ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Москва 2010 Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва 2008 Технологическая модернизация в России: вызовы, цели, способы действий Конференция АНЦЭА Проблемы и перспективы российской модернизации"
Advertisements

ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Тел.: , факс: , Концепция.
Москва 2008 Макроэкономические результаты технологического Форсайта ЦМАКП Инновационная политика для обеспечения экономического роста: цели и инструменты.
Москва 2008 Разработка макропрогноза социально- экономического развития страны на долгосрочную перспективу в рамках разработки научно-технологического.
Ректор УрГЭУ профессор, д. э. н., Фёдоров М. В. АРХИТЕКТУРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Москва 2010 Д.Р. Белоусов Макроэкономический срез научно-технологического прогноза Конференция.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Транксрипт:

ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Москва 2010 Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический аспект макроэкономического прогноза Международная конференция Россия и мир: вызовы нового десятилетия Д.Р. Белоусов Долгосрочное развитие российской экономики: технологический аспект макроэкономического прогноза Международная конференция Россия и мир: вызовы нового десятилетия

2 ЦМАКП Экономический кризис: что делать с долгосрочным прогнозом? Вместо последовательного стабильного развития глобальной экономики – возврат цикла; Сбой российского развития произошел на самой рискованной фазе – накопления потенциала развития. Целый ряд ключевых мероприятий, включая создание соответствующих инфраструктур, оказался под вопросом. Вероятен рост внешних рисков безопасности в районе гг. Существует риск затягивания кризиса, что приведет к существенной деформации рынков промышленной продукции и мотивов к технологической модернизации. На этом фоне задача технологической модернизации и обеспечения условий для поступательного развития стала лишь более актуальной. Главный вопрос – содействует ли кризис формированию стимулов к инновационному развитию и технологическому обновлению производств? По опросам ИНП РАН (октябрь 2009) ситуация существенно ухудшилась (снизились оценки потребностей предприятий в технологической модернизации).

3 ЦМАКП Изменился прогноз условий развития Начавшийся кризис знаменует собой, вероятно, возврат классического экономического цикла. Соответственно, вместо постепенного роста мирового ВВП и транснационализации российской экономики мы получили рост неустойчивости внешних условий развития. Динамика мирового ВВП (темпы прироста, %) Приток прямых иностранных инвестиций (млрд. долл.)

4 ЦМАКП Ключевые позиции Три основных задачи, на которых будет фокусироваться технологическое развитие: адаптация экономики к ограничениям разного рода, прежде всего – со стороны трудовых ресурсов и энергоносителей поиск нового позиционирования на рынках («Между Китаем и Европой»); концентрация усилий на ограниченном числе прорывных промышленных высокотехнологичных проектов; обеспечение модернизации массовых производств в целях повышения конкурентоспособности их продукции. Использование кризиса для «творческого разрушения» и вытеснения низкоконкурентоспособной и устаревшей продукции. Институциональный аспект долгосрочного развития: Ключевая особенность - сочетание антикризисного аспекта и перехода к развития Параллельное формирование субъекта (за счет повышение определенности, ЧГП, институционализации Форсайта) и реализация собственно управленческих действий Реализация проектного подхода, направленного на технологический прорыв на ограниченном числе направлений – плюс создание институтов поддержки инноваций, развитие рынков высокотехнологичной продукции

5 ЦМАКП Ограничения развития Добыча нефти (млн. т) Экспорт нефти (млн. т)

6 ЦМАКП Пенсионная проблема Динамика численности занятых в экономике и численности пенсионеров (млн. чел.)

7 ЦМАКП Существенно осложнились внутренние условия развития В перспективе сохраняются высокие требования к росту эффективности (производительность труда – 4-6% в год, энергоэффективность – 3-4% в год). Динамика производительности труда (темпы прироста, %) Динамика энергоэффективности российской экономики (темпы прироста, %)

8 ЦМАКП Внутренние затраты на исследования и разработки, приходившиеся на одного исследователя в 2006 г. (в расчете на чел-лет в эквиваленте полной занятости, тыс. долл. по ППС) Удельные затраты на НИОКР в расчете на одного занятого (при том что по суммарным объёмам затрат – мы на уровне Италии) – очень низки, на уровне не самых сильных восточноевропейских стран. Соответственно, либо в течение ближайших лет удастся обеспечить рост объема НИОКР до 2-2.5% ВВП при сокращении численности исследователей примерно на четверть и жестком выстраивании приоритетов в исследовательской сфере – либо по мере снижения конкурентоспособности российской сферы НИОКР и переориентации потребителей на импорт начнется схлопывание численности занятых (по оценке, на 40-60%), что не позволит решать масштабные задачи по модернизации экономики.

9 ЦМАКП Реализация технологического потенциала – продвижение на рынки высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции (5-7 или более рынков, 10-15%) Обеспечение условий для модернизации массовых среднетехнологических производств – повышение ценовой (эффективность) и неценовой (качество, технологический уровень, соответствие «стандартам де факто») конкурентоспособности. Сдерживание роста импорта на массовых внутренних рынках, выход (сохранение позиций) на отдельные внешние рынки среднетехнологической машинотехнической продукции (пример – грузовики высокой проходимости). Создание технологической базы нового поколения – создание универсального потенциала развития «послезавтрашнего дня» (пример – нанотехнологическая инициатива) Ключевой задачей становится преодоление «разрыва» в инновационном цикле: наука (активно финансируется государством и внешними грантами) – НИР – ОКР – закупки высокотехнологичной продукции (рост спроса компаний в значительной степени покрывается за счет закупки готовых решений и оборудования по импорту), подрывающего эффективность научно-технологической политики в стране. ЦМАКП 9 Направления действий в сфере науки и техники

10 ЦМАКП Где: продвижение на рынки высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции (5-7 или более рынков, 10-15%): рынок ближнемагистральных пассажирских самолетов (SSJ, МС-21, перспективные проекты); атомного энергетического оборудования; перспективные виды топлив (включая углеводородные топлива на базе угля); отдельные видов электронного оборудования; рынки космических услуг (позиционирование, ДЗЗ, запуски). Рынки вооружений и военной техники Как: приоритизация; концентрация ресурсов; формирование центров компетенций: от интеграции активов к интеграции продуктовых цепочек (авиапром: зависли на середине процесса, что резко снижает эффективность) Обеспечение воспроизводства заделов «дальней перспективы» (гражданская авиация – сверхзвук; военная – гиперзвук). Создание новых рынков продукции (пример – сверхтяжелые транспортные самолеты; возможная сфера в будущем – экранопланы). ЦМАКП 10 Прорыв на приоритетных технологических направлениях

11 ЦМАКП 11 Модернизация массовых производств 1.Сфера ответственности государства: -реализация проектов, направленных на закрытие «провалов рынка», связанных с временным фактором, рисками, распределенными внешними эффектами и т.п.; -реализация проектов в сфере госнужд (оборона, частично – образование и здравоохранение) 2. Сфера ответственности бизнеса: -реализация основных функций поддержки инновационного процесса; -постепенное наращивание степени участия в финансировании – от минимального на ранних стадиях развития технологий до максимально полного финансирования решения технико-внедренческих задач Форсайт: Поиск приоритетов и сфер взаимодействия (ЧГП) на базе форсайта. Институционализация форсайта Формирование «технологических коридоров», обеспечивающих преемственность приоритетов: инициативы – ВИП-проекты в фундаментальной науке (бюджет) – смешанное финансирование прикладных «мегапроектов», НИР и ОКР (ЧГП) – выпуск продукции Создание институтов поддержки малого инновационного бизнеса (прежде всего – посевного и предпосевного финансирования, обеспечения непрерывности поддержки и др.), обеспечивающих благоприятную среду для крупных бизнесов. ЦМАКП

12 ЦМАКП 12 Три стратегических задачи – три способа действий 1.Реализация прорывных проектов: -концентрация ресурсов на ограниченном числе приоритетов. -формирование центров компетенций, создание и поддержка корпораций-чемпионов, конкурентоспособных на глобальном рынке. 2. Создание условий для модернизации массовых производств: -системная поддержка инвестиционной и инновационной активности, прежде всего, среднего бизнеса и, одновременно – вывода на внешние рынки российской высокотехнологичной продукции; -формирование системы согласования технологических приоритетов (Форсайт, технологические платформы) и софинансирования развития технологий (ЧГП); -создание среды малых инновационных компаний. Обеспечение их доступа к техническим и кадровым ресурсам, сосредоточенным в научных центрах и образовательных учреждениях (центры коллективного доступа и др.). 3. Создание технологической базы нового поколения -создание сети, объединяющей крупные научные центры (нанотех: Курчатовский институт, Кольцово) и малые лаборатории, работающие в соответствующих сферах; -особое внимание – диффузии новых технологий в высоко- и среднетехнологичное производство. В любом случае, технологическая политика должна нацелена на обеспечение конкурентоспособности на внешних и внутренних открытых рынках. ЦМАКП