Как успешно написать грант? Воробьев Иван Андреевич Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка заявок на участие в конкурсе на грантовое финансирование научных исследований на годы Начальник отдела менеджмента НИР Даниярова Анара.
Advertisements

Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Интервью Интервью – это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на.
ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ Гродно Ли Чон Ку.
Семинар «Социальные проекты». Грант Грант (Grant) – денежная сумма, присуждаемая отдельному лицу или организации для финансирования какой-либо деятельности.
Методика проведения исследовательской части работы по химии и экологии учитель химии и биологии высшей квалификационной категории Хафизова Э.М.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Магазины и услуги с доставкой на дом. Доставка услуг и товаров в Москве!
Подготовка к собеседованию Российский государственный социальный университет.
Коммерческое Предложение Подбор Персонала для Вашего Бизнеса.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
[Название проекта] Анализ причин неудачи [Название]
Литературный обзор Агумбаева А.Е. Предварительный этап Обзор целесообразно выполнять в два приема. Предварительный вариант необходимо подготовить вначале.
Интернет-маркетинг на этапе запуска проекта 1
Этапы планирования потребности в персонале
Резюме бизнес-идеи Содержание презентации и рекомендации по её заполнению.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Конкурсы РФФИ Йошкар-Ола, Конкурсы РФФИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский.
Транксрипт:

Как успешно написать грант? Воробьев Иван Андреевич Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Почему приходится писать гранты? В настоящее время финансирование научных исследований переходит от финансирования институтов и программ к прямому финансированию отдельных лабораторий, и в рамках небольших коллективов – конкретных проектов. Как показал опыт, накопленный в США в 1960-х-1980-х годах, этот путь является наиболее успешным. Поэтому во многих странах были разработаны специальные схемы финансирования по грантам. Грант предоставляется фактически под двойное управление: руководителя проекта и дирекции учреждения, где выполняется основная работа по проекту. Схемы этого взаимодействия бывают непростыми, они имеют свои особенности в каждой стране и в каждом институте.

Для чего пишут грант? 1. Много идей и недостаточно финансирования. 2. Финансирование идет исключительно на конкурсной основе. 3. Нужна дополнительная зарплата – сотрудники разбегаются. 4. Нужно обновить парк оборудования. Как правило, гранты на покупку оборудования и на проведение исследований различаются. Гранты на покупку оборудования предполагают только приобретение оборудования, обычно для общих нужд нескольких научных коллективов в одном институте (университете). Гранты на проведение исследований предполагают работу одной лаборатории (или сотрудничество двух, максимум трех, лабораторий), и не включают в себя закупку дорогостоящего обрудования.

Первый грант в биомедицинской области ( аналог RO-1 в системе NIH ) Получить первый грант всегда объективно сложная задача – у вас еще нет «кредитной истории». Заявка должна точно соответствовать требованиям агенства (фонда). Заявка должна быть полностью оригинальной – внимательно посмотрите статьи в своей области, прежде чем начать писать. Заявка должна содержать понятные и достижимые цели. Описание методов должно показывать высокий уровень подготовки соискателя. Запрашиваемый объем финансирования должен соответствовать параметрам агентства.

Общие рекомендации по планированию заявки на грант Первое правило – деньги к деньгам. Грант дают тем, кто уже доказал свою успешность в данной области и имеет ресурсы помимо гранта. Поэтому необходимо будет подробно описать, что вы можете, что у вас уже есть и чего вы достигли ранее. Второе правило – грант получить тем легче, чем он меньше. Любой фонд расстается с деньгами в пользу грантополучателя с некоторым сожалением – этих денег назад он уже не получит, а альтернативы у фонда всегда есть. Поэтому просить надо минимальную осмысленную сумму.

Успешные гранты имеют следующие характеристики: 1. Четко сфокусированы – направлены на решение конкретной задачи. 2. Хорошо написаны – как художественное произведение. 3. Умеренно амбициозны – автор хочет чего-то безусловно нового, но достижимого в ближайшей перспективе. 4. Понятны не очень искушенному и малоискушенному читателям (то есть рецензентам и комитету, принимающему окончательное решение).

С чего начать? Оценка: надо понимать реальную вероятность получения гранта в данном агенстве (фонде). Если вы решились писть проект, то к нему надо подойти со всей серьезностью. Часто маститые ученые не получают финансирования из-за небрежно написанного проекта. Из введения рецензент должен понять, почему ваша заявка интересна – как правило, рецензент не является узким специалистом в вашей области. Поэтому то, что его не заинтересует, он может отклонить.

Прежде чем начать писать… Полезно ответить себе на ряд вопросов: Есть ли у вас четкая и проверяемая гипотеза? На какие конкретно вопросы вы хотите ответить? Придумали ли вы эксперименты, которые могут быть однозначно интерпретированы? Есть ли у вас коллеги, которые согласятся участвовать в проекте?

Когда начинать писать грант? Используйте систему обратного отсчета: Написать чистовой вариант надо не менее, чем за неделю до отправки Получить все необходимые согласования – еще раньше Договориться с коллабораторами +1 неделя Написать развернутый черновик (драфт) +1 неделя Разобраться с приоритетами агенства +2 недели Получить предварительные результаты +2-8 недель Сформулировать концепцию проекта + 3 дня (иногда намного больше!) Итого: за 3 месяца можно не успеть! Минимальный срок для написания осмысленного проекта – не менее 1,5-2 месяцев. В условиях Республики Казахстан грант надо начинать писать не дожидаясь официального объявления о конкурсе – иначе времени может не хватить!

Что нужно иметь, чтобы написать грант? Терпение, усидчивость и терпение. (Литературный талант подразумевается). Вы должны обладать способностью следовать указаниям (агенства), которые кажутся бессмысленными. Необходимо планировать работу на несколько шагов вперед и ставить собственные временные рамки (последовательность подготовки гранта – см. дальше) Гибкость в изложении результатов – надо понимать, кому и как эти результаты можно «продать».

Что писать, когда лаборатория бедная ? Основной ресурс – ваши мозги и талант ваших сотрудников, а не оборудование и реактивы. Проект надо описывать, исходя из доступных лаборатории ресурсов. Оригинальные решения существуют всегда! Дополнительные ресурсы могут быть привлечены в виде коллабораторов (в том числе, зарубежных). Но, совместная работа не может быть основной частью инициативного проекта!

Как описать основные цели и задачи проекта? Количество основных задач (specific goals) должно быть небольшим (не более, чем 3-5), важно, чтобы они достигались последовательно. Одна цель также выглядит неубедительно. Поэтому ее достижение следует разбить на несколько этапов, каждый из которых и будет промежуточной целью. Если в проекте с самого начала несколько целей, то они должны быть очень четко объединены в логическую цепь. Каждая отдельная задача должна быть сформулирована так, чтобы выглядеть понятной рецензенту, который может не быть специалистом в вашей узкой области.

Цели и задачи Наилучший вариант описания каждой цели и задачи – формулировка гипотез, которые будут проверены в ходе исследования. Для этого необходимо объяснить неполноту нынешних знаний в данной конкретной области. «...таким образом, предлагаемое исследование позволит заполнить существующий пробел....» Формулировка внятных рабочих гипотез, которые указываются в виде цели и задач, является наиболее сложной частью в написании заявки. Это процесс целиком творческий, но некоторые подсказки о том, как сформулировать гипотезу, возможны.

Формулировка гипотез Один из стандартных подходов – рекламный: посмотрите, например, семь причин, по которым вы «должны» купить зубную пасту производителя N или лак для ногтей производителя M. Фактически каждая из перечисляемых в рекламном ролике или на плакате причин представляет собой некоторое предположение, почти готовую гипотезу. Только надо помнить, что авторы рекламы всегда говорят, что их гипотезы уже доказаны. В случае заявки на грант такого писать, разумеется, нельзя. Однако тот, кто сформулирует свои гипотезы наиболее привлекательным для рецензента образом, имеет наибольшие шансы на успех.

Формулировка отдельной гипотезы Каждая гипотеза, описанная в проекте, должна быть специфической и проверяемой. Проверка гипотезы может быть предложена только с использованием формальной логики и должна опираться на общеизвестные данные. Нередко авторы предлагают гипотезу, которая основана на только им понятных предпосылках. В последнем случае все зависит от рецензента – он может поверить автору и поддержать проект, а может и нет. Например, «исследовать факторы риска, способствующие развитию диабета второго типа» – гипотезы, как таковой, нет. Проект поддерживать не следует. «Проверить, влияет ли повышенное артериальное давление на развитие диабета второго типа» – конкретная гипотеза, которая позволяет оценить предлагаемые исследования. Проект поддержать можно.

Современное состояние проблемы (background and significance) Поскольку рецензент может не быть узким специалистом, он должен полностью из этого раздела понять место вашего исследования в мировой науке. Обзор должен быть исчерпывающим, но он не может быть слишком длинным (как правило, не более 1 стр.). Данный раздел желательно писать короткими предложениями и избегать употребления специальных терминов (в особенности – сокращений). Из описания должно быть понятно, почему именно ваш грант необходимо поддержать! Поэтому раздел должен представлять собой краткую историю развития проблемы, а не литературный обзор. Тогда он плавно перейдет к формулировке целей и задач.

Откуда взять современное представление о проблеме? Учебники устарели по определению – никто не включает в них научных достижений прежде, чем они не пройдут проверку в нескольких лабораториях. Кроме того, автор(ы), как правило, являются экспертами в своих собственных, нередко узких областях, и эти области могут не совпадать с темой вашей заявки. Так что пользуясь даже новейшими учебниками вы все равно рискуете описать проблему не на современном уровне. То же касается монографий – они, как правило, отражают личную точку зрения автора, с которой может оказаться не согласен рецензент вашего проекта.

Как же быть (что делать)? Наилучший рецепт – широкий поиск статей по ключевым словам через Интернет (PubMed, Google). Некоторые статьи там доступны полностью, но большинство – только в виде резюме. Если вам необходима статья полностью, то ее часто можно скачать с сайта автора (зав. лаб.). Кроме того, можно прямо обратиться к автору, указанному для переписки. Наконец, есть различные чаты, где можно разместить запрос и, как правило, получить полный текст статьи в течение 1-2 дней (например,

Строгий анализ предпосылок работы Очень остро стоит проблема исчерпывающего описания предпосылок исследования. Наиболее частая ошибка – авторы ограничиваются самыми общими фразами. Например, по исследованию параметров крови издается большое число журналов, и выходит почти бессчетное количество статей. Если вы пишите проект по реологии или свертыванию крови – нужно искать свою нишу (собачью конуру – фр.) и скрупулезно обозначать ее! Это может быть метод, тогда надо критически обсуждать существующие методы. Это может быть контингент людей – тогда надо объяснять, почему этот контингент никто не исследовал раньше, и какие научные выгоды это принесет. Ограничиваться только практической пользой нельзя – проект научный!

Наличие экспериментального задела Требования могут различаться. Так, например, в NIH (США) просят предварительные результаты непосредственно по узкой теме проекта, а в РФФИ (Россия) просят предварительные результаты в виде ранее опубликованных статей. В любом случае отсутствие предварительных результатов резко снижает ценность заявки. Так что если вы решили писать проект по новой для себя тематике – серьезно отнеситесь к сбору предварительных данных. Как правило, это можно сделать в течение 1-2 месяцев.

Описание экспериментального задела Основное требование – наличие публикаций и/или патентов. Если публикации есть, тогда само описание предварительных результатов носит для рецензента вспомогательный характер. В отсутствие публикаций текст должен быть, наоборот, исчерпывающим и убедительным. Фактически вы должны показать, что, несмотря на отсутствие публикаций, вы уже являетесь специалистом в данной проблеме. Иначе не понятно, зачем давать грант!

Строгий анализ данных (parsimony analysis) Анализ данных с наименьшим числом допущений – краеугольный камень научных исследований. Впервые был сформулирован в виде «бритвы Оккама» в 12 веке: «не умножай сущностей сверх необходимости». Этим принципом всегда полезно проверять собственные формулировки и гипотезы. Бритва Оккама не позволяет принять решения о верности или ошибочности гипотезы, но часто подсказывает кратчайшие пути решения проблемы или построения логического дерева вариантов.

Протокол исследований и общее описание методов Всегда необходимо детально описывать получение экспериментальных данных, их первичный анализ и интерпретацию. Необходимо обсудить потенциальные трудности в постановке экспериментов и ограничения предложенных методов и подходов. Очень полезно изложить различные варианты проведения экспериментальной работы. Критическое рассмотрение собственного проекта может уменьшить критику со стороны рецензента и в ряде случаев «спасти» проект.

Подбор и обоснование методов Методы должны быть современными (по крайней мере, с точки зрения рецензента). Если у вас нет технических возможностей работать на современном международном уровне (что встречается довольно часто), то необходимо объяснить, почему имеющихся в вашем распоряжении методов достаточно для решения поставленных задач!

Обоснование экспериментальных подходов Необходим общий план – часто описание целесообразно разделить на несколько разделов, каждый из которых будет описывать одну задачу (кроме того, могут быть и дополнительные подразделы). Методы и подходы должны четко соответствовать задачам. В описании следует избегать прямых повторов, когда одни и те же методы применяются для решения различных задач – их надо заменять ссылками. В описании следует цитировать стандартные методы, но подробно описывать собственные разработки, а также ключевые подходы, которые могут быть неизвестны рецензенту. Иногда полезно проводить сравнение альтернативных методов, которое обосновывает ваш выбор. Необходимо описать контрольные эксперименты (например, что послужит положительным и отрицательным контролем) – часто этот вопрос вообще не рассматривается в заявках!

Бюджет Масштабы бюджета, как правило, задает агенство (фонд). Сколько денег и на сколько лет просить? Просить следует ровно столько, сколько необходимо (и по мнению рецензента тоже!) для выполнения данного проекта. Продолжительность проекта, как правило, лимитируется фондом. Для новых (начинающихся) проектов это обычно не более 3 лет. Рецензент обычно смотрит бюджет поверхностно, но если он считает, что проект нужно отклонить, то претензии к бюджету могут оказаться существенной частью рецензии (например, большие командировочные расходы). Так что бюджет не должен давать поводов для дополнительной критики.

Бюджет: зарплата В большинстве заявок (но не в России) зарплата является основной частью бюджета. В области биологии и медицины, как правило, проект требует не менее 3 4 человек, занятых полностью (NIH grants). Однако включение большого числа сотрудников (свыше 10) в один проект выглядит подозрительно. Фактически в проекте нередко участвуют сотрудники, которые могут не получать за это зарплату – их не обязательно включать в заявку. В проекте, как правило, участвуют сотрудники младшие по должности или (реже) равные по должности руководителю. Основная «рабочая сила» – молодые сотрудники и аспиранты. Кроме них в проекте могут участвовать один или два технических специалиста. Включение старших сотрудников (например, профессора, когда руководитель доцент) для рецензента подозрительно.

Бюджет: оборудование Затраты на оборудование, как правило, не могут быть больше 20-30% годового бюджета. Нельзя планировать большую закупку оборудования в первый год выполнения проекта – это означает, что вы к реализации проекта подготовлены слабо. Как правило, речь идет о закупке вспомогательного оборудования (настольная центрифуга, ламинарный бокс, СО2-инкубатор, холодильник, компьютер и проч.), стоимость которого не превышает тыс. долл. США. Для более дорогого оборудования возникает также проблема эксплуатационных расходов – она очень серьезная!

Бюджет: оборудование Сюда входит оборудование офиса, мебель, компьютеры, копировальные машины, факс, автомобиль и т.д. Старайтесь запрашивать оборудование в разумных пределах. Всеми возможными способами пытайтесь указать как можно больше оборудования из собственных источников. Это не только снизит общую сумму проекта, но и продемонстрирует фонду Ваши потенциальные возможности самофинансирования. Внимательно читайте регламентации государственных фондов насчет того, что именно они рассматривают в качестве "оборудования". Например, часто оборудованием (equipment) называют любые предметы, стоящие более 1000 долларов и(или) предназначенные для эксплуатации более одного года. Возможно также, что покупка оборудования ограничена, а поощряется его аренда (на время выполнения проекта).

Бюджет: командировки Рецензенты и фонды, как правило, очень подозрительно относятся к командировкам и совместным исследованиям. Поэтому: - указывайте минимальное количество командировок в заявке. Если в ходе работы вам понадобится больше, как правило, этот вопрос можно согласовать с фондом после получения гранта. - не поленитесь написать развернутое обоснование для каждой отдельной командировки в основном тексте заявки, даже если вам все кажется очевидным.

Заголовок и резюме Заголовок – это первое впечатление от проекта. Он должен отражать суть проекта и быть оригинальным. Унылый или излишне академичный заголовок настраивает рецензента на пессимистический лад. Резюме читают многие из тех, кто принимает решение. Оно часто определяет рецензента. Резюме должно быть: - легко читаемым - самодостаточным (понятным в отсутствие всего проекта) - объяснять основную идею проекта

Некоторые особенности клинических исследований Проспективные или ретроспективные? Проспективные исследования длятся долго – как правило, свыше 5 лет. Они требуют строгого отбора пациентов (для т.н. «двойного слепого метода») и сегодня в подавляющем большинстве случаев являются многоцентровыми. Ретроспективные исследования могут быть выполнены за короткий промежуток времени, они также могут быть многоцентровыми, но возможности для отбора пациентов в них ограничены. Для инициативного проекта (гранта) предпочтительно ретроспективное исследование.

Заключительный этап: прежде чем отправить грант... Его надо полностью проверить – любые опечатки раздражают. Кроме SpellCheck (обязательно!) нужно проверить окончательный текст самому – за стиль и логику отвечает только автор. Желательно обсудить готовый текст с сотрудниками (они могут указать на пропуски или недоработки) и показать человеку, свободно владеющему соответствующим литературным языком (общий стиль тоже важен). Внимательно перечитайте регламент фонда – вдруг там что-то недавно изменилось, или вы не все поняли правильно с самого начала. Проверьте все сопровождающие бумаги (их наличие, подписи и печати) – их часто потом досылать нельзя. Это особенно важно, когда проект предполагает совместные исследования.

Что такое рецензент? Рецензент очень ограничен во времени, и часто читает грант(ы) урывками. Поэтому первое его впечатление часто является решающим. От рецензента требуется ответить на конкретные вопросы: Понял ли он, о чем проект (констатирующая часть рецензии)? Что же мы узнаем в результате осуществления предлагаемого проекта, чего не знаем сейчас ? Зачем нам вообще нужно это знать? Можете ли вы это сделать? Как мы убедимся, что выводы будут верны? Соразмерны ли цели и запрашиваемое финансирование?

Основные мифы и реальности в области получения грантов

Я такой хороший (известный, заслуженный...), что фонд только и ждет, чтобы озолотить меня. Реальность: получение гранта всегда требует активности. Само слово «грант/проект» указывает на необходимость поиска, выслеживания, доказывания, а не пассивного ожидания того, что кто-то даст вам денег на любую заявку. Если вы не напишите подходящий проект, это "за вас" сделают другие. Правила: 1. Активно ищите и анализируйте возможности, если не хотите проиграть. 2. С возрастом гранты получать становится труднее, а не легче. Миф первый:

Миф второй: Чем больше денег я попрошу, тем больше мне дадут. Реальность: Обычно, чем больше бюджет проекта, тем сложнее получить на него деньги. На большие гранты могут рассчитывать лишь известные и проверенные временем исследователи с "послужным списком" успешно реализованных проектов. Если вы представляете новый проект, лучше начать с малого. Правило: "Любой фонд желает получить максимальную отдачу от своих денег". То есть три малых гранта дадут охотнее, чем один большой.

Миф третий: Чтобы получить грант, свои цели и задачи я должен полностью подчинить интересам фонда (агентства). Реальность: Некоторые соискатели убеждены, что их шансы увеличатся, если ориентиром для них будут, в первую очередь, интересы и цели фонда, и только потом - свои собственные. Берите сразу курс на равноправное сотрудничество. Определите собственные цели и потребности и попытайтесь сблизить их с интересами фонда. Правило: "Вы не можете управлять ветром, но вы можете управлять парусами". А значит идти своим курсом.

Миф четвертый: Приукрасив (солгав!) и представив себя (и свою организацию) в более выгодном свете, чем есть на самом деле, я добьюсь большего, чем говоря только правду. Реальность: У вас может возникнуть соблазн приукрасить правду. Плодотворность ваших отношений с фондом зависит, в основном, от того, насколько вы доверяете друг другу. Если обнаружится ложь, вы не только рискуете своей репутацией, но, возможно, потеряете право обращаться в данный фонд и даже должны будете вернуть полученные деньги. Правило: "Честность - лучшая тактика."

Миф пятый: Получив грант от фонда, я гарантирую себе получение новых грантов от того же фонда в будущем. Реальность: Ни один грант не является гарантией получения нового финансирования от того же фонда. В ваших интересах показать фонду, что у вас имеется уже целая сеть финансовых источников, с помощью которой вы сможете осуществлять свой проект. Приоритеты фондов (даже государственных) могут меняться. Правило: "Не возлагайте ни на один фонд надежд на пожизненное финансирование, ищите поддержку (деньги на исследования) в разных местах".

Миф шестой: Грант в кармане - я хозяин своим деньгам, и могу потратить их как хочу. Реальность: фонды заключают договор с организацией, которая берется осуществить ваш проект. Он становится таким образом тем документом, который юридически связывает вас, организацию и фонд. По этому контракту вы обязаны вовремя предоставлять фонду всю документацию - отчеты, сообщения об изменениях в программе и т.д. Правило: "Грант накладывает на вас прежде всего обязательства".

Миф седьмой: Отказ в поддержке гранта – это подлинная катастрофа. Реальность: В этой игре (получение грантов) у вас очень много соперников. Обычно только 10-30% всех соискателей получают положительный ответ. Поэтому, если на ваш проект поступил отрицательный ответ, отнеситесь к этому как к хорошему уроку и - попробуйте снова! Постарайтесь выяснить у фонда, почему он отказался финансировать вашу заявку, и не отказывайтесь от следующих попыток. Правило: "Если вас постигла неудача, учитесь на своих ошибках и пробуйте снова и снова! "