Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами.
Advertisements

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Изменение правового регулирования в сфере образования.
Изменение правового регулирования в сфере образования.
Федеральный закон от ФЗ Об образовании в Российской Федерации Основная часть норм Федерального закона Об образовании в Российской Федерации.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного.
Финансирование системы образования Высшая школа экономики, Москва, 2013.
СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Совещание руководителей образовательных учреждений 26 апреля 2013 года.
Актуальные вопросы реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Подготовила И.Ю. Тарханова по материалам информационного портала.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
Педагогический совет «Ступени профессионального роста педагога»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Статус нового закона об образовании В настоящее время Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный.
) Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от (В части касающейся дошкольных образовательных учреждений.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Принят Государственной Думой N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой N 273-ФЗ.
ИЗМЕНЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Company LOGO Вопросы организации семейного образования в образовательной организации.
общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.
Транксрипт:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации

Понятийный аппарат

Формы получения образования и формы обучения В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения: Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Стажировка – особая форма обучения по дополнительным профессиональным программам (ч. 12 ст. 76)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Наименование образовательной организации Наименование должно содержать: Организационно-правовая форма Тип образовательной организации Собственник имущества (для АУ) Наименование может содержать: Специальное наименование (по желанию, исходя из уровня и направленности реализуемых образовательных программ, особых условий их реализации, осуществления лечения и реабилитации, наличия интерната, содержания и т.д.) Федеральным законом 273-ФЗ предусматривается только деление на типы. Типом образовательной организации, реализующей школьные программы, является общеобразовательная организация. Однако сохраняется вариативность содержания образования, профильность программ и углубленное изучение отдельных предметов, предметных областей (ч. 4 ст. 66). Предусмотрена также возможность сохранения в наименования таких школ (гимназии, лицеи и т.д.) специальных названий как указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности (ч. 6 ст. 23). Наименование образовательной организации может включать в себя различные слова, описывающие особенности деятельности этого учреждения. Ч. 6 ст. 23 Федерального закона 273-ФЗ закрепляет, что в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Например: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г._____ «Математический лицей-интернат» (где «муниципальное г.___» – указание на учредителя, «учреждение» – указание на организационно-правовую форму, «бюджетное» –указание на тип государственного (муниципального ) учреждения (необязательно), «общеобразовательное» – указание на тип образовательной организации, «математический лицей-интернат» –специальное наименование *Более подробно см. Разъяснения о наименовании образовательных учреждений (Письма Минобрнауки России от ДЛ-151/17 и от ДЛ-187/17)

Виды образования

Уровни общего образования Что изменилось: Дошкольное образование вводится как самостоятельный уровень общего образования Уточнение наименования: теперь среднее (полное) общее образование называется «среднее общее образование» Ступени общего образования = Уровни общего образования. Термин «ступень» в новом Законе не используется

Финансирование общего образования Система финансирования общего образования с двух уровней (региона и муниципалитета) сохраняется. Аналогичная система распространяется на финансирование дошкольного образования (с ) Федеральный закон 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

Уровни профессионального образования Что изменилось: 1. Вводится два вида программ СПО: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) подготовка специалистов среднего звена 2. НПО включено в систему СПО как подготовка квалифицированных рабочих (служащих) 3. Введен третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки) 4. Докторантура выведена из системы образования в сферу науки

Обратите внимание, что:

Дополнительные образовательные программы

Основные отличия Закон РФ от "Об образовании"Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Управление системой образования Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети "Интернет" В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д. Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ Последовательно проводится принцип светскости в образовании Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации

Структура системы образования

Расширены требования к размещению информации на сайте образовательной организации Более подробно см. ст. 29 Федерального закона 273-ФЗ и Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Основные отличия Организация образовательного процесса Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11) Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся

17 Образовательные программы сейчасбудет

Основные образовательные программы

Примерные основные образовательные программы

Новшества при реализации образовательных программ

сейчасбудет ФГОС и ФГТ

Расчет нормативов, критерии дифференциации

Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении

Основные отличия Правовой статус образовательных учреждений и организаций В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18 ст. 2образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6) Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4) Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы, которые они вправе реализовывать

Содержание устава Было Обширное содержание: ст. 13 Закона РФ «Об образовании» насчитывала свыше 25 пунктов обязательного содержания устава Стало Содержание существенно сократилось: ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» насчитывает всего 4 обязательных пункта Часть содержания будет перенесена в локальные нормативные акты

Принятие устава Было В соответствии с п. 2 ст. 13 и пп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения разрабатывался и принимается коллективом образовательного учреждения и утверждался его учредителем Стало Федеральный закон 273- ФЗ (ч. 1 ст. 25) закрепляет, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. Иначе говоря: Устав сначала принимался образовательным учреждением, а затем утверждался учредителем Иначе говоря: Поскольку значительная часть содержания устава перемещается в локальные акты, то снимаются избыточные механизмы принятия устава Уставы должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом 273-ФЗ до

Локальные акты При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в ряде случаев представительных органов работников (при их наличии). Данные локальные акты размещаются на сайте образовательной организации в сети «Интернет»

Основные отличия Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 обучающихся родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации

Права обучающихся

Дисциплинарная ответственность обучающихся Федеральный закон 273-ФЗ предусматривает:

Виды дисциплинарной ответственности обучающихся

Порядок применения мер дисциплинарной ответственности обучающихся Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания установлен Приказом Минобрнауки России от

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания

Гарантии уровня заработной платы при расчете нормативов финансирования ч. 3 ст. 99

Порядок отчисления обучающихся

Основные отличия Правовой статус педагогических работников Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48– их ответственность и обязанности В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации

Основные изменения

Педагогические работники В рабочее время включаются все виды педагогической работы, как аудиторной (уроки), так и неаудиторной (методической, воспитательной, и иной) (ч. 6 ст. 47) *только для научно- педагогических работников

Заработная плата В соответствии со ст. 74 ТК РФ необходимо уведомить работников не менее, чем за два месяца, несмотря на то, что общий размер заработной платы может не измениться

Педагогические работники Учебная (преподавательская) Другая педагогическая работа Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника

Конфликт интересов педагогического работника Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (ч. 2 ст. 48) Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В большом числе случаев отношения в рамках индивидуального репетиторства, подготовки к занятиям и т. п. попадают под данное определение.

Основные отличия Особенности дошкольного образования Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ Согласно п. 2 ст размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Плата за присмотр и уход

Основные отличия Особенности школьного образования Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ

Платные образовательные услуги Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период

Платные образовательные услуги

Ограничения платной образовательной деятельности

Иные услуги, оказываемые за счет соответствующих бюджетов

Основные отличия Особенности дополнительного и профессионального образования Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

Функции Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования перечислены в ст. 9 Федерального закона от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"). К ним относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (далее – ОО) (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных ОО (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных ОО; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных ОО (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных ОО высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных ОО; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных ОО, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочий в сфере образования.

– Согласно ч. 4 ст. 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организуется мониторинг системы образования. – Право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных ОО и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, со стороны органов государственной власти субъектов РФ, установлено ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Данное полномочие реализуется как в форме дополнительного финансирования муниципальных и негосударственных ОО, так и путем наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся – с одновременным финансовым обеспечением. – Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления. Такие акты, как правило, детализируют нормы законодательства соответствующих субъектов РФ и посвящены установлению льготных категорий граждан, расходы на питание которых финансируются полностью или частично из муниципального бюджета, периодичности питания, определению субъектов, ответственных за контроль питания обучающихся. – Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. – При выборе семейной формы получения общего образования родители (законные представители) детей информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ст. 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Экспертно-консультационная поддержка реализации Федерального закона 273-ФЗ Горячая линия НИУ ВШЭ для руководителей ОО: форум, , телефон / факс. Семинары и вебинары. Образование России: новое правовое регулирование Портал предназначен для мониторинга результатов практической реализации нового закона об образовании, подзаконных нормативных правовых актов и учитывает мнение всех участников отношений в сфере образования Повышение квалификации работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»ия, осуществляющих управление в сфере образования, по программе «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Портал предназначен для информационной поддержки слушателей программы повышения квалификации «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»