Реформа надзора за бизнесом в Литве Giedrius Kadziauskas, заместитель Министра экономики 22 ноября 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕФОРМИРОВАНИЕ КЛИМАТА В СФЕРЕ ПРОВЕРОК ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА Олег Панкратов Заместитель министра экономики КР.
Advertisements

РЕФОРМА НАДЗОРА В НАЙРОБИ Dr. R. K. Ayisi (HSC). ВВЕДЕНИЕ Площадь города Найроби составляет 684 кв. км. Население Найроби – около 3,2 млн. человек, однако.
«Гражданское общество и рациональное регулирование опасными отходами в Республике Казахстан» при финансовой поддержке Европейского Союза ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Согласованная реформа инспекции: разработка общих подходов в комплексной системе исполнения Ffiona Kyte Better Regulation Delivery Office.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
О мерах по обеспечению ветеринарной и фитосанитарной безопасности на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства Директор Департамента.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Джамшид Кучкаров, Заместитель Министра Финансов Республики.
«Особенности системы управления охраной труда в Республике Беларусь» Минск, 2012 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь Карчевский.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Оценка эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Фотографии и текст не должны закрывать нижнее поле презентации Минимальный отступ от правого и левого края – 1 см. Рекомендуемый шрифт для текста и заголовка.
О роли Министерства труда и занятости Республики Карелия в развитии социального партнерства в сфере труда Министерство труда и занятости Республики Карелия.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Система планирования в Латвийской государственной трудовой инспекции.
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
О переходе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на межведомственное взаимодействие при предоставлении.
Транксрипт:

Реформа надзора за бизнесом в Литве Giedrius Kadziauskas, заместитель Министра экономики 22 ноября 2012 г.

Содержание Введение. Цели Средства Ключи к успеху и вызовы

II. Введение и цели

Почему нам нужны перемены? (1) Нагрузка на бизнес Не соответствует Правилу 1855 на странице 390 Нормативного документа 612 ?? ? Нормативные акты избыточны и сложны Трудно найти информацию и подходящую консультации Большое количество инспекций: визитов в год или 60% всех предприятий Неожиданные инспекции без предварительного предупреждения

Почему нам нужны перемены? (2) Простор для эффективности Обнаружено 1492 нарушения Обнаружено 1023 нарушенияОбнаружено 365 нарушений Оценка основана на количестве обнаруженных нарушений и наложенных санкций Невозможно проверить каждую деталь – субъективное мнение инспектора что надо проверять Недостаточн ое внимание уделяется рискам Недостаток сотрудничеств а между учреждениями

Реформу инициировали и координируют два министерства Rimantas Žylius Министр экономики Remigijus Šimašius Министр юстиции

Первый шаг – конец 2008 г. Программа Правительства Литовской Республики (одобрена Постановлением Парламента Литовской Республики от 9 декабря 2009 г.) Цель: уменьшить количество учреждений надзора за бизнесом Задача 1

Результаты консолидации учреждений в г. – минус 10 Число учреждений надзора за бизнесом уменьшилось: 16 учреждений объединены в 6. Остается еще 60 учреждений надзора за бизнесом.

Задача 2 Снизить нагрузку на предприятия Поднять эффективность и улучшить прозрачность учреждений надзора за бизнесом Задача 2

Лозунг реформы: «От наказания к совету»

Поправки к закону Law on Public Administration Principles of Supervision 1) a burden of minimum and proportional supervision 2) non-discrimination 3) planning; 4) publicity; 5) provision of methodological assistance; 6) functional separation Providing Consultations to Business General rules on inspection The criteria of the evaluation of activities of supervisory institutions and officials Только одна глава, касающаяся надзора за бизнесом (22 июня 2010 г.)

Правовое регулирование: Постановление Правительства Resolution on the Optimization of Supervision Functions Performed by Inspectorates No 511 May 4, 2010 Supervision Guidelines formulated and confirmed List of business supervisory institutions compiled Committee of Experts formed Впервые в истории!

Экспертный комитет Девять крупнейших инспекций совместно с Группой Реформы сформировали комитет для обмена опытом и формирования примеров надлежащей практики Противопожарна я и спасательная служба (PAGD) Государственная трудовая инспекция (VDI) Государственная инспекция по надзору за непищевыми продуктами (VNMPI) Государственная ветеринарная служба и служба по надзору за пищевыми продуктами (VMVT) Государственная налоговая инспекция (VMI) Государственная транспортная инспекция (VKTI) Государственная служба общественного здравоохранения(VKTI) Государственная инспекция территориального планирования и строительства (VTPSI) Государственная инспекция территориального планирования и строительства (VTPSI) Агентство по охране окружающей среды и региональные департаменты охраны окружающей среды при Министерстве окружающей среды (AAA)

II. Средства

Средства 1. Декларация о первом годе коммерческой деятельности 2. Удобные для бизнеса контрольные карты проверок 3. Единообразные консультации по телефону 4. Планирование на основе оценки риска 5. Администрирование незначительных нарушений 6. Оценка результатов деятельности инспекций 7. Консолидация ИТ

1. Декларация о первом годе коммерческой деятельности Штраф за нарушение требований безопасности С целью улучшения предпринимательской среды Содействие созданию рабочих мест Помочь понять, что бизнесу, особенно малому бизнесу, в первый год нужен совет, а не наказание Стимулировать рост бизнеса: в первый год работы санкции/наказания не применяются; Поддерживать хорошее поведение, а не просто наказывать Сэр, это мой первый день…

1. Декларация о первом годе коммерческой деятельности В сентябре 2011 г. Декларация о первом годе коммерческой деятельности была подписана 9 крупнейшими учреждениями надзора за бизнесом; еще 34 присоединились позже. Основные цели декларации: Не применять санкций/наказаний в первый год коммерческой деятельности; Определить адекватное время для исправления нарушений; Разместить ресурсы для консультаций и направлять компании в первый год коммерческой деятельности.

2. Что такое контрольная карта проверки? Контрольная карта является документом, содержащим точные вопросы, отражающие основные требования закона. Во время инспекции инспектор задает вопросы, записанные в контрольной карте. Владелец предприятия Инспектор во время проверки Владелец предприятия может загрузить контрольную карту из Владельцы предприятий могут быть уверены, что они не получат штрафа если требования, указанные в контрольной карте будут выполнены Контрольные карты утверждены руководителем учреждения Нет вопросов – нет штрафа!!!

2. Ход подготовки контрольных карт Декабрь 2011 г. 7 контрольных карт Апрель 2012 г. 39 контрольных карт Октябрь 2012 г. 66 контрольных карт для разных видов коммерческой деятельности

С октября 2012 г инспекций (41%) проведено с использованием контрольных карт 41 %

3. Единообразные консультации по телефону Была необходимость в создании единообразных линий телефонных консультаций, когда беседы записываются, и надзорное учреждение берет на себя ответственность за предоставленную консультацию 21 Предыдущий консультант сказал, что это Х, о до него говорили, что это Y !!! Правильны й ответ – это Z.

3. Единообразные консультации по телефону Надзорные органы обеспечить получение предприятиями единообразных консультаций по вопросам, входящим в компетенцию надзорного органа. Поэтому создана практика единообразных консультаций по телефону. К настоящему времени в 6 организациях существуют центры телефонного обслуживания: o Государственная налоговая инспекция (с апреля 2006 г.) o Государственная ветеринарная служба и служба по надзору за пищевыми продуктами (с октября 2011 г.) o Государственная служба защиты прав потребителей (с декабря 2011 г.) o Государственная трудовая инспекция (с января 2012 г.) o Государственная инспекция непищевых продуктов (с марта 2012 г.) o Инспекция территориального планирования и строительства (с июня 2012 г.)

4. Планирование на основе оценки риска Проблема: компании с малым риском проверяются часто, в то время как инспекции стараются провести все свои проверки Ресурсы и внимание должны быть сосредоточены на объектах первостепенной важности Системы инспекций на основе оценки риска помогают эффективно выбирать рискованные компании и выполнять функции надзора В 2011 году подготовлены рекомендации о надзоре на основе оценки риска

24 Надзор на основе оценки риска Надзорные учреждения внедряют системы управления рисками, т.е., организационные и технологические средства для категоризации предприятий в соответствии со степенью их риска, что позволяет учреждениям планировать частоту инспекций и прочие меры надзора. Надзор на основе оценки риска : Позволяет устранять наиболее опасные, крупные нарушения Ресурсы учреждения используются наиболее эффективно, не растрачиваются на случайную деятельность Надзорные действия прозрачны, хорошо финансируются и пропорциональны масштабу нарушения Основная инспекционная нагрузка приходится на многократных и злостных нарушителей

5. Незначительные % Слижком узко. Должно быть на 2 миллиметра шире. Наказывать или не наказывать? Что если 1 мм? 4 мм? Или 10 мм?

5. Незначительные нарушения подписан Меморандум о небольших несоответствиях маркировки Меморандум подписали Государственная инспекция непищевых продуктов, Государственная ветеринарная служба и служба по надзору за пищевыми продуктами и Государственная служба защиты растений. Некоторые учреждения (напр., Трудовая инспекция, Инспекция территориального планирования) ввели упрощенные процедуры рассмотрения жалоб Понятие «незначительное нарушение» введено в горизонтальные и отраслевые нормативные акты

27 6. Оценка результатов деятельности инспекций Деятельность учреждений начала оцениваться на основании определенных заранее показателей деятельности (индикаторов), связанных со степенью осуществления реформы. Целью такой оценки является: Обеспечение точного соответствия целей учреждения с ожиданиями предприятий и общественности Идентификация приоритетов деятельности, особенно консультирования, надзора на основе оценки риска и использования контрольных карт Гарантия передислокации ресурсов в области приоритетной деятельности Обеспечение прозрачности деятельности учреждения «Скажите мне, как вы оцениваете меня, и скажу вам, как я буду себя вести» E.M. Goldratt (TOC)

7. Консолидация ИТ Создание единой информационной ИТ системы управления инспекциями 56 организаций

Необходимость консолидации информационных систем Обмен данными между различными организациями является жизненно важным для проведения эффективных инспекций, планирования и оценки, особенно для систем управления рисками Процессы и данные надзорных организаций, касающиеся предприятий, являются в основном одинаковыми (идентификация предприятий, необходимые для инспекции данные, результаты инспекций и рассмотрения жалоб, и пр.). Каждое надзорное учреждение, вне зависимости от его величины и объема проводимых ими инспекций, приобретает, внедряет и разрабатывает различные информационные системы, что затрудняет обмен данными. Разрабатывается…

«От наказания к совету» Это действует? 30 68% опрошенных в этом году предприятий отметили, что отношение к ним инспекторов улучшилось

III. Ключи к успеху и вызовы

Трудности, с которыми мы сталкиваемся Пропасть между руководителями надзорных учреждений и инспекторами: цели и способы реформы с трудом доходит до инспекторов в отдаленных городах и деревнях. Значительного снижения числа инспекций не наблюдается (в 2001 году проверено 60% предприятий) Хотя мы обязали учреждения внедрить основанные целеориентированные индикаторы деятельности, до сих пор они не достигли адресатов; руководители учреждений и их вышестоящие министры до сих пор не используют их.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся «Инспекторы хотят наказывать, они думают, что они обязаны наказывать» Восходящий подход не используется – инспекции до сих пор не используют реформу активно как средство решения своих проблем. В настоящее время мы работаем с 9 учреждениями, которые проводят наибольшее количество инспекций, однако реформа с трудом доходит до остальных 51 надзорных учреждений.

Ключи к успеху Мягкие меры сверху вниз. Рекомендации, встречи экспертов, обучение инспекторов и их руководителей. У нас нет явных намерений ослаблять контроль государства над экономикой – инспекциям и отраслевым министрам ничего не угрожает. Реформу возглавляют и координируют два министра.

Ключи к успеху Успешно используются существующие различия между инспекциями. Ясные цели. Адаптивный и динамический выбор средств.

Спасибо за внимание Дополнительная информация и сотрудничество Giedrius Kadziauskas Milda Ručinskaitė Директор Департамента совершенствование регулирования и реформы назора