрируют на вступительных экзаменах... Я работала в приемной комиссии и сталкивалась с этим. Мы даже специально пару раз отслеживали инвалидов по кодировке, просто интересно было, как они там сочинение написали. Ну, слабо, слабо. Даже, как говорится, их вытянуть нельзя было. Да и честно, наверное, не было смысла это делать. Если идешь становиться педагогом – ты должен быть грамотным. У нас сейчас нормальные-то студенты, как умственно отсталые, ничего не помнят, не знают»

Дополнительные условия Индивидуальная работа, консультации, услуги вспомогательного персонала и специалистов требуют дополнительного финансирования Усилия родителей, преподавателей, сокурсников, администрации

Академические и внеакадемические аспекты Готовность к вузу – академическая, психологическая, социальная Положительная роль интеграции для всех студентов Более высокий уровень ответственности и трудолюбия

«…Те инвалиды, которые учатся сейчас, неплохие знания показывают. Даже иногда лучше, чем нормальные. Почему? Не знаю. Может, им больше заниматься нечем? Все ведь по дискотекам, клубам, там, свидания, любовь, – а у них этого нет…» Администратор

Инвалидность высшего образования «…Я знаю одну девочку с физическим недостатком, которой отказали вузы нашего города, но приняли в вуз в Израиле. И сейчас она прекрасно там учится. У нее [пауза], она такая маленькая была, непропорциональная, наверное – карликовость или ДЦП, легкая форма. Главное – умненькая, на разных музыкальных инструментах играет, два иностранных языка знает» Преподаватель

Направления расширения доступности Увеличивать численность студентов-инвалидов в системе высшего образования, количество вузов и центров, обучающих инвалидов, вариативность образовательных программ Развивать вспомогательные сервисы и технологические ресурсы Поддерживать учреждения, осуществляющие инклюзивное образование

Направления развития политики доступности Предупреждать и устранять элементы дискриминационной институциальной политики в учреждениях Содействие трудоустройству и анализ карьеры вузовских выпускников-инвалидов Политика репрезентации на уровне вуза

Направления развития политики доступности Развивать межведомственное взаимодействие Выработать единые национальные нормы практики обучения инвалидов в отношении программ подготовки персонала, включая квалификационные требования, этику, методы обучения и оценки работы студентов. Систематически повышать квалификацию преподавателей, обучающих студентов-инвалидов Интеграция должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах высшего и дополнительного образования

Я думаю, это неправильно, что я учусь в школе-интернате. Почему? Потому что в этой школе не полное образование. А чтобы было полное образование, надо идти в массовую школу. Им, я думаю, поступить будет легче – из массовой. В высшее учебное заведение? Да. А мне это сделать уже невозможно. (16 лет, выпускник школы-интерната)

Доступность высшего образования для инвалидов Е.Р.Ярская-Смирнова (Саратов, СГТУ)