Разработка образовательных стандартов НИУ ВШЭ: подходы, перспективы А.В.Серова, начальник Методического управления 5.07.2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рощин С.Ю. проректор ГУ-ВШЭ 20 октября 2010 Новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов Опыт разработки и внедрения.
Advertisements

Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Требования к условиям основных образовательных программ (ООП) в рамках современного федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
«Методические среды» 28 ноября 2011 года Семинар «Определение компетенций, развиваемых в рамках дисциплины» Место дисциплины в структуре образовательных.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Правовое обеспечение единства образовательного пространства РФ И. В. Мануйлова заместитель председателя Комитета по образованию ГД.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Транксрипт:

Разработка образовательных стандартов НИУ ВШЭ: подходы, перспективы А.В.Серова, начальник Методического управления г.

Образовательный стандарт как рамочная норма Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ («Закон об образовании») Редакция Статьи 5 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. 309-ФЗ: П.«2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования... включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ».

От требований к реализации Образовательный стандарт как рамка требований Образовательная программа как норма воплощения «Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии» «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» Студент (содержание, условия) Работодатель (заказ на квалификации) Государство (заказ, гарантия качества) Студент (содержание, условия) Студент (содержание, условия) Работодатель (заказ на квалификации) Государство (заказ, гарантия качества) И рамка, и часть

Задачи разработки оригинальных стандартов НИУ ВШЭ 1. Отражение уровня требования НИУ ВШЭ в области условий реализации, результатов освоения образовательных программ и структуры ООП 2. Обеспечение открытости и транспарентности образовательной программы НИУ ВШЭ для основных целевых групп 3. Включение образовательного пространства НИУ ВШЭ в мировое образовательное пространство (сверка позиций, обеспечение результатов) 4. Развитие магистерских программ НИУ ВШЭ с целью создания условий для осознанного и богатого выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий (специализации и профили бакалавриата; академический, прикладной характер магистратуры)

Требования к образовательным результатам ФГОС-З: рамка компетентностного подхода Виды профессиональной деятельности + Объекты проф. деятельности Профессиональные задачи Требования к результатам освоения ООП: Общие компетенции Профессиональные компетенции Структура ООП: Знать Уметь Владеть ресурсы

Требования к образовательным результатам Образовательные стандарты НИУ ВШЭ Виды профессиональной деятельности: классификатор, отбор + Объекты проф. деятельности Профессиональные задачи (уточнение) Компетенции (классификатор) 1. Системные 2.Профессиональные (инструментальные, социально-личностные) Структура ООП: Обязательная часть Знать Уметь Владеть ресурсы

Что необходимо для описания ОР? Единый классификатор компетенций Единый классификатор видов деятельности Паспорта компетенций Компетентностные карты дисциплин Компетентностные профили образовательной программы Компетентностный срез для выпускника Инструментальная рамка образовательного результата Измерительный инструментарий для компетенций

Единый классификатор компетенций: задачи Обеспечивает общее поле образовательных результатов и единство требований к ним в образовательной программе НИУ; как следствие – сопоставимость и измеримость компетентностных результатов образования; Обеспечивает внешнюю мобильность и внешнюю транспарентность образовательной программы вуза Позволяет разрабатывать контрольно- измерительные материалы как предметного, так и надпредметного содержания (междисциплинарные, комплексные). Делает операционально возможной внутреннюю мобильность студентов в рамках ООП. Позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с желаемыми образовательными результатами

Единый классификатор компетенций: подходы и проблемы -Выбор основания классификации : Медународный подход (дублинские дескрипторы, трехчастная структура: to learn, to act, to interact); Российский подход (ФГОС, двучастная структура: общие и профессиональные) Интегрированный подход НИУ ВШЭ (двучастная структура с выделением инструментальных и социально-личностных компетенций на профессиональном уровне) -Определение состава компетенций (дескрипторы) - Определение уровня освоения компетенций (показатели, «дескрипторы 2-го уровня») -Соотнесение уровня освоения с уровнем образования («бакалаврские», «магистерские» компетенции)

Единый классификатор компетенций: структура Системные (СК) общие, обязательные для всех направлений подготовки; ядро компетентностных образовательных результатов НИУ ВШЭ данного уровня подготовки Профессиональные (ПК) : инструментальные (ИК), социально- личностные (СЛК) описывают специфику образовательного результата в зависимости от вида профессиональной деятельности (инструментальные компетенции) и желаемого в данной профессиональной среде набора социально-личностных качеств (социально- личностные компетенции)

Единый классификатор видов деятельности для ОрОС Общий перечень видов профессиональной деятельности, единообразие в определениях видов деятельности внутри ОрОС НИУ ВШЭ Определение общих подходов к содержанию видов профессиональной деятельности вне специфики направлений подготовки Определение состава способов деятельности для формулировки профессиональных компетенций на инструментальном уровне (без специфики направлений подготовки)

Разработка образовательных стандартов НИУ «Бакалавр» Набор компетенций (системные, профессиональные) «Магистр» = «Бакалавр» + Набор компетенций (системные, профессиональные) Образовательный стандарт бакалавриата Образовательный стандарт магистратуры Углубление, расширение ресурсной базы Расширение, наращивание набора компетенций Где видно? – БУП, ПУД Где видно? - ОрОС, комп. профиль

Оригинальные образовательные стандарты НИУ ВШЭ: основные принципы ограниченное количество дисциплин, (бакалаврской подготовки в среднем за 4 года; магистерской подготовки за 2 года) выделяется ядро дисциплин, формирующих базовые компетенции, как профессиональные, так и общеобразовательные, выделяется вариативный блок, в рамках которого студент может строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами; дисциплины, не входящие в предметное ядро направления подготовки, но обеспечивающие общеобразовательные и социально-гуманитарные знания и компетенции бакалавров (философия, психология, социология, история) сохранены, в ряде случаев осуществляется принцип выборности; в принятых стандартах сохраняется серьезная подготовка по экономическим и менеджериальным дисциплинам, независимо от направлений подготовки (для бакалавров – на уровне дисциплин, для магистрантов – на уровне компетенций), также осталось фундаментальное освоение иностранного языка, который изучается на протяжении четырех лет в бакалавриате; для магистрантов – повышенные требования «на входе»; для развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций с первого курса во всех стандартах вводится научный семинар для бакалавров; для выравнивания стартовых возможностей для магистрантов (других вузов или непрофильной подготовки) вводятся адаптационные курсы.

Макет ОрОС для направлений подготовки магистров 1. Ограниченное число обязательных дисциплин (не более за все время обучения), в т.ч. не более 6 обязательных дисциплин и не менее 6 дисциплин по выбору (в том числе, до 3 дисциплин могут быть выбраны из других образовательных программ). 2. Наличие адаптационных курсов для выравнивания стартовых возможностей магистрантов. 3. Равные или повышенные требования к доле программ по выбору (не менее 50% от всего теоретического обучения). 4. Иная структура ООП: цикл общих дисциплин направления и цикл дисциплин программы (специализации) – во ФГОС-3 общенаучный и профессиональный циклы. 5. Ограниченное число дисциплин, обязательных для всех магистерских программ (выбор минимум 2 из 2-4 дисциплин ядра направления).

Макет ОрОС для направлений подготовки магистров 6. Возможности выбора вида научно- исследовательского семинара в зависимости от характера конкретной магистерской программы. 7. Иное представление требований к образовательным результатам (структура описания компетенций, сопоставимая с общеевропейской, разделение компетентностных образовательных результатов и их ресурсной базы на уровне «знать, уметь, владеть»). 8.Равные или повышенные требования к условиям реализации ООП (учебно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение). 9. Возможность выбора: включать или нет государственный экзамен в ИГА (единый вариант для всех магистерских программ направления). 10. Повышенные требования к владению иностранными языками на входе; наличие специальных требований «на входе» для ряда магистерских программ.

Магистерские программы и ОрОС Проф.областиПроф.области Виды проф. деят-ти

Магистерские программы и ОС Проф.областиПроф.области Виды проф. деят-ти

учебный год п/п Параметр (среднее, приходящееся на рабочий учебный план) Головной университе т Нижегородский филиал Санкт- Петербургск ий филиал Пермский филиал 1. Аудиторная нагрузка/ самостоятельная работа 31,5% : 68,5% 36,2% : 61,7% 38,3% : 61,7% 36% : 64% 2. Средняя аудиторная недельная нагрузка 18,9 19,819, Формы итогового контроля (зачеты и экзамены) 14,614,714,513,9 4. Среднее кол-во дисциплин в РУП 1 курса бакалавров (с учетом факультативов) 15,917,818,618,7 5. Среднее кол-во дисциплин в РУП 1 курса бакалавров (без учета факультативов) 10,812,313,811,3 Некоторые результаты внедрения ОрОС НИУ ВШЭ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!