МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Тема: «Специфика менеджмента в России»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление «Менеджмент» Состав. Структура. Профили Высшая школа экономики, Пермь,
Advertisements

Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Неволин С.В. ОТЗ – 705 у дисциплина «Антикризисное управление» Методика выбора антикризисной стратегии и тактики Дисициплина " Антикризисное.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Сергей Шувалов Центр исследований и статистики науки, Москва.
Этапы планирования потребности в персонале
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Презентация на тему: «Развитие «McDonalds» в России» Подготовили: студенты 2 курса магистратуры группы «Стратегическое управление» Ягхмоур Мурад Чобанян.
МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Тема: «Опыт менеджмента за рубежом.
Внутренняя среда организации. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Менеджмент и менеджер
Предприятие и его экономическое окружение Предприятие как система.
Модель формирования стратегии развития предприятия Производственная политика; Ценовая политика; Маркетинговая политика; Территориальная политика.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Разработка функциональных стратегий Тема 10. План Производственные стратегии Стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
РУДСКАЯ КРИСТИНА ТЭС IV – 5 КОРШУНОВА ЮЛИЯ ТЭС IV – 4 ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ.
Транксрипт:

МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Тема: «Специфика менеджмента в России» Вопросы лекции: 1. Особенности Российской национальной модели менеджмента 2. Российский опыт управления на начальном этапе рыночных реформ 3. Современный опыт менеджмента в России

Особенности формирования национальной модели менеджмента в России Базовые зарубежные модели менеджмента Западная Восточная Накопленный опыт прошлого Новые современные тенденции Формирующаяся модель менеджмента в России Социо- культурные факторы Универсаль- ные элементы модели Ментальность Оригинальные элементы модели

Структура национальной Российской модели менеджмента Универсальные элементы национальной модели менеджмента 95% Специфические элементы национальной модели менеджмента 5%

Требования к национальной модели менеджмента в России Гибкость Учитываемые характеристики внешней среды Двойственность менталитета русского народа Особенности менталитета других народов РФ Большие региональные различия в экономике и др. сферах жизни Большая территория Национальная Российская модель менеджмента АдаптивностьМаневренностьДиалектичность Требования к модели менеджмента

Основные типы менеджмента в Российском бизнесе Характеристики Годы Конец 80-х – начало 90-х г.г. XX в. Середина 90- х г.г. XX в. С конца 90-х г.г. по наст. время 1234 Тип менеджмента Менеджмент «хищников» Менеджмент «охотников» Менеджмент «фермеров» Основа успешности Инстинкт, опыт, энергия одиночек Специальные знания, талант, тактическая гибкость, смышленность лидеров Рациональная стратегия, разумные процедуры принятия решений, высокий профессионализм управленцев в команде Опорные элементы организации работы Здравый смысл, интуиция, природные способности индивида Независимое индивидуаль- ное мастерство руководителей Коллективные организованные совместные усилия Объект управления Бизнес 1-2 предпринимате- лей Малые предприятия численностью до 20 чел. Малые, средние, крупные фирмы

Стратегия выживания Российских предприятий на начальном этапе перехода к рынку Стратегия выживания – способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях переходного состояния экономики Стратегия выживания Цели стратегииСоставные элементы стратегии Прогрессивные Консервативные Рост прибылиРост рентаб. Рост зар. платы Сохранение профиля Сохранение числ. работников Сохранение объемов производства и инвест. Кадровая Производ- ственная Инвестици- онная Рыночная

Особенности кадровой составляющей стратегии выживания Главные направления кадровой стратегии выживания Сохранение упр. команды и специалистов Удержание работников сквозных профессий посредством соц. льгот Укрепление дисциплины работников осн. произв. посредством угрозы увольнения Сокращение численности работающих посредством сокращения наименее ценных должностей и работников Применение гибкого графика работы, сокращенного рабочего времени, не оплачиваемых отпусков

Основные направления производственной стратегии выживания Производственная стратегия Обеспечение производства материально-энергетическими и сырьевыми ресурсами Сокращение затрат на производство Многоступенчатый бартер Перехват линии снабжения поставщиков Экономия за счет некапиталоемких организационно- технических мероприятий Упрощение продукции и технологического процесса

Составляющие инвестиционной стратегии выживания Инвестиционная стратегия Реализация избыточных основных фондов Сдача в аренду помещений и оборудования Поддержание, ремонт, переоснащение имеющегося оборудования Использование освобождающихся при сокращении средств и работников для создания новых производств Ввод в эксплуатацию незавершенных объектов бытовой сферы для извлечения средств от их использования и продажи на развитие производства

Рыночная стратегия в условиях выживания Главные направления рыночной стратегии Манипулирование ассортиментом с целью удовлетворения запросов потребителей Отказ от услуг посредников в реализации продукции, прямой выход на потребителей Расходы на маркетинговые исследования

Система стабилизаторов, использованная российским менеджментом для предотвращения полного разрушения предприятий Стабилизаторы Высокая сплоченность управленческой команды Постоянная забота о технологии и качестве продукции Новая дисциплина труда Запас реализуемых основных фондов Новое качество экономической работы Приспособление управленческой психологии к работе в новых условиях

Эволюция стратегии Российских предприятий 1992 – 1994 гг. Пассивное выживание 1995 – 1998 гг. Активное выживание 1999 г. – Переход от выживания к развитию Сокращение объемов производства Сокращение численности работающих Снижение зар. платы Снижение технич. уровня Неплатежи Стабилизация объемов производства Отказ от убыточных видов деятельности Сокращение издержек Поиск новых рыночных ниш Обновление продукции Освоение маркетинга Переход к новым орг. структурам Рост объемов производства Смена профиля Диверсификация Инвестирование в основной капитал Межфирменное партнерство

Современное антикризисное управление в российских компаниях Типы кризисов Проявления кризисов Характер управленческих воздействий Кризис ликвидности Кризис успеха Стратегический кризис Угроза потери платежеспособности Систематическое недовыполнение планов Сбои в развитии, ослабление позиций в конкурентной борьбе, снижение потенциала Революционные изменения недемократическим путем. Концентрация власти в руках ограниченного круга руководителей Постепенные изменения, начиная с ключевых звеньев, привлечение работников к управлению, передача опыта, обучение Эволюционные перемены начиная с системы ценностей, взглядов, моделей поведения, участие в управлении всего персонала

Изменение целей в российском менеджменте Первая половина 90-х гг. Конец 90-х гг. – начало XXI столетия Современный этап «Выжить»«Не отстать» «Быть первым»

Российский опыт управления реструктуризацией в конце 90-х гг. ЦЕЛЬ Устранить излишнюю диверсификацию бизнеса Сохранить наработанный опыт Организованное отступление Программа изменений Существующее состояние Новая стратегия Орг. звеньяФункции ДобавитьУбрать Объеди- нить Разделить ДобавитьУбрать Перерас- пределить Переходное состояние Желаемое состояние

Схема планирования реструктуризации российских компаний Схема моделирования процесса реструктуризации Функции сегодня Функции завтра Структура сегодня Структура завтра Сокращение Звенья I. Постановка целей II. Выработка стратегии III. Определение задач IV. Моделирование V. Разработка программы изменений

(продолжение) Схема разработки программы управлений Что делать? Кто будет делать? Когда?Кому передать? Сколько нужно ресурсов? шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг