ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Индивидуализация образовательного процесса и тьюторское сопровождение в ОУ НПО/СПО Теров Андрей Александрович,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ СПО Колледж сферы услуг 32 Департамент образования г.Москвы И СПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГАМИ.
Advertisements

Тьюторство как ресурс модернизации образования Кузина Н.Н., к.п.н., доцент.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛИЗАЦИИ »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Реализация принципа индивидуализации как новое качество образования Т.М.Ковалева.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Транксрипт:

ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Индивидуализация образовательного процесса и тьюторское сопровождение в ОУ НПО/СПО Теров Андрей Александрович, к.п.н., зам.зав. кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО, эксперт МТА

Тьюторское сопровождение: ключевые моменты

Актуальность тьюторского сопровождения в НПО /СПО Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства: Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года 209. ; Новая система оплаты труда; Принцип индивидуализации во ФГОС Новые подходы к сопровождению профессионализации Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества: Концепция образования на протяжении всей жизни Необходимость формирования гражданского общества Заказ на тьюторское сопровождение со стороны педагога: Потребность в самоактуализации, самореализации в профессиональной педагогической деятельности Построение личной жизненной, образовательной траектории; приобретение опыта осознанного и ответственного выбора

Теоретические и методологические основы тьюторства Индивидуальный подход в образовании- организация процесса обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося Индивидуализация образования предполагает переход на субъект- субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории содержание Содержание 1 Содержание 2 Содержание 3

Индивидуализация Таким образом, под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.

Тьютор. Из истории тьюторства ТЬЮТОР (от англ.tutor)- домашний учитель, наставник, репетитор, опекун Тьюторство как одна из институциализированных форм наставничества возникла в XII-XIII вв. в Оксфорде и Кембридже Две системы ВПО: кафедральная и тьюторская Формы тьюторской деятельности: Собственно тьюторство (консультации и сопровождение обучения: помощь в выборе предметов, курсов, преподавателей, учебных пособий- линии освоения предметов вглубь и вширь, помощь и условия для организации самообразования и саморазвития) Морально-нравственное наставничество (условия для освоения и усвоения университетской корпоративной культуры, правил поведения, норм общежития, ответственность за поведение студентов) Вовлеченность тьютора и приобщение им студента к особому образу жизни Российская модель наставничества XVIII век- Ф.Ц.Лагарп- наставник Александра Павловича (АI) XIX век – В.А.Жуковский – наставник Александра Николаевича (AII) Царскосельский (Александровский императорский) лицей

Сущность и принципиальная полнота тьюторского действия Сущность тьюторского действия - «личностное картирование» - включает в себя 3 этапа: - создание «избыточной» среды, - навигация образовательного маршрута, - стратегирование (обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта). Полнота тьюторского действия задается ресурсной схемой тьюторского действия (социальный, культурно-предметный и антропологический векторы ресурсного расширения)

ТРИ ВЕКТОРА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ обеспечивают полноту тьюторского действия Социальный (тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д. при формировании и реализации педагогами ИППР) Антропологический (тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания) модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей и способностей). Культурно-предметный (тьютор раскрывает образовательный потенциал литературных источников, курсов ПК, помогает осуществить их подбор при формировании и реализации педагогами ИППР)

Особенности тьюторского сопровождения на разных ступенях профессионализации Дошкольное и начальное общее образование Подростковая школа и старшая школа Профессиональное образование От стихийных познавательных интересов к устойчивым Окультуривание познавательных интересов (технология исследовательской деятельности, творчество, метод проектов) Организация предпрофильного и профильного обучения, формирование и реализация ИОП и ИУП, профориентация Сопровождение профессионализации и социализации (особенно в ОУ СПО/НПО)

Под профессиональным развитием будем понимать постоянное обогащение направленности, компетентности и развитие общих и профессиональных компетентностей, а также важных качеств, повышение эффективности профессиональной деятельности. Под профессиональным становлением вслед за Ф.Э.Зеером будем считать развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности 2 Оптация (12-16 лет)Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение 3 Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества 5 Первичная профессионализаци я Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд 6 Вторичная профессионализаци я Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность 7 Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

Масштаб индивидуализации и варианты (модели) тьюторского сопровождения Масштаб индивидуализации Формат ИОП Модель/вариант тьюторского сопровождения В рамках одной дисциплины, профессионального модуля, направления Де ИПОД/ПМ план Преподаватель, мастер П\О, педагог, психолог с тьюторской компетентностью Образовательные события В рамках ОПОПИУПр Учебная программа Тьютор, наставник с тьюторской компетентностью. Уклад жизни в ОУ Образовательные события В рамках профессионализации ИППРТьютор

Тьюторское сопровождение- это Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития; Соблюдение принципа индивидуализации Соблюдение принципа субъектности Соблюдение принципа открытости Соблюдение принципа вариативности Соблюдение принципа демократичности, общественно-государственного характера управления образованием

Основные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения Основной метод-работа с вопросом тьюторанта; Основные формы: индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториал, тренинг, игра; Технологии тьюторского сопровождения – технологии открытого образования.

Проектируемые результаты тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов Удовлетворенность профессиональной Де Самоактуализация в профессии Самостоятельность и инициатива Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс

Самоопределение В самом широком контексте под самоопределением будем понимать сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Другими словами, самоопределение является мыслительно- деятельностным способом реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы. Кем быть? Каким быть?

Самостоятельность под самостоятельностью следует понимать системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности

Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию. При взаимодействии человека и ситуации самостоятельность личности определяется наличием трех основных ее составляющих: Наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий, для проявления индивидуальной активности в данной ситуации. Она предполагает отсутствие внешнего принуждения к какой-либо деятельности, а также возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией. Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью механизмов взаимодействия человека и ситуации. Эти механизмы включают различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии. Они являются своеобразным связующим звеном, необходимым для взаимодействия человека и ситуации. Наличие, сформированности внутреннего активного начала. Под таким внутренним активным началом будем понимать наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия.

самоактуализация Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться - значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого. В российских исследованиях, посвящённых проблеме самоактуализации или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного развивающегося и деятельного (Зайцева Ю.Е., Козлов В.В., Коростылёва Л.А.). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется исследователями как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В.В.Козлов, Н.Н. Обозов) В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.

ИППР ИТПР Это программа образовательной и иной деятельности педагога, направленной на его профессиональное развитие, составленная на основе личностных и профессиональных интересов, потребностей и запросов ИППР позволяет учесть запросы и потребности, возможности педагога в условиях конкретного ОУ ИППР позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы профессиональной деятельности педагога, его методическое самообразование Это временной и пространственный порядок реализации ИППР. Учет запросов и потребностей, возможностей педагога, влияющих на его профессиональное развитие

ФУНКЦИИ ИППР Нормативная (нормативно определяет и обеспечивает, регулирует проф.развитие) Информационная (информирует о деятельности) в рамках проф.развития) Мотивационная (определяет цели, ценности и результаты профессионального развития ) Организационная (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы проф.развития) Самопределения (позволяет реализовать потребность в самопределении на основе реализации образовательного выбора, а также потребность в самоактуализации)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контакты: Теров Андрей Александрович Телефон: