Методология и методы психологии труда: Методы построения теории (общенаучные) Эмпирико-познавательные методы (методы научных исследований в психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Advertisements

ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
М-0. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» I. Объект, предмет и задачи психологии II. Основные методы психологии III. Сознание как высшая форма отражения.
ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ МХТ ЗАЙЦЕВА ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Проблема определения и классификации психических явлений.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Мониторинг (Доклад на ШППМ) доклад подготовлен преподавателем социальных дисциплин РАТК Малон Л.В.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Методика социологического исследования.
Транксрипт:

Методология и методы психологии труда: Методы построения теории (общенаучные) Эмпирико-познавательные методы (методы научных исследований в психологии труда) Конструктивно-преобразующие методы (научно-практические методы и технологии)

Эмпирический полуобъект (простой и сложный) Теоретический полуобъект (простой и сложный) Совершенный (полноценный) объект научной теории

Наименование Логического генерирования Вербального комбинирования Интерпретация Номологизация Определение Индуктивное предсказание Дедуктивное предсказание Синтаксическое комбинирование Эмпирическое подтверждение Типичные ошибки Общенаучные методы построения теории:

Основные требования к методам сбора эмпирических данных: 1.Объективность 2.Систематичность 3.Наличие программы 4.Учет внешних и внутренних условий активности исследуемых лиц 5.Фиксация результатов

Эмпирико-познавательные методы в психологии труда: Метод наблюдения Метод беседы (опрос, интервью, анкета) Метод анамнеза, биографический метод Метод эксперимента (лабораторный и естественный, или производственный). Моделирование деятельности и его виды. Тесты ( испытательные эксперименты). Метод экспертных оценок (индивидуальная психологическая экспертиза; психологический консилиум; метод оценки независимых характеристик объекта - рейтинг) Метод анализа продуктов деятельности

Предрассудки о труде и психике: 1.Идеалу «легкого» труда следует противопоставить идеал «нормально напряженной деятельности», осуществляемой человеком глубоко заинтересованным, любящим свое дело. 2.Условность деления труда на «физический» и «умственный». 3.«Наивный антиэнтропизм», стремление к власти, управлению, контролю, упорядочиванию, регламентации. Задача психологов труда - помогать строить труд, способствующий проявлению инициативы, самостоятельности, способствующих развитию личности в труде. (Принцип активности оператора – /Б.Ф.Ломов/)

Предрассудки о труде и психике: 4. «Душеведческая слепота» (ДС) и ее преодоление: Причины такого рода «слепоты»: А) Психика объект непосредственно ненаблюдаемый, о ней можно судить лишь опосредованно; Б) Психика процессуальна, функциональна, а не статична; В) Нельзя свойства субъекта деятельности целиком приписывать только мозгу и нервной системе; мозг обеспечивает, но не предопределяет активность субъекта. Г) Методологическая норма: важно соотносить психику субъекта с объемлющими системами. Д) Важно избегать познавательной ловушки «мерить все своим аршином». Как преодолевать ДС? Стараться строить в сознании четкую и истинную модель психики тех, с кем психолог взаимодействует. Чисто теоретический интерес психолога к научным проблемам не гарантирует его от ДС. Психологу необходимо воспитывать в себе гуманное, доброжелательное отношение к личности стороннего человека.

Преодоление предрассудков о труде и психике: 5) Психика - объект нестандартный и многопараметрический. Чем выше уровень профессионального мастерства, тем ярче проявления индивидуальных различий работников. Методологическая норма - человек принципиально нестандартен. Отсюда – стандартизация в отношении «человеческого фактора» приводит к обезличиванию бестактности, подавлению личности. Проблема проектирования и оптимизации технических систем (стандартизуемых) в соотношении с системами нестандартизуемыми (личностью работников).

Преодоление предрассудков о труде и психике: 6) Субъектом труда не может быть психический процесс, функция, но только целостный человек (группа людей). 7) Необходимы научные концепции картины труда, личности трудящегося, соответствующие системной природе изучаемой реальности.

Преодоление предрассудков о труде и психике: 8. Преодоление «презумпции превосходства «ученого» над практиком»: ИТОГ: цель профессионального самовоспитания психолога - научиться хотеть и уметь сотрудничать на основах паритета, а не доминирования.

Примеры конструктивно- воздейственных методов: Рационализация рабочего места Рационализация орудий, средств труда Рационализация режима труда и отдыха Методы обучения, тренинга Методы оптимизации функционального состояния Методы психологии воздействия в труде и др.