Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году Яковлева М. А., начальник отдела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году.
Advertisements

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году Яковлева М. А., начальник отдела.
1 Поручение Президента РФ 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах.
Бухарина Светлана Васильевна- руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель высшей категории.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Совещание АПК и ППРО, 22 декабря 2009 года.
«Основы религиозной культуры и светской этики». Почему изучения религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Содержание и структура комплексного учебного курса.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Основы религиозных КУЛЬТУР и светской этики 1. Цели 2. Задачи 3. Внедрение.
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Транксрипт:

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году Яковлева М. А., начальник отдела общего образования департамента образования

Поручение президента РФ от : Обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18 субъектах РФ, а с 2012 года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях нового курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из 6 модулей: 1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики.

Целью комплексного курса является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Ожидаемые эффекты от введения комплексного учебного курса: - формирование этического самосознания; - содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей; - повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям.

Правовые основы преподавания ОРКСЭ: -Конституция РФ. -Закон РФ «Об образовании». -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». -Поручение президента от г. -Нормативные акты, изданные Минобрнауки РФ.

Апробация введения ОРКСЭ состоялась в 21 регионе РФ. Итоги подведены 7 ноября 2011 года на Всероссийском семинаре-совещании в АПК и ПКРО в г. Москве. Результаты, в целом, признаны удовлетворительными: -Сложилась система управления введением комплексного учебного курса; -Обеспечены кадровый, содержательный и технологический ресурсы для введения ОРКСЭ в штатный режим. Проблемные вопросы в ходе апробации: -Безотметочное обучение (мнения разделились). -Разрыв в обучении по ступеням. -Сельские школы с малой наполняемостью классов. -Неприятие родителями любых форм знакомства с религией.

Краткая характеристика курса ОРКСЭ 1. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей. Один из модулей изучается обучающимися по выбору их родителей. Родители пишут заявление на имя директора ОУ. 2.Курс изучается в рамках федерального компонента учебного плана в 4 классе один раз в неделю в течение учебного года. 3. Курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного материала. 4. Курс является культурологическим и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования школьников на этапе перехода от начальной школы к основной перед началом изучения курса истории.

Структура комплексного учебного курса (34 часа) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) – без деления класса на группы. Блок 2 и 3. Основы религиозных культур и светской этики (28 часов) – изучение модулей группами учащихся. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) - без деления класса на группы. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный.

Учебные пособия курса

Программно-методическое обеспечение курса

Регионы апробации Иркутская областьг. Братск Статистика выбора школьниками модулей курса ОРКСЭ ОПК – 30% ОИК – 9% ОБК - 1% ОИудК – 1% ОМРК - 18% ОСЭ - 42% ОПК – 24% ОИК – 0,5% ОБК - 0,5% ОИудК – 0,5% ОМРК - 20% ОСЭ - 55% ОПК – 16% ОИК – 0,4% ОБК - 0,001% ОИудК - 0,001% ОМРК - 21,7% ОСЭ - 61,9%

Контингент учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений г. Братска – 2347 обучающихся. Выбрали один из 6-ти модулей (по данным ОУ) – 1801 обучающийся. Не приняли участия в выборе – 546 школьников (???).

Число учителей, заявленных на подготовку к ведению курса ОРКСЭ: по Иркутской области – 1162 чел. по г. Братску – 82 чел.

Соотнесение выбора модулей курса ОРКСЭ и заявки на подготовку учителей ОУВыбор модулейЗаявка на подготовку учителей СОШ 3ОПК, ОМРК, ОСЭОСЭ СОШ 4ОПК, ОИК- СОШ 5ОИК, ОСЭОСЭ СОШ 30ОПК, ОМРК, ОСЭОМРК, ОСЭ СОШ 31ОПК, ОИК, ОМРК, ОСЭОМРК СОШ 35ОИК, ОСЭОСЭ

Важные вопросы и ответы (по методическим материалам Минобрнауки РФ) 1. Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии? В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения, которое может вести религиозная организация вне образовательных программ (статья 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). В соответствии с п.3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии вне образовательных программ могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

2. В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены представители религиозных организаций, диаспор? Вести курс в школе могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроках в фото/видео/аудио форматах.

3. Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках курса, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла? Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

4. Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то модуль быть выбран по умолчанию? Можно ли менять модули? Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль для обучения. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей о выборе определенного модуля. Наряду с организацией в школе коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой может потребоваться и индивидуальная работа с отдельными семьями.

5. Сколько детей в классе должны выбрать тот или иной модуль, чтобы для них был выделен специальный учитель и организована учебная группа? Решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса принимает образовательное учреждение с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

6. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? В соответствии с п.3 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Деятельность общеобразовательного учреждения на этапе подготовки к введению курса ОРКСЭ 1.Информирование родителей (законных представителей) о целях и задачах курса ОРКСЭ. 2.Организация работы по выбору модулей курса. 3.Формирование учебных групп по изучению модулей курса. 4.Назначение учителей для преподавания модулей курса. 5.Направление учителей на подготовку по преподаванию курса в 2012 году. 6.Внесение изменений в учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год.