Динамика трудовых ценностей российского населения: (по данным World Values Survey, Generations and Gender Survey) МАГУН В.С. Институт социологии РАН
Трудовые ценности экономически активного населения России и стран «большой семерки», % Ценности Россия, частота выбора, % Страны «большой семерки», средняя частота выбора, % чел чел чел чел Хороший заработок Интересная работа Соответствие работы способностям Удобное время работы Большой отпуск Надежное место работы Работа, уважаемая широким кругом людей Возможность инициативы Возможность чего-то достичь Ответственная работа Не слишком напряженная работа
Сравнение трудовых ценностей в России и странах «большой семерки» Ценности Россия (1991 / 2004) МИНУС страны «большой семерки» (1990 / 2000), п.п. Хороший заработок12/15 Интересная работа3/0 Соответствие работы способностям0/–27 (отД.) Удобное время работы0/2 Большой отпуск15/–6 (Сбл.) Надежное место работы–16/10 (Сбл.) Работа, уважаемая широким кругом людей 8/–3 (Сбл.) Возможность инициативы–23/–30 (отД.) Возможность чего-то достичь–35/–23 (Сбл.) Ответственная работа–31/–34 Не слишком напряженная работа–8/–20 (отД.)
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («хороший заработок») ХОРОШИЙ ЗАРАБОТОК чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Рост: 95,99>91; 04>99, 95, 91 Мужчины, лет Мужчины, года Мужчины, лет Мужчины, лет Рост: 95,99>91 Женщины, лет Женщины, года Рост: 99>91 Женщины, лет Женщины, лет
ХОРОШИЙ ЗАРАБОТОК
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («надежное место работы») НАДЕЖНОЕ МЕСТО РАБОТЫ чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Рост, все различия значимы Мужчины, лет Рост: 95,99>91; 04>99, 91 Мужчины, года Рост: 95,99>91; 04>99, 95, 91 Мужчины, лет Рост: 95,99>91; 04>99, 95, 91 Мужчины, лет Рост: 95,99,04>91 Женщины, лет Рост: 95,99,04>91 Женщины, года Рост: 95,99,04>91; 99,04>95 Женщины, лет Рост: 99,04>91; 99,04>95 Женщины, лет Рост: 95,99,04>91
НАДЕЖНОЕ МЕСТО РАБОТЫ
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («удобное время работы») УДОБНОЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Снижение: 99 99,95,91 Мужчины, лет Рост: 04>99,95,91 Мужчины, года Рост: 04>99,95 Мужчины, лет Рост: 04>99,91 Мужчины, лет Женщины, лет Рост: 04>99 Женщины, года Рост: 04>99,95 Женщины, лет Рост: 04>99 Женщины, лет
УДОБНОЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («работа, уважаемая широким кругом людей») РАБОТА, УВАЖАЕМАЯ ШИРОКИМ КРУГОМ ЛЮДЕЙ чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Рост: 95,99>91; Снижение: 04
РАБОТА, УВАЖАЕМАЯ ШИРОКИМ КРУГОМ ЛЮДЕЙ
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («возможность инициативы») ВОЗМОЖНОСТЬ ИНИЦИАТИВЫ чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Снижение: 04
ВОЗМОЖНОСТЬ ИНИЦИАТИВЫ
Трудовые ценности экономически активного населения России, гг., % («ответственная работа») ОТВЕТСТВЕННАЯ РАБОТА чел чел чел чел. Статистически значимые различия ВЫБОРКА В ЦЕЛОМ Рост: 95,99>91; Снижение: 0491; Снижение: 0491 Мужчины, лет Мужчины, лет Женщины, лет Женщины, года Женщины, лет Снижение: 04
ОТВЕТСТВЕННАЯ РАБОТА
«ОРИЕНТАЦИЯ НА РАБОТУ В ОРГАНИЗАЦИИ КАК СПОСОБ КОМФОРТНОГО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ» (+) либо «УСЕРДНАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ – ПУТЬ К ВЫСОКОМУ ЗАРАБОТКУ И НАДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ» (–) Динамика в постсоциалистических странах, гг.
СТРАНА ИЛИ РЕГИОН СРЕД. ЗНАЧ. ФАКТОРА СТРАНА ИЛИ РЕГИОН СРЕД. ЗНАЧ. ФАКТОРА СТРАНА ИЛИ РЕГИОН СРЕД. ЗНАЧ. ФАКТОРА Польша, 19900,74Болгария, 1999–0,04Россия, 1995–0,28 Москва и Моск.обл, ,72Эстония, 1999–0,05Украина, 1996–0,30 Беларусь, 19900,58Беларусь, 1996–0,09Тамбов, 1995–0,30 Латвия, 19900,54Словакия, 1996–0,10Молдова, 1996–0,31 Литва, 19900,49Польша, 1999–0,11Болгария, 1998–0,33 Румыния, 19900,27Азербайджан, 1996–0,11Польша, 1996–0,36 Чехия, 19900,27Чехия, 1996–0,11Россия, 1999–0,38 Словакия, 19900,26Литва, 1996–0,19Словакия, 1999–0,43 Эстония, 19900,24Армения, 1995–0,21Эстония, 1996–0,45 Чехия, 19990,18Румыния, 1996–0,22 Россия, 19910,16Украина, 1999–0,23 Беларусь, 19990,14Вост. Германия, 1997 –0,23 Венгрия, 19900,06Латвия, 1996–0,24 Латвия, 19990,04Румыния, 1999–0,24 Вост. Германия, ,03Литва, 1999–0,26 Венгрия, 19990,01Венгрия, 1996–0,27
Субъективная важность работы для экономически активного населения России и стран «большой семерки», гг. Страна, годЧисленность опрошенных, чел. Средняя оценка важности Распределение ответов о важности Очень важна (балл 1) Весьма важна (балл 2) Не очень важна (балл 3) Совсем не важна (балл 4) Россия, , Россия, , Россия, , Франция, , Италия, , Канада, , США, , Япония, , Западная Германия, , Великобритания, ,
Хороший заработок