Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игровые технологии на уроках физики 3 сентября 2012 г.
Advertisements

Составила: учитель начальных классов Попова С.А..
МКОУ «Чеботарихинская СОШ» Учитель начальных классов: Майорова Людмила Евгеньевна.
Тема: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников Плюгина Наталья Семёновна учитель русского.
Игровые технологии на уроках развития речи в школе VIII вида.
Презентация к занятию (младшая группа) по теме: презентация "дидактические игры"
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Выполнила: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Игра на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 Дмитриева Зиля Фатиховна.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Интегрированных занятий по развитию речи для учеников 1- х классов интенсивной педагогической коррекции с русским языком обучения.
Эффективность любого урока – будь то урок английского языка или китайского, зависит не только от ясного понимания целей и задач, но и от того, какие средства.
Организация игр на уроках русского языка. Для многих обучающихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом.
Транксрипт:

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений. Подготовила учитель начальных классов: Перфильева Ю.Ю.

Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта: повысить уровень общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработать элементарные навыки грамотного письма.

Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников».

Типы дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов. Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д. Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Условия для проведения игр: 1)соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Виды уроков: 1) ролевые игры на уроке(инсценирование); 2)игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Все дидактические игры построены в особую программу: 1) классификация (группировка) предметов по заданному основанию (например, соединить в группы предметы по цвету, форме); 2) классификация предметов по найденному учащимися основанию (например, сгруппировать предметы или линии по какому-то общему признаку, который найдете сами); 3) обобщение предметов (например, найти общий признак у предметов, чисел, фигур, примеров; или «4- ый лишний»); 4) самоконтроль (например, «Где ошибся Буратино?»).

Фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи: Передай скороговорку Глухие телефоны Угадай первый звук Придумайте новое слово Что нарисовано Исправь ошибку поэта Замени одну букву другой Букву в клетку По слогам Хитрые слова

Графические игры учат детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов: Допишите элемент до буквы Проделки Ветродува Буквенные ребусы Спрятанные слова

Игры по лексике помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей. Какие это предметы? Придумай или вспомни загадку 3амени слово похожим по значению «Каламбуры» «Перевод» Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс) Составьте слово

Грамматические игры являются упражнением на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. Знаете ли вы русский язык? Письмо рисунками Строчная или прописная? Подскажи словечко Составь сочетание Кто последний? Ответим на вопросы

Орфографические игры учат в занимательной форме отработать правописание слов. Овощи, фрукты, ягоды Как пишется? Вопросы – ответы Не перенесёшь Догадайся Исправьте ошибки Волшебные предложения Цветная диаграмма Составь рассказ Составь слово Сочинялки

Уровни усвоения знаний и умений по русскому языку на начало годана конец года