Компетенции журналиста: классика и инновации Профессор Е.Л. Вартанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетенции журналиста: классика и инновации Профессор Е.Л. Вартанова.
Advertisements

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестр Доц. Лукина М.М.. Лекция 5. Компетенции журналиста: классика и инновации.
Программа и организация вступительного испытания в магистратуру в условиях переходного периода Ольга Смирнова МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет журналистики.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- Митусова Ольга Александровна Преподаватель, стаж работы 8 лет ГАОУ СПО НСО « Бердский медицинский колледж » 2015 Повышение мотивации через применение.
Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Концепция кодекса профессиональной этики образовательного сообщества Постановление Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. 3.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

Компетенции журналиста: классика и инновации Профессор Е.Л. Вартанова

Что делают журналисты? «Gatekeeping»: СМИ как привратники Формирование «повестки дня» «Спираль молчания» Журналистика как ядро демократии: –предоставление обществу точной и нужной информации –анализ действительности в критической перспективе –мониторинг общественной жизни

Работа журналиста В редакции / ньюзруме Дома На задании - Еще?

Что такое компетенции? КОМПЕТЕ́НЦИЯ, компетенции, (лат. competentia) Словарь Ушакова 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений Словарь Ожегова 1. Круг вопросов, в к-рых кто-н. хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-н. полномочий, прав. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» 1. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2. Знания, опыт в той или иной области

Какие бывают компетенции Универсальные –Общенаучные –Инструментальные –Системные Профессиональные –Базовые общепрофессиональные –Базовые практические по видам деятельности

Для чего они нужны? Все компетенции надо применять в практической работе

Как учить журналиста? В школах практической журналистики: западный подход В университетах по академическим программам: советский подход В высшей школе (ВУЗах) по программам, синтезирующим теорию и практику

Тартусcкая Декларация Принята на ежегодной ассамблее Европейской ассоциации преподавателей журналистики 10 июня 2006 г. в г.Тарту, Эстония Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики обучают и готовят своих студентов (участников программ), опираясь на то, что журналисты должны служить обществу: 1.разъясняя его политические, экономические и социо-культурные условия 2.способствуя и усиливая развитие демократии на всех уровнях 3.способствуя и усиливая персональную и институциональную ответственность 4.развивая возможности выбора для граждан в социальных и персональных контекстах. В то же время обучаемым студентам следует понимать, что журналисты обязаны: 1.чувствовать ответственность за свободу слова 2.уважать целостность индивидов 3.быть критичным к источникам информации и беспристрастным в своих материалах 4.придерживаться общепринятых этических стандартов.

«Тартусские компетенции» Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения. Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиа- каналов и СМИ. Организовывать и планировать журналистскую работу. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования. Выявлять главную информацию. Структурировать информацию в журналистской манере. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе. Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.

Общенаучные компетенции (1) обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития; способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач; владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества ;

Общенаучные компетенции (2) владение методологией научных исследований в профессиональной области; знание основных этапов развития цивилизации; представление о различных культурах и религиях, о процессе формирования культурных традиций, ценностей и норм, методах эффективной межкультурной коммуникации; способность использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала и решения задач профессиональной деятельности; понимание основных принципов функционирования современного общества и его социальных институтов, сущности социальных процессов; знание основных источников и методов получения социологической информации; умение использовать социологические знания в профессиональной деятельности; знание характеристик различных политических систем и функций политических институтов; ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, умение применять политологические знания в профессиональной деятельности; владение основами знаний в области психологии личности, межличностного и межгруппового общения; умение базироваться на этих знаниях в коллективной и индивидуальной профессиональной деятельности;

Инструментальные компетенции (1) владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах; владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

Инструментальные компетенции (2) способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе; владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав; способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

Системные компетенции способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез; способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения; способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно- образовательной деятельности.

Базовые общепрофессиональные компетенции (1) знание основных зарубежных и российских концепций массовой коммуникации, понимание природы и функций СМИ как важнейшего социального института; понимание сущности журналистской профессии, ее роли в жизни социума, ответственности СМИ и журналистов перед обществом; знание базовых принципов формирования медиасистемы и специфики различных видов СМИ, особенностей национальных моделей СМИ; знание базовых понятий теории литературы, истории русской и зарубежной литературы как основы общекультурного багажа журналиста; знание этапов и закономерностей развития российской и зарубежной журналистики, лучших ее образцов; способность использовать исторический опыт в практике; владение основами знаний в различных сферах жизни общества и ориентация в актуальных проблемах, которые являются объектом освещения в СМИ; способность основываться на этих знаниях при подготовке журналистских материалов;

Базовые общепрофессиональные компетенции (2) осведомленность в современных тенденциях развития медиаотрасли; знание мировых и отечественных актуальных практик; понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной: индивидуальной и коллективной, текстовой и внетекстовой; связанной с подготовкой собственных публикаций и работой с другими участниками производственного процесса; понимание природы современных медиатекстов, принципов их создания и редактирования, в том числе для разных медийных платформ, умение применять эти знания в практической работе; понимание особенностей журналистского текста, его содержательной и структурно-композиционной специфики, знание различных жанров и стилей; свободное владение лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка, понимание особенностей языка СМИ и умение применить эти знания при создании журналистских текстов; владение иностранным языком для осуществления личностной и профессиональной коммуникации

Базовые общепрофессиональные компетенции (3) понимание роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации; понимание природы общественного мнения и смысла общественного участия в СМИ; владение юридическими нормами, регулирующими функционирование СМИ и деятельность журналистов; знание профессиональных этических норм журналистики, основных российских и международных документов по профессиональной этике журналиста; ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и деятельности журналиста; знание особенностей работы журналиста в условиях медиаконвергенции; владение современными технологиями, применяемыми разными медийными каналами; представление об экономических регуляторах деятельности СМИ; знание основ медиаменеджмента и маркетинга; знакомство с основами связей с общественностью и рекламной деятельности, умение пользоваться этими знаниями в редакционной работе;

Базовые практические компетенции по видам деятельности (1) авторская деятельность – умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для масс-медиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах; редакторская деятельность – умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; проектно-аналитическая деятельность способность участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ, умение разрабатывать локальный авторский медиапроект;

Базовые практические компетенции по видам деятельности (2) организационно-управленческая деятельность – способность участвовать в соответствии с должностными обязанностями в подготовке медиапроекта, планировать и координировать редакционную работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами; социально-организаторская деятельность – владение навыками сотрудничества с представителями различных сегментов общества; умение работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций; производственно-технологическая деятельность – способность участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радио- программы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями; научно-исследовательская деятельность – умение проводить актуальные медиаисследования на основе знания их видов и типов, принципов разработки методологии, методов сбора и анализа информации.

Инновационная компетенция 1: «Участие» понимать роль и значение журналистики в современном обществе способствовать развитию диалога знать, как привлечь аудиторию к производству контента иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией

Инновационная компетенция 2: «Открытость, транспарентность» понимать, как ваша информация может повлияет на общество готовность воспринимать критику брать ответственность за свои решения быть надёжным работником

Инновационная компетенция 3: «Навигация» уметь определить релевантную тему для определенной аудитории находить темы, достойные освещения уметь отбирать проверенную информацию уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию

Инновационная компетенция 4: «Повествование» уметь сделать материал информационно сбалансированным уметь использовать различные способы изложения быть способным работать над улучшением содержания и формы обладать хорошей лингвистической подготовкой

Инновационная компетенция 5: Кроссмедиа знать возможности канала информации выстраивать текст в соответствии с техниками новых медиа представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок уметь работать с технологической инфраструктурой

Инновационная компетенция 6: «Предпринимательство» приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам уметь работать в рамках бюджета демонстрировать отдачу работе и инициативу иметь представление об условиях на медиарынке

Чему вас должен учить факультет Русский язык –Излагаем новость Иностранный/английский язык –Коммуницируем с миром Кругозор –а что вообще нужно знать журиналисту? Работа с источниками –Видим «за деревьями лес» Умение анализировать информацию –Предыстория (background) –Понимаем = читаем визуальную информацию Соблюдение дедлайна –Успеваем к сроку / сенсация = scoop Передача материала в редакцию Понимание эффектов СМИ Этика: человеческая? Профессиональная? –Не навредим, но кому?

Задание Какие компетенции, на ваш взгляд, являются самыми важными в работе журналиста? Попробуйте определить, какие компетенции вам будет труднее всего сформировать в ходе учебы?