Столбов А.П., РАМН Москва, 27 марта 2013 г. 26.3.3.НМО MedSoft - 2013 MedSoft - 2013 Нормативно-методическое обеспечение применения ИКТ в здравоохранении:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
Advertisements

Правовые аспекты информационного взаимодействия участников системы ОМС Свиридов Игорь Вячеславович Начальник управления информационного обеспечения ТФОМС.
СЕМИНАР « Проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид » 17 мая 2011 г.
Проф., д.т.н. Столбов А.П., РАМН Москва, 21 марта 2013 г. Защита персональных данных: от модернизации к исполнению Проблемы организации обработки.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Нормативно-правовые требования при организации межведомственного взаимодействия Ульяновск
1 Министерство здравоохранения Свердловской области Задачи информатизации, стоящие перед органами управления регионального здравоохранения и МИАЦ. Интересы.
БАРС. Здравоохранение- ТФОМС. Медицинская информационная система Информатизация отрасли здравоохранения Дополнительное лекарственное обеспечение Электронный.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЁТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ЗАСТРАХОВАННЫМ ЛИЦАМ Нисенбойм Илья Изевич, начальник управления.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ 10 февраля 2012 года г. Екатеринбург Организация технологической платформы для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Организация системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 1 Межведомственное взаимодействие органов.
О ходе национальной стандартизации в области информатизации здравоохранения Лебедев Г.С. Заместитель директора по ИТ ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» ИТ в медицине.
О реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в Ханты-Мансийском автономном.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ IV Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» 17 ноября 2011 года г. Тюмень О реализации.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА Алексеенко Олег Владимирович.
Общая архитектура системы электронного правительства.
Предоставление комплексного сервиса при реализации региональных программ в рамках ЕГИСЗ Сергей Сорокин Москва
Универсальная электронная карта Планерное совещание Министерства экономики РБ, ноябрь 2010.
Транксрипт:

Столбов А.П., РАМН Москва, 27 марта 2013 г НМО MedSoft MedSoft Нормативно-методическое обеспечение применения ИКТ в здравоохранении: состояние и перспективы

Электронный документ. Электронная подпись ( ЭП ) Об электронной подписи, Об электронной подписи, 63-ФЗ от (ред. от ) ( закон 1-ФЗ от действует до ) Весна 2013 г. -- проект закона о внесении изменений в 63-ФЗ ( по плану Правительства РФ ) Правила определения видов ЭП... при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, 634 от Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, 852 от Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, 33 от Постановление Правительства РФ 1404 от С действуют два новых ГОСТ Р ( процессы формирования и проверки ЭП ) [2001] ГОСТ Р ( функция хэширования ) [1994] Пока нет ни одного средства ЭП, сертифицированного ФСБ по новым требованиям приказов ФСБ 795, 796 от

Об электронной подписи (ЭП), используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств ЭП, 111 от [ единый сервис проверки ЭП ] Федеральная государственная ИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", 977 от приказы Минкомсвязи РФ 107 от ( в ред. пр. 218 от ) О системе межведомственного электронного взаимодействия ( СМЭВ ), 697 от , 641 от , 705 от , 451 от Федеральная информационная адресная система, 1011-р от

Обработка персональных данных ( ПДн ) (1) Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, !!! 1119 от !!! Требования к материальным носителям биометрических ПДн и технологиям хранения таких данных вне ИС ПДн, 512 от ( ред. от г. 1404, ЭП ) выполнение !? Перечень мер..., направленных на обеспечение выполнения обязанностей... операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, 211 от выполнение !? * Приказ ФСТЭК от Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн... * * Приказ ФСТЭК от Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах * [ "новый СТР-К" ] Положение о государственном контроле и надзоре за соответствием обработки ПДн... ( проект постановления Правительства РФ ) Методические рекомендации по обезличиванию ПДн ( проект, РКН ) Законы "о штрафах" и поправках в 152-ФЗ ( новая Евроконвенция с 2014 ) 4

Обработка персональных данных ( ПДн ) (2) новый "отраслевой" комплект методических документов по организации обработки ПДн и защите информации отраслевая модель угроз безопасности ПДн ( вместе с ОМС ) ЕГИСЗ = ГИС и ИСПДн -> оценка вреда (ст.18.1) ( методики ) : а ) б) а ) субъекту ПДн ( пациент, работник ), б) оператору ГИС ЕГИСЗ = федеративная ИС с "облачными" подсистемами -> ответственность операторов и 'обработчиков' ( аутсорсеров ) классификация 'обработчиков' и операторов ( от кого, какие ПДн получает и кому предоставляет ) ( 149-ФЗ, 152-ФЗ, 323-ФЗ ) федеративная система идентификации, аутентификации и управления полномочиями ( + электронная подпись ) (ЕСИА) "безопасное" включение медицинской техники в состав МИС "кибербезопасность" медицинской техники обеспечение конфиденциальности при использовании Интернет ( "удаленная регистратура", "личный кабинет", заявления в СМО, медицинскую организацию, фонд ОМС и т.д. ) 5

Обработка персональных данных ( ПДн ) (3) включение в состав "публичных" ПДн врачей статистических данных о врачебных ошибках ( как в США ) формирование регистров неработающего населения (ст. 13) нормативное определение понятий "медицинская информационная система" ( 323-ФЗ, ст.13 ) "сведения о состоянии здоровья" ( "инвалид", "годен" etc ) "псевдонимизация", "обратная персонификация" * обязанность уведомлять субъекта ПДн о фактах утечки * процедуры псевдонимизации и обратной персонификации вторичных "медицинских" данных ( как SUS NHS UK ) ISO/TS 25237, рекомендации по обезличиванию РКН исчерпывающие перечни случаев, когда необходимо: оформлять согласие субъекта на обработку ПДн уведомлять его о получении ПДн от третьих лиц (ст.18) или предоставлении их третьим лицам ГОСТ Р Информатизация здоровья. Передача электронных медицинских карт. Часть 4 Безопасность 6

Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, 326-ФЗ от г. ( ред. от г. ) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, 323-ФЗ от г. телемедицинских ( 76% на ) Статья 50 закона 326-ФЗ ( в ред. от г., ) - Программы модернизации /13 гг. -> внедрение современных ИС в здравоохранение в целях создания ЕГИСЗ, переход на полисы ОМС, в т.ч. в составе УЭК, внедрение телемедицинских систем, систем ЭДО и ведение ЭМК пациента ( 76% на ) Госпрограмма "Развитие здравоохранения в Российской Федерации", распоряжение Правительства РФ от г p -> подпрограмма 11, мероприятия : Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины дистанционный консилиум врачей дистанционный консилиум врачей ( ст. 48 закона 323-ФЗ ) Совершенстовование статистического наблюдения в сфере здравоохранения 7

Постановления Правительства РФ Правила ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями... и его регионального сегмента, 403 от Правила ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше..., 404 от ( регистр "Семь нозологий" ) Правила гос. регистрации и ведения государственного реестра медицинских изделий, 615 от , 1416 от г. Номенклатурная классификация медицинских изделий ( приказ МЗ РФ от г. 4н -> Global Medical Device Nomenclature - GMDN ) Положение о государственном контроле за обращением медицинских изделий, 970 от О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, 1074 от Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, 1152 от

С 1 января 2013 года внедрение единых порядков ( около 800 ) и стандартов медицинской помощи ( СМП, около 1000 ) информационное обеспечение внедрения СМП федеральные базы данных и сервисы ЕГИСЗ ( идентификация, классификаторы, справочники, форматы представления, правила контроля etc ) уточнить требования к ИС в медицинских организациях, ТФОМС, СМО, органах управления здравоохранением унификация и совместимость структур данных и правил кодирования ЭМК - ИЭМК - СМП переход на полный тариф по ОМС -> включение затрат на ИТ в состав тарифа -> нормативы затрат, методики расчета etc ?! включение расходов на приобретение оборудования стомостью до 100 тыс. руб за единицу в тариф -> закупка СВТ ?! оплата скорой помощи через ОМС -> "неидентифицированные" * Национальный фонд алгоритмов и программ для ЭВМ ( с ) * ( постановление Правительства РФ 62 от ) 9

!! с стандарты HL7 бесплатны !! СПАСИБО ! Всем удачи !!! Столбов Андрей Павлович +7(495)

Внедрение универсальной электронной карты гражданина ( УЭК ) [гл. 6 закона 210-ФЗ] федеральные ( 613 от ), региональные и муниципальные электронные приложения как средство аутентификации и носитель закрытого ключа электронной подписи -> юридически значимые действия ( нет "стандарта" !? ) как полис ОМС ( нет "стандарта" !? ) и носитель СНИЛС !? как носитель витальных данных ( ГОСТ Р ИСО ) !? !? как носитель электронного рецепта ( ГОСТ Р ИСО ) !? !? как универсальная "профессиональная" карта [врача] !? !? инфраструктура обращения УЭК, пункты персонализации, инфоматы, карт-ридеры \ райтеры в МО, ТФ, СМО etc !? как банковская карта -> национальная платежная система ( закон 161-ФЗ от ) ( платежи только внутри РФ ) переход на электронный паспорт гражданина с 2015 г. !? -> прекращение (добровольность) выдачи УЭК !? = = "Единая платежно-сервисная система УЭК" ( Сбербанк+УЭК ) ФУО = ОАО "Универсальная электронная карта" 11

Проблемы использования свободного программного обеспечения ( СПО, Open Source ) План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на СПО на гг. ( 2299-р от ) Методические рекомендации по ЕГИСЗ -> использовать СПО ГОСТ Р Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения ? Эталонные дистрибутивы СПО -- кто будет сопровождать ? Высокие требования к квалификации ИТ-персонала !? Отсутствие документации и техподдержки ( она "дорогая" ) !? Проблемы с драйверами для подключения внешних устройств, в том числе медицинской техники Проблемы с установкой сертифицированных средств защиты информации и средств квалифицированной электронной подписи ( их нет или очень мало для СПО-среды ) !? Какова реальная совокупная стоимость владения ИС на СПО !? 12

Проблемы использования "облачных" технологий Необходимость согласия пациента на обработку персональных данных в "облаке" ( ст. 6 закона 152-ФЗ ) Отсутствие нормативных документов по измерению и оценке уровня защищенности в "облаке" Проблемы разделения ответственности между оператором ЦОДа и провайдером канала -> сложность определения SLA Отсутствие стандартов по измерению качества предоставления услуг ( измерению трафика, скорости передачи данных, скорости обработки данных и т.д. ) [ NIST -> стандарты 2012 ] !? Качество каналов передачи данных ( скорость передачи, надежность ) -> обеспечение доступности критичных данных !? Высокие тарифы на передачу данных ( трафик ) !!! Невозможность подключения медицинских приборов !!! Пока -> применение "облаков" для решения некритичных задач + удаленное сопровождение ПО и администирование ИС 13

Реализация "электронного правительства" [ 210-ФЗ] базовые государственные информационные ресурсы документы "личного хранения" ( ст. 7, ред. от ) реестры государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде ( ст. 11, распоряжение Правительства РФ от р ) система межведомственного электронного взаимодействия ФГИС ЕС идентификации и аутентификации -- юридических и физических лиц, информационных систем ведение технологических карт межведомственного взаимодействия ( ТКМВ ) стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг ( ст. 14 ), в том числе администартивные регламенты ( гл. 3 ), форматы обмена данными и требования к безопасности ( ) Оператор = ОАО "Ростелеком" СМЭВ

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" = Правительству РФ до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ Открытые данные -- это машиночитаемые данные доступные для широкого круга лиц ( общественности ), пригодные к повторному автоматическому использованию и не имеющие лицензионных, технологических, правовых и иных ограничений на их использование -> данные как общественное достояние Открытый контент -- open content + Открытый доступ -- open access -- портал открытых данных Реестры открытых данных Минэкономразвития России -- Минобрнауки России Великобритания 15

Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, 2004 D 04 – Работы по медицинской информатике D – Телемедицина -> нет перечня конкретных работ и услуг – собственно телемедицинских консультаций, консилиумов и пр. Определить методику расчета нормативов затрат на оказание телемедицинских услуг Включить ТМ-услуги в тарифное соглашение в системе ОМС Разработать методические рекомендации по оказанию телемедицинских услуг ( организационные процедуры ), в том числе юридически значимый документооборот ( с КЭП ) В новой Номенклатуре медицинских услуг ( приказ МЗСР от г. 1664н ) телемедицинских услуг нет !!! ГОСТ Р ИСО/ТО Информатизация здоровья. Взаимная приемлемость [ интероперабельность ] систем и сетей телемедицины. Часть 1. Введение и определения. ГОСТ Р ИСО Информатизация здоровья. Унифицированный стандарт для передачи и хранения медицинских изображений ( DICOM ) включая рабочий процесс и управление данными. ГОСТ Р ИСО Информатизация здоровья. Сообщения передачи информации. Web-доступ к файловым объектам системы DICOM. 16

Методические рекомендации по организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения... ( г., согласованы с ФСТЭК ) Методические рекомендации по составлению частной модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных учреждений и организаций здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости ( г., согласованы с ФСТЭК ) !? Модель угроз типовой медицинской информационной системы типового лечебно-профилактического учреждения ( согласована с ФСТЭК, письмо от г. 240/2/4009 ) !? от г. !!! Методические рекомендации по проведению в гг. работ по информационной безопасности для регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения ( включая ЛПУ ) ( от г. ) !!! Информационное сообщение ФСТЭК от г. 240/22/2222 не обязательно !!! -> получение лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации не обязательно !!! 17

Методические рекомендации по применению облачных технологий при создании регионального уровня Единой государственной информационной системы ( ЕГИС ) в сфере здравоохранения, в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в годах ( проект, , ) Методические рекомендации медицинским организациям по организации криптографической защиты каналов при взаимодействии в рамках ЕГИС в сфере здравоохранения ( , ) Рекомендации по установке оборудования ViPNet для учреждений здравоохранения при подключении к VPN сети ЕГИСЗ ( , ) Методические рекомендации по оснащению центральных станций СМП и машин СМП компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и ПО для регионального уровня ИС "Центр обслуживания вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "103"", а также функциональные требования к ним ( , ) 18

ГОСТ Р Электронная история болезни. Общие положения ГОСТ Р ИСО/ТС Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья [ 5.4 PRS4, 5.5 MEL5 ] ГОСТ Р ИСО/ТС , Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 1 Общие сведения и управление политикой, Часть 2 Формальные модели ГОСТ Р Информатизация здоровья. Передача электронных медицинских карт. Часть 4 Безопасность ISO/TS : 2008 Health informatics. Pseudonymization. ISO/TS : 2009 Health informatics. Identification of subject of health care. Health Insurance Portability and Accountability Act ( HIPAA ), США, 1996 Guidance Regarding Methods for De-identification of Protected Health Information in Accordance with the Health Insurance Portability and Accountability Act ( HIPAA ) Privacy Rule ( , ) 19

Методические рекомендации по... ( г. -> г. ) оснащению медицинских учреждений компьютерным оборудованием и программным обеспечением... и функциональные требования к ним составу, создаваемых в гг. в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения, прикладных компонентов регионального уровня ЕГИСЗ и функциональные требования к ним ( по типам МО ) порядку организации работ по созданию субъектом РФ в годах регионального фрагмента ЕГИСЗ составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения... и функциональные требования к ним по оснащению центральных станций СМП и машин СМП компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и ПО для регионального уровня ИС "Центр обслуживания вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "103"", а также функциональные требования к ним ( ) [ 20

* Методические рекомендации по составу прикладных компонентов регионального уровня информационной системы в сфере здравоохранения для лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении ФМБА России ( утверждены г., см. )* Требования к МИС, передаваемым в фонд алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, применяемым в Государственной информационной системе персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации" ( проект, опубликован г. на сайте ) Методические рекомендации по применению облачных технологий при создании регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в годах ( проект, опубликован г. на сайте ) Методические рекомендации по составу и требованиям к медицинским информационным системам лечебно-профилактического учреждения ( проект, АРМИТ, апрель 2012 г. ), 21

Увеличение объема собираемой статистической информации 1992 год тысяч графоклеток !!! 2010 год тысяч графоклеток -> рост в 4 раза !!! Почти 48.6 % от общего объема отчетных форм ( графоклеток ) содержат 4 формы: ф % ( рост в 2 раза количества графоклеток ) ф % ( рост в 8.8 раза ) ф % ( рост в 7.3 раза ) ф % ( рост в 2 раза ) !! Учетные и отчетные формы перегружены невостребованной информацией при отсутствии необходимых данных !! Показатели Программы модернизации здравоохранения: пятилетняя выживаемость лиц после инфаркта миокарда увеличение средней продолжительности жизни больных с хронической патологией !!? -> этих данных нет ни в учетной ни в отчетной документации !!? 22 [Какорина Е.П., Огрызко Е.В., ВИТ, 2012, 2]