Угрозы розничного рынка электроэнергии 30 сентября 2011г. г. Сочи Председатель Правления НП ГП и ЭСК Юрий Анатольевич Желябовский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование новой нормативной базы на розничных рынках. Платежная дисциплина Апрель 2011 года Заместитель председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию.
Advertisements

Неплатежи на розничных рынках электроэнергии начальник Департамента взаимодействия с инфраструктурой и государственными органами НП ГП и ЭСК Д.В. Янченко.
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
Прохождение ОЗМ и гарантирующие поставщики электрической энергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления НП ГП и ЭСК Желябовский.
Деятельность гарантирующих поставщиков в 2011 году и влияние нормативной базы Всероссийское совещание Федеральной службы по тарифам «Итоги работы органов.
Платежная дисциплина на розничных рынках 2 декабря 2010г. г.Москва Шелеманов Александр Сергеевич, заместитель генерального директора по сбытовой деятельности.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
ДТЭиРТ Ярославской области Расчет затрат на электрическую энергию у регулируемых организаций.
Г. Москва октябрь 2012 Федеральная служба по тарифам К рассмотрению вопроса: «О методике по установлению сбытовой надбавки энергосбытовым компаниям – гарантирующим.
Совершенствование нормативного регулирования розничных рынков Невмержицкая Наталья.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ РАСЧЕТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Докладчик председатель Правления НП «Совет рынка» – Кравченко В.М.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
1. Конкуренция 2. Упорядочивание оплаты Зачем, с какой целью? 1. оптимизация затрат всех потребителей, возможности выбора в пользу более дешевой электроэнергии.
Гарантирующие поставщики и целевая модель розничного рынка электроэнергии Председатель Правления НП ГП и ЭСК, Генеральный директор ООО «Энергострим» Желябовский.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Транксрипт:

Угрозы розничного рынка электроэнергии 30 сентября 2011г. г. Сочи Председатель Правления НП ГП и ЭСК Юрий Анатольевич Желябовский

С 1 января 2011 года начали действовать Основные положения функционирования розничных рынков, принятые Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года 1242: Утверждены основные правила ценообразования Дано поручение профильным министерствам и ведомствам в срок до 1 апреля 2011 года внести в Правительство Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (!) Порядок - очень нужный документ для участников розничных рынков, который ждут все субъекты - еще не принят (!) Порядок необходимо принять на уровне Постановления Правительства, включая раздел с формулами для расчета АТС средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), чтобы исключить юридическую коллизию, когда договор между двумя по сути субъектами (инфраструктурой рынка и гарантирующим поставщиком), чем является Договор о присоединении (ДОП), определяет права третьих лиц – это невозможно по закону. При этом третьи лица здесь – потребители всей страны. Порядок расчета цен на розничных рынках электроэнергии 2

В связи с постоянным изменением тарифов и пересчетом цен оптового рынка - серьезный рост неплатежей и дебиторской задолженности Итоги 1 полугодия 2011 года: работа гарантирующих поставщиков Постановления Правительства РФ 1242 и 1172 по пересмотру порядка формирования нерегулируемых цен и по пересмотру тарифно- балансовых решений Государство ГП 1. Поддержка платежной дисциплины на Оптовом рынке 2. Мероприятия: выставляли (или перевыставили) платежные документы потребителям с новыми тарифами с мая 2011 года (по некоторым регионам с 1 января 2011г.) в апреле-мае ГП выставляли (потом перевыставляли фактические) прогнозные цены из-за запаздывания фактических цен на оптовом рынке одновременно ГП вели разъяснительную работу с потребителями для обеспечения платежей на розничном рынке Потребители Рост неплатежей Рост ДЗ 3

«Выход» на оптовый рынок: в условиях отсутствия дифференциации сбытовой надбавки это – рост цены для остальных потребителей региона «Последняя» миля – экономические последствия ложатся на потребителей среднего и малого бизнеса и бюджетников Пример: Тюменская область. Полезный отпуск гарантирующих поставщиков уменьшился практически на треть за счет выхода на оптовый рынок крупных потребителей. Сбытовая надбавка при том, что НВВ не изменяется, вырастает на 20% В среднем по стране около 20% собственного НВВ территориальных сетевых организаций приходится на всех потребителей на «последней мили». При уходе таких потребителей с «последней мили» эти расходы «переложатся» в тарифы на передачу в основном на средних уровнях напряжения, где для потребителей вырастут конечные цены: особенно это затрагивает малый бизнес и бюджетников для которых установлены лимиты обязательств. В итоге вырастет дебиторка. В 2011 году сложная ситуация сложилась в таких регионах как: Красноярский край, Свердловская и Челябинская области, Забайкальский край 1 2 Отдельные вопросы рынка, ведущие к тяжелым последствиям на розничном рынке 4

5 Необходима дифференциация сбытовой надбавки по группам: Сетевые организации Население Прочие потребители Дифференциация сбытовой (СН) надбавки по группам потребителей должна соответствовать экономически обоснованным затратам на каждую группу. На рисунке – сравнение по регионам установленной СН (средней) и рассчитанной по расходам на население и прочих потребителей Сбытовая надбавка ГП содержит скрытое перекрестное субсидирование Экономически обоснованная СН для разных групп потребителей существенно отличается от средней 5

Задолженность перед ГП на РРЭ на апрель составляла более 150 млрд. руб. В условиях стабильного уровня задолженности на ОРЭМ происходит рост дебиторской задолженности на розничном рынке перед гарантирующими поставщиками со стороны потребителей, что приводит к потере устойчивости ГП и надежности платежей. Крупнейшими должниками на розничном рынке становятся те потребители, в отношении которых сложно провести ограничения подачи энергии. Дебиторская задолженность потребителей перед ГП и дебиторская задолженность ГП перед рынком и сетями Финансирование разницы между « мы должны» и «нам должны» !!! Осуществляет ГП за счет кредитных источников !!! Сравнение неплатежей потребителей РРЭ сбытовым компаниям и сбытовых компаний ОРЭ и РСК, млрд. руб. 6

Что такое 150 млрд. руб млрд. руб. «мертвой» 150 млрд. руб. 150 млрд. руб. = 9% от ОБОРОТА ВСЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ = ТРЕХкратная ГОДОВАЯ сбытовая надбавка всех гарантирующих поставщиков Кредитный долг многих гарантирующих поставщиков составляет сегодня 5*EBITDA, когда для банков 3*EBITDA – предел. Бремя долгов становится непомерным

Структура дебиторской задолженности по группам потребителей: усредненные данные по всем ГП В целом за 1 квартал 2011 г. объем дебиторской задолженности на розничном рынке электроэнергии вырос на 33,26%. Основной вклад в прирост дебиторской задолженности вносят ЖКХ, и промышленность Кроме того ухудшается качество ДЗ: Дебиторская задолженность «стареет» и перетекает в нереструктурированную рабочую и «мертвую». 33,26% 8

Параметры дебиторской задолженности по отдельным субъектам РФ ОАО «Волгоградэнергосбыт» СВВ = 1,6% от годовой выручки 7,5 млрд руб. 3,96 млрд руб. ОАО «Колэнергосбыт» СВВ = 400 млн. руб. ОАО «Свердловэнергосбыт» 4,3 млрд руб. 4,78 млрд руб. ОАО «Тверьэнергосбыт» Уличное освещение в г. Тверь не оплачивается в течение 1,5 лет. Прокуратура рассматривает вопрос о привлечение виновных к уголовной ответственности. 9 Неплатежи в этих ранее стабильных регионах сегодня сопоставимы с долгами на Северном Кавказе

Дебиторская задолженность 10 Водный холдинг Дон ВК Юг направлял такие письма, когда долг составлял 99 млн. руб. Долг Водного холдинга 860 млн.руб г. Сегодня Рост задолженности в 9 раз ! И так по всей стране …

11 Меры по борьбе – изменения в законодательство Инициировать изменения в нормативно-правовую базу (в ЖК, КОАП, ФЗ-35 «Об электроэнергетике» и подзаконные акты) по вопросам улучшения платежной дисциплины на розничном рынке; Умный учет: Предоплата Управляемый кредит (население) Дистанционное ограничение Право на «неотключение» должно быть подкреплено бюджетными гарантиями Развитие долгосрочных отношений – фиксированная цена повышает шансы на своевременное исполнение бюджета Система финансовых гарантий Развитие долгосрочных отношений Административная ответственность за противодействие введению ограничений Пени – 3 ставки ЦБ Мелкие потребители Бюджетные потребители Крупные потребители Осуществляют оказание коммунальных услуг если не имеют долга перед ГП (ЭСК) – иначе: прямые договоры с гражданами Экономическая нецелесообразность многоэтажных конструкций: При долге – расторжение договоров Конкуренция за качество обслуживания Конкуренция за сбытовую надбавку – если она дифференцирована Система финансовых гарантий (в том числе бюджетных) По мере преобразований в отрасли (приватизация, концессия) – ответственность имуществом вплоть до банкротства Управляющие компании в сфере ЖКХ ОПП ЖКХ (котельные, водоканалы) 11

Включать расходы на оплату электроэнергии в тариф предприятий ЖКХ в полном объеме; Ужесточить условия конкурсов на аренду муниципального имущества: установление нормативной ответственности муниципальных властей за выбор на таком конкурсе недобросовестной организации + уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, прокуратура должны принимать меры к главам муниципальных образований, передающим в аренду социально значимые объекты ЖКХ фирмам-однодневкам. Провести анализ неэффективной работы предприятий ЖКХ с привлечение специалистов гарантирующих поставщиков по выяснению причин регулярного банкротства ; Органам Прокуратуры рекомендовать применять обеспечительные меры по отношению к неплательщикам из сферы ЖКХ только в случае действительной необходимости Просьба к Региональным органам исполнительной власти по борьбе с неплатежами ЖКХ и УК 12

Под угрозой не просто экономика сбытовых компаний – а стабильность платежей на оптовый рынок и сетевым организациям и, следовательно, надежность всей энергетики. 13

Необходимые решения 1. Принятие Порядка в редакции ФСТ России 2. Взвешенный подход к проблеме «последней мили» 3. Дифференциация сбытовой надбавки 4. ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 14

Спасибо за внимание! 15