Кластеры как инструмент содействия экономическому развитию Перепелица Галина бизнес-консультант Донецкой ТПП, координатор по активизации кластерных инициатив 12 декабря 2012
Эффект кластеризации Взаимодополняемость Кластеризация
1. Предприятия 2. Связи 3. Партнерство Мероприятия, направленные на изучение друг-друга среди участников кластера, специфики отрасли кластера Мероприятия по развитию партнерства в области производства, НИОКР и маркетинга Действия, направленные на усиление связей между членами, усиление инновационного потенциала и конкурентоспособности Руководящие принципы Инструмент экономического развития
Руководящие принципы Инструмент экономического развития 4. Продвижение 5. Кластеры 6. Взаимодействие Мероприятия, направленные на продвижение как на внутреннем, так и на международных рынках Мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия между кластерами и центрами конкурентоспособности Мероприятия по обмену опытом и знаниями как на местном, так и международном уровне
Предприятия Предприятия- производители ювелирных изделий (10) Упаковка Инфраструктура и услуги ГеммологияИсследо- вания рынка Ассоциации, обществ. организации Реклама, маркетинг Рынки сбыта Внутренний рынок Рынок СНГ Рынок ЕС Смежные и родственные 4 - Модели, рези- новые матрицы, восковки Основное сырье (металл – 3; синт. камни – 2; подел. камни – 1; драг/полудраг – 2) Расходные мате- риалы, инструмен- ты, оборудование Центр продукт. Подготовка кадров, повышение квалификации: рабочие, твор- ческий потенциал, менеджеры Спецсвязь ЛогистикаПробирная экспертиза Импортные поставщики Схема кластера «Краматорск Ювелирный»
Стратегическая информация Общий бренд, продвижения, PR Кадровые ресурсы и производство Выход на внешние рынки Инновации (дизайн, производство) Защита интересов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Маркетинговое исследование рынка Украины Аналитика требований рынков стран ЕС Аналитика тенденций дизайна Стратегическая информация Общий бренд, продвижения, PR Создание единого бренда и стратегии взаимодействия предприятий Совместное участие в выставках Популяризация опыта Специализированные семинары по повышению производительности предприятий и повышения качества продукции Семинары повышению квалификации персонала Улучшения в схемах управления предприятиями Кадровые ресурсы и производство Результаты деятельности
Изучение инструментов работы с рынками стран ЕС Расширение рынков стран СНГ Работа с Европейскими маркетинговыми агентствами Выход на внешние рынки Инновации Организационные - внедрение системы бережливого производства (KAIDZEN), обучение в Японии, популяризация опыта Развитие схем сотрудничества между предприятиями кластера Инновации в продукции Поддержка развития кластерных инициатив на региональном уровне Сотрудничество бизнеса и власти Участие в социальных проектах Популяризация опыта (развитие кластерной инициативы в 5 пилотных городах Донецкой области) Защита интересов Результаты деятельности
Современные предприятия с развитой производственной и технической базой 2000 человек, занятых в производстве Высокий творческий потенциал 10% выпускаемых в Украине изделий из золота Развитая торговая сеть на территории Украины и странах СНГ Государственные заказы Ювелиры сегодня:
Керамический кластер в г.Славянске
Схема керамического кластера Произво- дитель Производители Столовая, декоративная бытовая керамика (1200) Оптовые покупатели Непосредственно потребитель: рынок, магазины, ярмарки, туристы Экспортеры (100) Сырье: глина, массы (10), глазурь (10), деколи (5) Оборудование: печи (местн. 20), огнеупоры (1), технич. Оборуд.(20), комплектующие (20) Сырье - красители, огнеупоры Ассоциация керамики ТПП Трансп. Комп (5)., логист. Комп (2-3) Печатн. Продукция (4) Поставщики- производители Покупатели СМИCтандарты «Художники Славянска» Региональная программа Городская стратегия Образование: училище, техникум, ВУЗ Подготовка на производстве Поставщики (внешние) Строит. Супермаркеты (4) Патенты, интел. собств. Юридич. и бух. консалтинг Финансы Интернет- портал ?? Энергообеспеч. (эл.энергия, газ) Тара и упаковка Музей
Стратегия и направления развития Реанимация Ассоциации Керамики Гарантия качества продукции Повышение уровня знаний Торговая марка и продвижение Повышение энергоэффективности Поддержка отечественного производителя ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ Стратегическая информация Общий бренд, продвижения, PR Кадровые ресурсы и производство Выход на внешние рынки Инновации (дизайн, производство) Защита интересов Ювелиры Реанимация Ассоциации Керамики Гарантия качества продукции Повышение уровня знаний Торговая марка и продвижение Повышение энергоэффективности Поддержка отечественного производителя Керамика
Преимущества для инвесторов Резервы кадров и поставщиков, с квалификацией и опытом, актуальными для роста бизнеса инвестора Специализированная информация (научно-технические ресурсы плюс интенсивный неформальный обмен) Финансовые и профессиональные услуги, которые нацелены на данный сектор Поддержка местных и центральных властей, которые являются частью программы инвестирования кластера Высокий уровень мотивации и инновации вследствие конкуренции внутри кластера
Перепелица Галина СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!