РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Advertisements

ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPointшаблон создания тестов в PowerPoint Русский язык Фонетика Часть 1.
СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ. 1. Понятие о слоге 2. Состав слога 3. Законы слогораздела в русском языке.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Транксрипт:

РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ.

ВОПРОСЫ Какой раздел языкознания, называют фонологией? Что представляет собой фонема? Какие две фонологические школы сложились в Советском Союзе? Какие проблемы они рассматривают по-разному? Почему фонология связана с фонетикой? Приведите пример, когда одна фонема реализуется разными звуками. Приведите пример, когда разные фонемы реализуются одним звуком.

Изучение артикуляционной и акустической сторон не дает ответа на вопрос, какова роль звуков в языке как средстве общения людей, какова их коммуникативная функция. Но звуки – это не только физиологическое и физическое, но и лингвистическое явление, поэтому функциональный аспект иначе называется лингвистическим, а также коммуникативным или социальным (так как язык – явление социальное). Раздел языкознания, изучающий функционирование звуков в языке (не в речи!) называют фонологией (греч. phone звук + logos учение). Фонология изучает использование в языке звуков как знаков. Единицей фонологии является не звук, а фонема. Фонема – это наименьшая функциональная единица языка, которая служит для различения (или отождествления) значимых единиц языка (слов, их частей и форм). В слове [мълΛкó] мы слышим три различных в артикуляционном и акустическом планах гласных звука – [ъ], [Λ], [о], но узнаём вместо [ъ] и [Λ] – [о]. В слове [ч'и э сы] в первом предударном слоге слышится [и э ], но мы узнаём в нем [а], а не [и] и не [э].

В словах [рот] этот древний и несколько [рот] было послано на подмогу (мужской и женский род) один и тот же звук воспринимается в первом случае как [д], во втором – как [т]. Почему? Да потому, что именно эти звуки понимаются нами как знаки, которые кричат о разных значениях этих слов, которые помогают нам дифференцировать эти слова по значению. Стало быть, эти звуки (знаки!), а не реально слышимые, обладают смыслоразличительной функцией. Это и есть фонемы. Впервые понятие фонемы было введено более ста лет назад профессором Казанского университета И.А. Бодуэном де Куртенэ. Смыслоразличительную функцию фонемы подчеркивает в своих работах ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ Л.В. Щерба. В бывшем Советском Союзе сложились две фонологические школы – Ленинградская и Московская. Представители этих школ не совсем одинаково отвечают на вопросы, связанные с изучением фонемы, или исследуют разные проблемы фонологии. Представители Ленинградской фонологической школы – Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др. Представители Московской школы – А.А. Реформатский, Р.И. Аванесов, М.В. Панов и др.

Например, представители Московской фонологической школы не считают самостоятельными фонемы,,,. Представители Ленинградской школы относят их к фонемам, хотя и называют молодыми. В данной теме описание проблем фонологии ведется с позиций Московской фонологической школы. Фонология тесно связана с фонетикой, так как конкретной реализацией фонемы в речи являются звуки. Но это не значит, что каждой фонеме языка в речи соответствует всегда один звук. Одна фонема может передаваться различными звуками, например: в словах переводы, в переводе, перевод фонема реализуется в разных звуках: [д] – перево д ы, [д'] – в перево[д']е, т – перево т ; в словах нос, носы, носовой фонема реализуется в следующих звуках: о – нос, Λ – н Λ сы, ъ – н ъ совóй. Это происходит потому, что фонема выполняет свою смыслоразличительную функцию только тогда, когда условия произношения благоприятны; когда же условия произношения неблагоприятны, смыслоразличительная функция фонемы нейтрализуется, она изменяет свое звучание. Иногда две (и больше) фонемы могут быть реализованы одним и тем же звуком; например, в словах луг и лук фонемы и передаются одним и тем же звуком – [к].

Например, представители Московской фонологической школы не считают самостоятельными фонемы,,,. Представители Ленинградской школы относят их к фонемам, хотя и называют молодыми. В данной теме описание проблем фонологии ведется с позиций Московской фонологической школы. Фонология тесно связана с фонетикой, так как конкретной реализацией фонемы в речи являются звуки. Но это не значит, что каждой фонеме языка в речи соответствует всегда один звук. Одна фонема может передаваться различными звуками, например: в словах переводы, в переводе, перевод фонема реализуется в разных звуках: [д] – перево д ы, [д'] – в перево[д']е, т – перево т ; в словах нос, носы, носовой фонема реализуется в следующих звуках: о – нос, Λ – н Λ сы, ъ – н ъ совóй. Это происходит потому, что фонема выполняет свою смыслоразличительную функцию только тогда, когда условия произношения благоприятны; когда же условия произношения неблагоприятны, смыслоразличительная функция фонемы нейтрализуется, она изменяет свое звучание. Иногда две (и больше) фонемы могут быть реализованы одним и тем же звуком; например, в словах луг и лук фонемы и передаются одним и тем же звуком – [к].

ТЕМА 2. СИСТЕМА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ. ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

ВОПРОСЫ 1.Сколько гласных и согласных фонем в русском языке. Назовите гласные фонемы. Назовите согласные фонемы. 2.Что такое фонологическая позиция? 3.Какие фонологические позиции называются сильными? Какие фонологические позиции называются слабыми? 4.Назовите сильные и слабые позиции для гласных фонем. 5.Назовите сильные и слабые позиции по глухости / звонкости для согласных фонем. 6.Назовите сильные и слабые позиции по твердости / мягкости для согласных фонем.

СИСТЕМА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ Смыслоразличительная функция фонем отчетлива лишь тогда, когда произносительные условия для них благоприятны. Если же условия произношения неблагоприятны, то смыслоразличительная функция нейтрализуется, и тогда фонема реализуется в других звуках. Фонологическая позиция – это произносительные условия фонемы (условия реализации фонемы в речи). Фонологическая позиция – это и место фонемы в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце, на стыке морфем), и ее звуковое окружение, а для гласных – и место по отношению к ударению. Позиции, при которых фонема реализует свою смыслоразличительную функцию, называются сильными позициями, а фонемы в этих позициях – сильными фонемами. Позиции, при которых смыслоразличительная функция фонемы нейтрализуется, стирается, т.е. позиции неблагоприятные, называются слабыми, а фонемы в них тоже слабые. Слабые фонемы изменяют свое звучание, свои артикуляционно- акустические характеристики, выступают в различных вариантах (модификациях).

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ Для гласных фонем сильная позиция – их нахождение в ударном слоге, слабая – положение в безударном слоге. Так, в словах с[Λ]ды, с[ъ]довóд фонема выступает в виде вариантов – звуков [Λ] и [ъ]; в словах в[Λ]да, в[ъ]дянóй фонема звучит как [Λ] и [ъ]; в словах ч[и э ]сы, ч ь совóй звуки [и э ], [ь] являются вариантами фонемы (после мягких согласных). Для согласных фонем сильные позиции по признаку звонкости / глухости и твердости / мягкости неодинаковы. Сильной по звонкости / глухости является позиция согласной фонемы 1) перед гласными ( ом, ом, ар, ар), 2) перед сонорными ( лой, лой, ью, ью), 3) перед, ( вон, вой, вое, вое).

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ Слабой позицией по звонкости / глухости является 1) положение согласной фонемы в абсолютном конце слова (са[т], зу[п], кро[ф'], гря[с' ) и 2) перед звонкими и глухими шумными (сла т кий, кни[ш]ка, про[з' ба). Сильными по твердости / мягкости являются позиции согласных 1) в конце слова (вe, вe, пло, пло, бы, бы ) и 2) перед гласными ( ал, ал, ол, ол), кроме гласных переднего ряда, (согласные в этом случае могут быть только мягкими: ело, ело). Слабыми по твердости / мягкости являются позиции перед другими согласными (ср.: [з]вон – [з']венит, [з ло – [з' лить, [д]ва– [д' ве).