Уважаемые родители! Эта книжка познакомит вашего ребенка со словами и выражениями, которые нужны для организации его взаимодействия со взрослым во время.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как формируется речь у детей? Признаки благополучного развития речи у ребенка 3-4 лет Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет.
Advertisements

Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Когда малыш должен начать говорить? Почему мало говорит или наоборот: много и непонятно? Почему говорит только часть слова? Почему не понимает, когда.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
ГБОУ отделение ДОД 582 г. Санкт – Петербург Воспитатель: Ташимова Н.А 2014 г.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Наиболее характерной особенностью.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Развитие речи ребенка от 1 года до 4 лет Воспитатель семейного детского сада Баженова Надежда Сергеевна.
Страна детства. Дети – наше будущее, наше завтра Все мы, тоже были жителями этой удивительной страны, спешили расти, мечтали скорее стать взрослыми.Ваш.
Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Транксрипт:

Уважаемые родители! Эта книжка познакомит вашего ребенка со словами и выражениями, которые нужны для организации его взаимодействия со взрослым во время основных режимных моментов (сон, прогулка, еда, купание). Сначала дети учатся правильно реагировать на эти слова, а затем - начинают их говорить самостоятельно. Наряду с именами близких людей эти слова обеспечивают детям начальный период речевой коммуникации. Если не обращать внимание специально на необходимость появления этих простых слов в активном словаре ребенка, то малыш еще долго будет «довольствоваться» в общении с вами элементарными капризными возгласами и выразительной мимикой. Специалисты выявили ряд специфических особенностей, влияющих на сроки появления этих слов в речи малышей, только начинающих говорить. Для усвоения первых важных слов Главным является то, чтобы дети: приобрели определенный личный опыт наблюдений за использованием этих слов взрослыми людьми в конкретной, часто повторяющейся ситуации; хорошо знали последовательность употребления этих слов и осознавали их смысл в реальной ситуации общения; постоянно стимулировались взрослыми к подражанию этих слов и соответствующих жестов в эмоционально окрашенной ситуации общения с близкими людьми. Для того, чтобы дети «узнали» и «усвоили» первые слова, регулирующие их взаимоотношения со взрослыми, недостаточно формального показа. Необходимо неоднократно «обыгрывать» перед ребенком одну и туже повторяющуюся ситуацию, подчеркивая как смысловое значение самих слов в конкретной ситуации, так и их эмоциональную значимость в общении. Как работать с книжкой Читая эту книжку вместе с малышом, вы еще раз повторите эти простые слова, которые надо часто использовать в общении с ребенком, сопровождая их употребление характерными жестами и интонацией (!); вызывая ответную эмоциональную реакцию малыша; стимулируя детей к их проговариванию. Для развития речи ребенка вам предложены картинки на вкладке и тексты к ним. Эти тексты повторены в конце книги для вашего удобства: при показе картинки не придется постоянно ее переворачивать, чтобы прочитать текст. Картонную вкладку нужно разрезать на карточки и показывать картинки ребенку в порядке нумерации. Текст к картинкам составлен так, чтобы максимально привлечь внимание вашего ребенка к употреблению слов, обеспечивающих взаимодействие и выражающих приветствие, просьбу и благодарность (эти важные слова выделены полужирным шрифтом). Родителям нужно стремиться, чтобы малыш учился произносить эти слова (пусть сначала в облегченном, «детском» виде). Дети, которых направленно обучают использованию этих слов, развиваются более динамично, у них значительно быстрее формируются вербальные средства для выражения своих чувств, эмоций, желаний. Наш речевой этикет допускает использование значительного количества жестов, обеспечивающих общение между людьми. Поэтому мы специально указывали в тексте на

необходимость сопровождения этих слов некоторыми общепринятыми в нашем речевом обиходе жестами. Мы поместили на страницах книги черно-белые картинки, показывающие именно те жесты и некоторые действия с предметами, которые ваш малыш должен освоить к двум годам. Пользуйтесь этими картинками с описаниями к ним, как ориентирами в повседневном общении с малышом. Пусть вас не смущает, что зайка в нашей книжке чаще говорит «нет», чем «да». Маленькие дети достаточно р^но усваивают слово «да» или жест, выражающий согласие. Ведь родители, как правило, строят свое общение с малышом по модели, которая однозначно требует подтверждения ребенком своего согласия со взрослым. Однако на определенном этапе речевого развития (в18-24 месяца) малыш уже способен использовать слова, выражающие его несогласие со взрослым в определенной ситуации общения. Более того, первые самостоятельно конструируемые ребенком в возрасте около 2 лет фразы очень часто строятся по такому образцу: «...(чего-то или кого-то) нет», где слово «нет» выступает в роли сказуемого. Таким образом, вы не только научите малыша первым правилам речевого этикета, но и поможете ему овладеть моделями новых фраз. Кроме того, освоив отрицательный жест, малыш также сделает важный шаг и в своем умственном развитии, научившись определять отсутствие знакомых предметов в конкретной ситуации. Знакомясь с книгой, обязательно прочитайте помещенные ниже методические рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет. Эти материалы помогут вам правильно сориентироваться в ближайших перспективах развития речи вашего ребенка и создать правильные условия для обогащения его словаря. Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально: невозможно «перепрыгнуть» какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечаниям типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то трудности в формировании речевого общения с вашим ребенком, то лучше не ждать трех лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (М-эхо), реоэн-цефалографию (РЭГ), чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие вашего ребенка. Затем следует получить консультацию у детского психолога. Он даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, которое включает индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития вашего ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения. Не откладывайте эту консультацию. Помните, что малыш может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. При поздних сроках обращения вы рискуете потерять время, слушая бесполезные «советы», что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только время будет упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком позднее могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом. Вы можете записаться на консультацию в лабораторию логопедии Института коррекци-онной педагогики Российской академии образования (095) ), где одновременно ваш ребенок пройдет обследование и у других специалистов Консультативно-диагностического центра этого института (невропатолог, психолог, дефектолог - (095) ).

Общие рекомендации к развитию речи ребенка (от 2 до 3 лет) Если вашему малышу уже исполнилось два года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в «словарном запасе» малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий к в которых малыш растет и развивается. Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестрички. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным «правилам», требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. Понаблюдайте за своим ребенком, особенно если это ваш единственный малыш. Как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте - на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей. Взрослые давно и хорошо знакомы друг с другом, они обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже «знакомы» друг с другом, тем не менее «гуляют» каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих «соседей» по песочнице, чем на них самих. Для того, чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую совместную игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать «потерянную» в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание «быть первыми» в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т.п.) будет стимулировать у них активное употребление слов типа: «Я нашел! У меня больше!». Развитие речи (от 2 лет до 2 лет 6 мес.) 1. Ваш малыш должен обязательно проявлять возросшую речевую активность, инициируя короткие диалоги. Сначала они могут быть очень простыми и проходить в специально подготовленной взрослым ситуации. Например, мама «забывает» поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка кушать вместе со всеми. Протягивает руку, чтобы показать, что он держит в руке. Протягивает и отдает предмет, который он держит в руке. Указывает (всей рукой или пальцем) на что-то интересное. Машет рукой («пока-пока», «до свиданья»), когда кто-нибудь уходит.

В такой ситуации маленький ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом ко взрослому. Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос: «У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?» Форма такой «помощи» может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от индивидуальных речевых способностей ребенка и особенностей его поведения, но в любом случае сама обстановка общения должна быть ориентирована именно на словесную просьбу-обращение, а не на Протест или недовольство, выраженное с помощью возгласов или указательных жестов. В качестве образца правильного речевого поведения можно продемонстрировать малышу диалог между родителями, если мама «забудет» положить папе вилку или ложку. 2. Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, притом не только те, которые, как правило, употребляют все дети (я, мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто «она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку вопросы типа: «Мальчик - это «он» или «она»? А мама - это «он» или «она»? А лисичка - это «он» или «она»?». В русском языке родовые различия выражены соответствующей формой личного окончания глагола в прошедшем времени. Дети после 2 лет уже неплохо «помнят» события, которые произошли недавно, например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к малышу и с «замаскированным» вопросом: «Лисичка убежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?» 3. Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком картинки про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве - улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)....» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень...любит, совсем не... боится, быстро-быстро... бежит). Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево... Пчелы увидели медведя и на него...»). Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим «приглашением» ребенка его продолжить (Мишка по лесу идет и...). Тянет руки вверх, показывая, что хочет «на ручки». Качает головой: «нет». Кивает: «да». Показывает: «тс-с!», поднося палец к губам.

4. Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Многие молодые родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш, прежде всего, должен освоить такие качественные прилагательные, как «большой - маленький», «горячий - холодный», «хороший - плохой» и т.п. Эти слова выражают не только понимание малы-шом'основных характеристик знакомых ему предметов их окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним. Собственно обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо «полюбившимся» им названием, например «желтый» или «синий». Подождите немного: ваш малыш начнет лучше рисовать, станет просить у вас карандаши, вот тогда вы сможете выучить с ним названия не только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков. 5. Обратите особое внимание на произношение вашего ребенка. Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки». Понаблюдайте, как ваш ребенок произносит губно-губные и губно-зубные (п, б, м, в, ф ) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука (»в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «пулемет» - д-д-д), и если это у него получится, попробуйте учить слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить нужное лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого: «Тебе это надо?» (»Да, на-до!»). 6. Дети после двух лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже. («Где твоя книжка? - На столе!»). Если малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» - не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны вашему ребенку, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик Просит что-либо, протягивая ручку, сжимая и разжимая ладошку (хватательный жест). Посылает воздушный поцелуй. Причмокивает губами, показывая, что «очень вкусно». Пожимает плечами, показывая: «больше нет» или «кончилось».

спрятан в сумочке»). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы малышу нужно было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле). 7. Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького «собеседника». Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо будет употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого). Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет) Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка - это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент). В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи подражательные образцы взрослых речевых моделей, вдруг начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода), все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения Ест ложкой или вилкой. Пьет из чашки, не обливаясь. Расчесывает волосы гребешком (щеткой). Чистит зубы.

родного языка к его активному постижению. Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении. Однако взрослым не следует мешать детям в их «экспериментах». Наоборот, своими вопросами или специальными «оговорками» они должны направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы - не ребенки, а ребята, у кошки - не котенки, а...котята»). 1У Для того, чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных, словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос - носище - носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая - маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь ваше пристальное внимание. Помогите малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью вопроса: «Машина какая?» и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!» 2. Обратите особое внимание на то, как ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет - моется, купает -купается). Если малыш говорит сравнительно неплохо для своего возраста, но в то же время плохо освоил навыки самообслуживания, то трудно ожидать от него хорошего овладения возвратными формами глагола в собственной речи. Зато активному, инициативному ребенку, который часто употребляет слово «сам!», будет легко объяснить разницу между практическим значением слов «одевать» и «одеваться» и быстро научить использовать эти слова в различных ситуациях. 3. Раньше малыш говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление и форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа: «Расскажи, что ты будешь делать летом, на даче у дедушки». Предполагается, что малыш «вспомнит» прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте их. Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос, или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у малыша.

4. Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов, стихов) привлекать внимание ребенка к стандартным оборотам и выражениям типа: «ласковые руки», «густые волосы», «умные глаза». Объясняйте малышу значения этих слов и стимулируйте употребление таких выражений при ответах на вопросы по прочитанному тексту. В дальнейшем освоенные таким образом фразеологические обороты прочно войдут в самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее более распространенной и эмоционально окрашенной. 5. Не требуйте от ребенка сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей ограничены не только трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) в данном возрасте и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов позволяет ребенку не только исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет ребенка от риска возникновения запинок в его самостоятельной речи. 6. Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в три года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием прохлопывания «трудных» слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно привносимые звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах. Например, если малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слово «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. 7. Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении трех лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к трем годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После трех лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.

Утро. Вот выглянуло солнышко. «Здравствуй, зайка», - сказало солнышко. Солнышко обняло зайку: вот так! Обнимите ребёнка. Вставай! Жест обеими руками, которым вы обычно поднимаете малыша из кроватки. «Привет, солнышко», - ответил зайка и помахал солнышку лапкой. Жест «приветствие». Попросите ребёнка тоже ^поприветствовать солнышко и зайку вместе с вами, научите его, как это надо делать правильно. КарТИККа ? Зайка идёт на прогулку. Он видит птичку. Птичка летает. «Сюда!» -зовёт птичка. «Позовите» зайку рукой к себе. «Не могу! - отвечает зайка и разводит лапками. Покажите соответствующий жест. - У меня крыльев нет!» Жесте «отрицание» - рукой или кивком головы. Пусть малыш покажет, как зайка разводит лапками, научите его отрицательно качать головой и рукой. КарТИнка 3 «Зайка! Иди купаться!» - зовёт рыбка. «Позовите» зайку рукой ещё раз. Рыбка плавает. «Не хочу! - отвечает зайка и мотает головой. Соответствующий жест. - Мне холодно!» Покажите, как зайка «ёжится» от холода. Помните, что жест участвует в развертывании фразовой речи у самых маленьких детей. Научите ребёнка «рассказывать» о ситуации на картинке, используя только имена персонажей и соответствующий ситуации жест, а в дальнейшем он легко произнесёт свою первую «фразу» по этому образцу. КарТИНКа 4 «Зайка! Вот хлеб! Покушай!» - зовёт мышка из норки. «Спасибо!» -говорит зайка и наклоняет головку. Сделайте соответствующий жест. Зайка берёт один кусочек хлеба. Жест «один». «Это мой обед. Ещё я хочу морковку! Дай мне морковку, пожалуйста!» «А у меня морковки нет!» - разводит лапками мышка. Ещё раз покажите этот жест ребёнку. «Жаль!» - говорит зайка. Повторите с ребёнком жесты «дай», «спасибо» (кивок головой вниз), «один» (показать поднятый вверх указательный палец).

Картинка 5 «Зайка! Идём на качели! - зовёт лиса. - Вон туда!» Покажите зайке рукой нужное направление. «Нельзя! Мамы нет! Один не пойду!» Последовательно покажите сначала жест «один», а затем отрицательный жест: и рукой, и головой. Обязательно закрепите в общении с ребёнком употребление слова «нет». В развитии речи использование этого слова часто становится «стартовым» для появления короткой фразы: «Мамы нет», «Папы нет», «Бибики цет». КарТИвка 6 Солнышко собирается уходить. Зайка просит: «Солнышко, подожди, - я хочу гулять. Ну, ещё немножко! Пожалуйста, подожди! Подожди ещё!» «Нет! Мне пора! - говорит солнышко. - И тебе пора домой! До свиданья!» «Пока! Пока-пока!» - зайка машет солнышку. Помашите рукой. Баю-бай, зайка! Зайке пора спать! Спокойной ночи, зайка! Спи! Баю-бай! Тише, малыш: тс! Не буди зайку! Выучите с ребёнком жест «тс»: поднесите руку сначала к своим губам, а потом к губам малыша. Картинка у Птичка спит. Баю-бай! Не буди птичку! Тише, тс! Жест «тс». И рыбка тоже спит. Баю-бай! Не буди рыбку! Тише, тс \Жест «тс». И мышка спит. Баю-бай, мышка! Тише, тс! Жест «тс». Попросите ребёнка пожелать героям спокойной ночи и воспроизвести жесты «баю-бай» и «тс» при обращении к этим персонажам или в короткой фразе типа: «Тс! Птичка баю-бай». Картинка 8 А лисичка не спит. Отрицательно покачайте головой. Лисичка убежала! Вот качели, а лисички там нет. Указательный жест на «качели», потом разведите рукамии - жест «нет». И солнышка нет! Жест «нет». Солнышко тоже спит! Ночь! Ночь. Темно. Обведите рукой так, чтобы показать сразу всю картинку. И тебе, малыш, пора спать. Проверьте, как ребёнок усвоил все эти жесты, умеет ли он воспроизводить их по подражанию и самостоятельно.