Тема : «Счёт и фольклорные математические задачи чувашей». Выполнила: Петрова Анастасия 8 б класс МОУ «Гимназия 1», г.Мариинский Посад Руководитель: Голыгина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет… Г.В.Лейбниц Классная работа. Эпиграф: Тема урока: «Чувашские.
Advertisements

Всероссийской игре-конкурсу по чувашскому языку 10 ЛЕТ.
Чувашские числовые знаки IX 11 IIX 12 IIIX 13 IIIIX 14 /X 15 I/X 16 II/X 17 III/X 18 IIII/X 19 XX 20 I 1 II 2 III 3 IIII 4 / 5 I/ 6 II/ 7 III/ 8 IIII/
Математический праздник «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.» М.В.Ломоносов.
Работа Евдокимовой Анастасии Условие задачи Расстояние от деревни до озера составляет 10 км. Мальчики решили добраться до него разными способами.
Интеллектуальная игра по математике для обучающихся 6 классов.
А В 72 км В13. В13. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 72 км. На следующий день он отправился.
Урок 19 Задачи на составление уравнений (части, проценты)
Пешеходы Как-то раз, в весенний день, Вышел Вася Пупкин, Отворив ногою дверь. С ним товарищ Уткин. На прогулку собрались, Мяч с собою взяли. На дорогу.
Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок.
Учитель начальных классов высшей категории Юматова Марина Анатольевна МОУ «ООШ 16» Г.Гусь-Хрустальный.
Мугинова Расиля Нагимовна Учитель математики МОУ «Агафонковская средняя общеобразовательная школа» п.Суксун 2006 МОУДОВ «Центр информатизации образования»
Работу выполнила ученица 9 класса МОУ Отъясской СОШ Сосновского района Тамбовской обл. Одинцова Анна Руководитель Одинцова Л.А.
Конкурс «Час веселой математики» 5 класс. І. Разминка Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. 1. Какой ключ не отмыкает.
Час занимательной математики 900igr.net. Задание 1 1 команда Эта цифра – дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек 2 команда Эта цифра – кочерга, у.
Тем, кто учит математику, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику, Этот «Час математики» посвящается!
Чего больше? меньше? На сколько больше? Как сделать, чтобы стало столько же?
LOGO Порешайте вместе с нами!. «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы» «Поверьте, думание – необычайно увлекательное занятие. А удовольствие.
Генри Форд «О подготовке» «Залогом успеха является, в первую очередь, хорошая подготовка»
Бродецкая Т. А., учитель математики МОУ «Гимназия 4» г.о. Электросталь Урок-соревнование в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами и их свойства»
Транксрипт:

Тема : «Счёт и фольклорные математические задачи чувашей». Выполнила: Петрова Анастасия 8 б класс МОУ «Гимназия 1», г.Мариинский Посад Руководитель: Голыгина Г.Н.

Цели: 1.Познакомиться с историей математической культуры чувашей; 2.Рассмотреть фольклорные математические задачи чувашей; 3.Познакомиться с современными олимпиадными задачами на чувашском языке.

Чувашские числовые знаки: I II III IIII / I/ II/ III/ IIII/ X IX /X IIII/X XX XXXX Ж число 499 обозначается чувашскими символами: 499=IIII/XXXX ЖЖЖЖЖ число 499 обозначается римскими цифрами так: 499=CDXCIX

Где можно видеть чувашские цифры? 1)на деревянных строениях; 2)на земельных брусах; 3)на бирках сборщиков податей; 4)в податных книжках; 5)на пастушьих бирках; 6)на бирках скорняков; 7)на бирках хлебозапасных магазинов и хлебных закупщиков; 8)на приходских бирках.

«МАСТЕРА СЧЁТА» «Мы вывезли всего 20 пудов ржи, - размышлял крестьянин. – надо бы посчитать своим умом, сколько же денег должно было прийти. Хватит ли уж ума –то. За каждый пуд ржи получил по 67к. За 20 пудов сколько же я должен получить? За 20 пудов по 50к. За каждый пуд получается так: 10пудов по 50к. – 10 раз по 50к. – 5р., но ведь 20 – дважды 10, дважды 5р. - 10р. Так и есть: если за каждый пуд получить по 50к., то за 20 пудов будет ровно 10р. Не забыть бы это. «Сынок, сколько денег мы должны получить за 20 пудов ржи, если бы за каждый пуд получили по 50к.? Так, так: 10р. Запомни – ка это, не забудь». «Если бы пуд ржи стоил 60к., - то дополнительно по 10к. С каждого пуда за 10 пудов 1р., а за 20 пудов – получится ровно 2р. Это надо держать в уме». «Сколько же придётся за 20 пудов, если считать ещё по 7к. За каждый пуд? Не по 7к., сначала нужно считать по 5к. Сколько будет 20 раз по 5к., нетрудно выяснить вот так: 10 раз по 5к. – 50к., дважды по 50к. – 1р. 12р. и ещё 1р. – 13р. Ещё остаётся получить 2 копейки с каждого пуда за все 20 пудов. Дважды двадцать – сорок. Итак, всего денег, которые следовало получить за рожь, должно быть 13р.40к.

«Крестьянские задачи». По важному делу надо было отправиться в одну деревню. Тронулись в путь рано утром, даже раньше раннего утра, от начала суток одинокий петух успел прокукарекать только 15 раз. Как не торопились, в среднем всё – таки не могли пройти в час более четырёх вёрст. Добрались до назначенного места. Пока там решили все дела, одинокий петух успел прокричать в два раза больше, чем дома перед нашим выходом в дорогу. Обратно нас проводили на лошади. Хотя и ехали на лошади в полтора раза и на одну версту быстрее, чем шли утром пешком, на полпути всё же застала нас полночь. Правда, что одинокий петух кукарекает в сутки 90 раз? Но на это не столь и важно. А вот если узнаете, каково расстояние от нашего села до той деревни, где мы были, то вы будете молодцами не меньше, чем мы, сделавшие столько дел и проделавшие такой большой путь за столь малый срок.

Задачи школы одарённых детей «Поиск». Иккĕн утрě ç, утр ě ç, утр ě ç, Икк ěш ви ç ě пăта тупě ç. Вěсен хы çç ăн тăваттăн утрě ç – Вěсем ми ç е пăта тупě ç ? (Чăваш поэтесси Р.Сарпи сăвăласа çырнă)