ЧТЕНИЕ. Чтение как сложная функциональная система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Advertisements

вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
НАВЫК ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО.
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
ВОПРОСЫ 1. Обследование лиц с дислалией. 2. Подготовительный этап, его цель, задачи, содержание работы. 3. Этап формирования произносительных умений и.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Подготовил: учитель начальных классов МОУ СОШ 2 Шайдурова Ольга Анатольевна, 1 категория.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Модель становления техники чтения на английском языке у учащихся младшей школы. Доклад Буняевой Л.М. – учителя английского языка.
Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Транксрипт:

ЧТЕНИЕ. Чтение как сложная функциональная система.

Чтение – процесс декодирования сообщений, представленное в письменном виде, которым ребенок овладевает в процессе специального обучения.

Сначала ребенок учится опозновать буквы, потом слоги, слова, предложения. Постепенно эти умения закрепляются и переходят в автоматизированный навык, становятся средством получения академических знаний.

Когнетивные умения, которые должен усвоить ребенок в процессе обучения: Находить необходимую для себя информацию, которая может быть заданна в различном виде. Осмысливать значения текста. Научить осмысливать информацию. Понимать текст различных видов и жанров Интопретировать текст, высказывая свои собственные мысли по прочитанному.

Существует два аспекта чтения Техническая сторона чтения Смысловая сторона чтения

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ Параметры: Скорость Способ Правильность Выразительность

СКОРОСТЬ Проверка скорости чтения в словах в минуту Проверка скорости чтения в знаках в минуту Сравнение чтения двух половин текста Возраст чтения (нормативы скорости чтения по возрастам, применяется за рубежом)

Нормативы по скорости чтения: КлассПервое полугодие Второе полугодие 1 Не анализируется20 – 25 слов в минуту 2 25 – 30 слов в минуту 40 – 50 слов в минуту 3 50 – 60 слов в минуту 60 – 70 слов в минуту 4 70 – 80 слов в минуту 80 – 90 слов в минуту

Для нормального чтения необходимы: 1. Нормальное бинокулярное схождение 2. Зрительный поиск (откуда начинать читать) 3. Сканирование текста в лево-правом направлении: во время чтения глаза совершают скачки саккады и фиксируются на строке. Саккады вправо прогрессивные, влево регрессивные, они нужны для уточнения прочитанного и исправления ошибок.

Способы чтения 1. Буквенно-звуковое обозначение 2. Слоговое чтение 3. Становление системы приёмов чтения 4. Синтетические приёмы чтения

Добукварный период Ребёнок учится слушать и анализировать звучащую речь Учится подбирать слова к картинке Учиться подбирать предложения к картинке

Букварный период Изучаются буквы Дифференцировка звуков речи У ребёнка должно быть чётко сформировано представление о фонеме, только в этом случае будут формироваться чёткие представления о графеме. (соотнесение фонемы с графемой) У ребёнка должен быть сформирован чёткий образ буквы Единицей чтения на этом этапе является буква, несмотря на то, что ребёнок может складывать слоги Понимание прочитанного на этом этапе отстаёт от зрительного восприятия слова Осознание слова осуществляется после того как оно произнесено вслух Связь отдельных слов и понимание предложения осуществляется с трудом.

Слоговое чтение Дети знают все буквы Слияние букв в слоги происходит без затруднений Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с существующими в устной речи звуковыми комплексами Единица чтения – слог Аналитический способ чтения(т.к. целостное восприятие отсутствует => синтетического чтения быть не может) Основная роль отводится смысловой догадке, которая возникает чаще всего в конце слова При чтении часто повторяются сложные для произнесения слова С помощью повторов ребёнок пытается объединить слоги в целое слово и узнать его Повторяя слова ребёнок стремится воссоздать потерянную смысловую связь слов

Синтетическое чтение Ребёнок читает цельным словами Техническая сторона чтения не осложняет процесса чтения Главная задача осмысление прочитанного На этой ступени осуществляется синтез слов и фраз в едином контексте Ошибки могут возникать в понимании, зависят они от уровня познавательной деятельности ребёнка Объёма словаря ребёнка Степени сформированости грамматического строя

Ошибки чтения 1. Чаще всего неправильное прочтение окончаний слова, так как зрительное восприятие ребенка ограничено 2. Замена слов по смыслу 3. Неправильная постановка ударения 4. Замена целых слов по оптическому сходству 5. Реверсия коротких слов 6. Нарушение правила орфоэпического чтения 7. Замены и смешение отдельных букв при чтении 8. Пропуски, вставки, перестановки букв. Ошибки звукового анализа и синтеза 9. Персеверации и антиципации 10. Сливание слов со всеми ошибками 11. Смешение букв по начертанию 12. Непродуктивные повторы 13. Потеря рабочей строки 14. Смена направления при чтении 15. Слежение пальцем во время чтения

Беззвучное чтение. Чтение про себя. Адресовано самому себе Не нужно громко и выразительно читать Работа речедвигательн ого и слухового анализатора протекает в скрытом режиме На начальном этапе чтение «про себя» является сложной деятельностью, которая надстраивается над уже сформированно й функцией чтения в слух Происходит свёртывание операций голосовой системы В завершении остаётся только процесс понимания

Ступени формирования чтения про себя 1. Жужжащее чтение (все дети читают в одном темпе один и тот же текст) 2. Шепотное чтение, ребёнок читает шепотом 3. Беззвучное чтение, не говорит, но артикулирует 4. Молчаливое чтение, ребёнок не говорит и не артикулирует, скорость как и при чтение вслух 5. Автоматизированное чтение