«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С.А. Жакупова, учитель начальных классов I категории, КГУ «Средняя образовательная школа 2 им. А. Ермекова г. Каркаралинска» Формирование функциональной.
Advertisements

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от г 832 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Педагогический совет «Социальное воспитание подрастающего поколения»
Формы развития функциональной грамотности в образовательном процессе Учитель русского языка и литературы МБОУ «Горячеключевская СОШ» Е. Н. Нежевлева 2017.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Модель управления системой качества образования ГБОУ гимназия 1530 « Школа Ломоносова »
Транксрипт:

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на годы Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на годы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года 832 Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года 832 Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. 873

Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана: Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьников обновление содержания образования (стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Содержание функциональной грамотности Функциональная грамотность грамотность в чтении и письме грамотность в естественных науках математическая грамотность компьютерная грамотность грамотность в вопросах семейной жизни грамотность в вопросах здоровья юридическая грамотность

ЗУНы как основа компетенций ЗУНы по ОО На основе навыков мышления (интеллектуаль ных умений) Функциональная грамотность на основе основных навыков общего характера Жизненные навыки

Следующие условия: обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире); учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию); учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

«Разработка и внедрение критериального оценивания учебных достижений учащихся при изучении основных предметов начальной школы (1 - 4 классы) «Внедрение технологии проблемно- диалогического обучения в УВП начальной школы» (1 - 4 классы) «Влияние технологии развивающего обучения RWCT (Развитие критического мышления через чтение и письмо на формирование компетенций учащихся)» (1 - 4 классы)

Справочно: Наиболее известной и успешной на сегодняшний день является модель школы СадбэриВэлли (SudburyValley), основанной в 1968 г. Дэниэлем Гринбергом. Основные элементы педагогической концепции Садбери Вэлли заключены в следующих положениях: «Свобода в сочетании с ответственностью», «Самомотивация, саморегуляция, саморазвитие», «Демократия». Опыт школы Садбери Вэлли переняли многие учебные заведения по всему миру. Результаты обучения в такой модели школы показывают, что выпускники получили настоящую подготовку к жизни в обществе.

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемыПримеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Международные оценочные исследования PISA TIMSS PIRLS «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов» «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности

Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием» Государственная программа развития образования на годы

Три основных фактора Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой) Второй - компьютерные и информационные умения Третий - коммуникативные умения

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели Индикаторы функциональной грамотностиУмения (эмпирические показатели): Общая грамотность Написать сочинение, реферат. Считать без калькулятора. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. Заботиться о своем здоровье. Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. Читать чертежи, схемы, графики. Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. Анализировать числовую информацию. Коммуникативная Работать в группе, команде. Расположить к себе других людей. Не поддаваться колебаниям своего настроения. Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Организовать работу группы. Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст. Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором Правовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК

Модель формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Спасибо за внимание!