Определение конфигуратора Этап шестой. Определение конфигуратора Для успешного решения проблемы важно иметь адекватную модель проблемной ситуации, с ее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие шкалы измерения, основные типы шкал и их применение в системном анализе Дисциплина : « теория систем и системный анализ » Студент : Щеколдина Д.
Advertisements

Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Этапы планирования потребности в персонале
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Цыренова М.Г.. Основные понятия Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии (пассивные,
МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ § 1. Основные понятия. Под оптимизацией понимают процесс выбора наилучшего варианта из всех возможных В процессе решения задачи оптимизации.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
«Метод мажорант» Работа учащихся 11 «А» класса МОУ «Гимназия 5» Барышникова Александра, Барышниковой Виктории Научный руководитель: учитель математики.
Основные понятия ИО. Исследование операций Комплексная математическая дисциплина, занимающаяся построением, анализом и применением математических моделей.
Математическая модель и численные методы. Интерполяционный полиномы Лекция 1:
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Тема 4: «Средние величины» Вопросы темы: 1.Сущность и значение средних величин 2.Научные принципы и условия расчета средних величин 3.Средняя арифметическая.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
Теория систем и системный анализ Тема5 «Оценка сложных систем. Основные типы шкал измерения »
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Математические методы Теория вероятностей. Математика случайного В результате деятельности человека или процессов, протекающих вокруг нас происходят различные.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Проблемный метод обучения в преподавании истории Учитель истории Михайлова Н.А. МОУ «СОШ 25»
Транксрипт:

Определение конфигуратора Этап шестой. Определение конфигуратора Для успешного решения проблемы важно иметь адекватную модель проблемной ситуации, с ее помощью можно будет испытывать и сравнивать варианты возможных действий (см. тему Управление). Модели строятся средствами некоторого языка (см. тему Модели). Конфигуратором называется минимальный набор профессиональных языков, позволяющих дать полное, адекватное описание проблемной ситуации и ее изменений.

Определение конфигуратора Работа в ходе решения проблемы будет происходить на языках конфигуратора, и только на них. То, как будет сформирован конфигуратор, подскажет сама проблема. В свою очередь языки конфигуратора подсказывают, каких специалистов привлечь к дальнейшей работе. Проиллюстрируем это на примере: представьте себе, что Вам надо решить проблему снижения прибыли некоторого магазина. Безусловно, для описания проблемы нужен экономист (финансист, бухгалтер), который опишет ситуацию на языке «денег». Далее нужно опросить потребителей, которые расскажут на обычном бытовом языке о неудобствах, которые они испытывают в магазине; затем опрашиваем персонал и т.д. Для анализа этой стороны вопроса нужно привлечь психологов, социологов, маркетологов и т.п.

Определение критериев Этап седьмой. Определение критериев Критерии это измерители того, насколько мы близки к цели. Чем меньше критериев мы используем, тем проще. Но без них обойтись никак нельзя! Критерии являются количественными мерами качественных целей, их также можно рассматривать как модель цели. Они позволяют выбрать из множества возможных решений то, которое приведет нас как можно ближе к цели.

Определение критериев Примеры удачных критериев: 1. Состояние здравоохранения в стране оценивается ЮНЕСКО по показателям детской смертности, а состояние образования по доле неграмотных в стране. 2. В одном университете США доплату преподавателю за качество преподавания поставили в зависимость от количества студентов, посещающих его лекции; 3. В Швеции эффективность работы дорожных служб измеряют количеством погибших в ДТП; 4. Число укушенных крысами показатель качества работы мусороуборочных служб.

Экспериментальное исследование систем Этап восьмой. Экспериментальное исследование систем После получения проблемного и целевого месива мы имеем обширный набор данных о системе. Но часто этого недостаточно. На седьмом этапе нужно собрать ту информацию о системе, которую не предоставили стейкхолдеры. Для этого нужно провести эксперименты. Эксперименты бывают пассивными и активными. Пассивный эксперимент это наблюдение. Этот метод очень востребован в маркетинге.

Активный или управляемый эксперимент это вмешательство в систему. Например, метод таинственного покупателя в маркетинге, контрольная закупка в торговле, проверка качества партии изделий и пр. Эксперимент в основном связан с измерениями, которые прямо или косвенно характеризуют изучаемое явление. Например, методом наблюдения можно установить доли мужчин и женщин среди покупателей, активный эксперимент позволит определить качество обслуживания и пр. Экспериментальное исследование систем

НО при обработке результатов измерений надо помнить о том, что не всегда ту или иную математическую процедуру можно применять к полученным данным. Очень важно учитывать, в какой шкале было произведено измерение. Приведенные ниже сведения кратко характеризуют особенности работы с разными шкалами.

ВРЕЗКА Измерительная шкала Опр. Измерение фиксирование результата наблюдения в терминах измерительной шкалы Опр. Измерительная шкала знаковая модель измеряемого явления. NB! Измерительные шкалы различаются по силе, которая определяется: –Сущностью наблюдаемого явления; –Богатством допустимых операций. Огрубление шкалы приводит к потере информации, но позволяет получить реальные выводы, когда как усиление шкалы есть навязывание информации, влекущей нереальные, неадекватные выводы.

Типовые измерительные шкалы Тип шкалыДопустимые отношения Качественные (атрибутивные): – Шкала наименований – Порядковая (ранговая) шкала эквивалентность предпочтение Количественные: – Интервальная шкала – Шкала отношений – Циклическая шкала – Абсолютная шкала интервал отношение фаза цикла доля целого

1. Шкала наименований Или номинальная, или классификационная. Примеры: имя, пол, семейство (биологическое), класс, номер игрока в команде и пр. Эквивалентность можно изобразить с помощью символа Кронекера ij = {1: x i x j, 0: x i x j } Обработка таблиц наблюдений: –Населенность класса i (перевод в абсолютную шкалу) подсчет количества элементов класса n i = j ij ; –Относительные доли (частоты) i = n i / n ; где n= ij ij ; –Проверка согласия, однородности, независимости критерием хи-квадрат.

Или ранговая, или ординальная. Примеры: ранг служащего, воинское звание, балльные шкалы (сила ветра, оценка на экзамене, магнитуда землетрясения, твердость минерала) … Предпочтение x y Обработка таблиц наблюдений: –Все операции номинальной шкалы; –Упорядочение объектов; –Ранг (порядковый номер) объекта; –НЕЛЬЗЯ вычислять среднее арифметическое. 2. Порядковая шкала

3. Интервальная шкала Или шкала разностей Примеры: температура o C, o F, летоисчисление, высота над уровнем моря … Обработка таблиц наблюдений: –Все операции порядковой шкалы; –Взятие интервалов разностей расстояний между наблюдениями; –Прибавление интервалов, т.е. арифметические действия над интервалами; –Усреднение (помнить об относительности такой шкалы, как и начала отчета).

4. Циклическая шкала Или периодическая, или фазовая Примеры: стороны света, время суток и года, фаза колебаний и пр. Обработка таблиц наблюдений: –Все операции интервальной шкалы; –Вычисление периодов.

5. Шкала отношений Или метрическая. Отличие: существует абсолютный нуль!!! Примеры: длина, высота, вес, скорость, светимость, температура o K … Обработка таблиц наблюдений: –Все операции интервальной шкалы; –Арифметические операции. Заметим, что отношение двух наблюдений не зависит от «системы координат», т.е. отношение двух длин, измеренных в метрах и в футах, дают одинаковый результат: 0.9м/9м = 3фута/30футов = 1/10.

6. Абсолютная шкала Или шкала долей, или безразмерная шкала (имеет и абсолютный нуль, и абсолютную единицу, которая является безразмерной, т.е. не имеет единиц измерения) Примеры: доли, безразмерные отношения (в [2] следующие примеры: явление резонанса, гармонические отношения размеров в природе золотое сечение и пр. От себя число пи и пр.). Обработка таблиц наблюдений: –Арифметические операции –Логарифмирование, потенцирование

Нетиповые шкалы Таких шкал существует несколько, здесь рассмотрим только две. 1. Результаты измерений во многом зависят от точности прибора, они фиксируются с некоторым округлением. Например, длина, масса и пр. Полученные таким образом данные считаются дискретизированными (дискретизированная шкала) (не путать с дискретными шкалами, работающими с целыми числами: численность населения, поголовье скота и пр.) ВАЖНО: в таких измерениях нельзя фиксировать дробные части деления шкалы, даже если стрелка прибора остановилась между метками: класс точности прибора не гарантирует различия внутри интервала точности.

Нетиповые шкалы 2. Нелинейные шкалы это шкалы, в которых интервалы не удовлетворяют условиям аддитивности. Т.е. «цена» единичного деления такой шкалы зависит от того, в какой части шкалы находится это деление. Например, логарифмическая, экспоненциальная шкалы, вероятностная бумага и пр. Например, в акустике отношение мощностей сигналов представляется в децибелах: N [дб] = 10 lg (p 2 /p 1 ).

Экспериментальное исследование систем Зачем так подробно? Часто обработка данных выполняется наемными специалистами, но иногда для облегчения работы они пренебрегают тонкостями, и Вы получите неадекватный результат. Будьте бдительны! Не попадитесь на «средний пол» или «среднее воинское звание в роте».

Построение и усовершенствование моделей Этап девятый. Построение модели и ее усовершенствование На всех предыдущих этапах мы собирали информацию, пытались ее структурировать, выбрали языки, на которых можно описать проблему. Вся эта работа уже моделирование, но на этом этапе мы занимаемся окончательным построением модели проблемной ситуации. О важности модели см. темы «Модели и моделирование» и «Управление».

Генерирование альтернатив Этап десятый. Генерирование альтернатив Для того, чтобы принять окончательное решение, надо иметь много разных альтернативных вариантов, среди которых и выбирается то, которое будет впоследствии воплощено в жизнь. Чтобы это решение было улучшающим вмешательством, мы в очередной раз привлечем к работе стейкхолдеров. Этот этап самый творческий из всех.

Генерирование альтернатив Чтобы творчество было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий: 1. Работу лучше всего организовывать в группах численностью 6-12 человек. Важно, чтобы это были разные люди: профессионально, социально, по полу, возрасту, образованию. Время работы минут.

Генерирование альтернатив Благодаря такому разнообразию можно добиться множества неожиданных и интересных альтернатив, при этом участники групп будут сами стимулировать друг друга, так как помогут «включить» ассоциативность мышления. Направленность ассоциаций тем шире, чем разнороднее члены группы. Ум хорошо, а два лучше!

Интересная информация Карлос Гон, глава компании Renault-Nissan, один из наиболее успешных менеджеров в мире, объясняет свой успех привлечением к работе команды, состоящей из сотрудников разных подразделений. Он считает, что сотрудничество специалистов с разным опытом и разными знаниями обеспечивает в результате верные и более творческие решения.

Генерирование альтернатив 2. Свести на нет факторы, тормозящие творчество: критику, ответственность за последствия, лидерство отдельных членов группы. Некоторые стейкхолдеры могут быть стеснительными или молчаливыми, или будут выслушивать и поддакивать начальству.

Генерирование альтернатив Молчаливых надо расшевеливать, чтобы выслушать как можно больше разных идей. А тех, кто старается всегда вставить свою идею «без очереди», надо останавливать. Руководитель процесса должен добиваться «всеобщего» равенства.

Генерирование альтернатив Если кто-то начал критиковать чужие предложения, остановите его. Вместо негативных мыслей нужно высказать идеи, направленные на улучшение обсуждаемого варианта.

Генерирование альтернатив 3. Постараться снять исходные ограничения на искомые решения. Пусть участники не задумываются о том, есть ли ресурсы на реализацию варианта, и вообще о его осуществимости. Главное, чтобы была высказана идея, а оценивать ее будем потом!

Генерирование альтернатив 4. Создать уютную атмосферу. Встречи лучше организовать в свободном, но не слишком большом помещении, чтобы члены группы не бродили туда-сюда в раздумьях. В поле зрения участников не должно быть отвлекающих дверей и окон с ярким светом. Задерните шторы! Надо, чтобы комната запиралась, а бумаги и вещи можно было бы оставить до следующего заседания.

Генерирование альтернатив Столы лучше круглые или расставленные прямоугольником. На них должно хватать места для бумаг и пр. На стене разместить доску, флипчарт. Комнату можно оборудовать оргтехникой. Отключить все мобильные средства связи, никто не должен отвлекаться на посторонние разговоры. Не забудьте про воду, можно приготовить также кофе, чай и бутерброды.

Технологии генерирования альтернатив [1] 1) Мозговой штурм (Brainstorming) был предложен А. Осборном "с единственной целью получить полный список идей". Важной особенностью его является абсолютный запрет на критику высказываемых идей участники настоятельно предупреждаются об этом и в случае нарушения запрета виновный немедленно удаляется из группы.

Генерирование альтернатив Процедура мозгового штурма последовательность следующих этапов: 1. Отбор нескольких максимально различных участников; 2. Ознакомление их с правилами работы; 3. Изложение всей имеющейся информации о проблеме;

Генерирование альтернатив 4. Использование любых психологических способов для повышения желания достичь успеха, создания атмосферы рабочего азарта, вдохновления группы. 5. Явно сформулировать предвидимые априорные ограничения, сориентировать участников на их преодоление.

Генерирование альтернатив 6. Этап использования внутренних ассоциаций: участникам предлагается записать каждую возникшую у них идею на отдельной карточке (для удобства последующего анализа).

Генерирование альтернатив 7. Этап включения внешних ассоциаций: каждый участник (в произвольном порядке) оглашает свои результаты предыдущего этапа. Остальные записывают возникшие у них в ходе прослушивания новые идеи.

Генерирование альтернатив 8. Оглашение карточек продолжается, пока не иссякнет воображение участников штурма. Обычно это происходит через минут с итогом в несколько десятков предложенных альтернатив. Затем все карточки собираются и передаются для анализа другой группе экспертов (хотя нередко сами участники штурма проявляют желание участвовать в этом).

Генерирование альтернатив Классический вариант мозгового штурма иногда модифицируется: Перед "настоящим" штурмом проводят "разминочный" мозговой штурм на какой-нибудь простой проблеме, не связанной с основной. Это особенно полезно, если все в группе впервые участвуют в брейнсторминге.

Генерирование альтернатив Можно многократно чередовать внутреннюю и внешнюю ассоциации: три-пять минут молчания (и размышления) сменяются тремя- пятью минутами огласки идей, а затем снова период молчания и т.д.

Генерирование альтернатив Повторный мозговой штурм той же проблемы через 2-3 дня. Здесь используется тот факт, что в подсознании тоже постоянно идет активная обработка информации, и за следующие после штурма дни могут возникнуть новые идеи; известны даже случаи, когда идеи рождались во сне, на прогулке и т.п.

Генерирование альтернатив "Обратный" мозговой штурм, при котором целью является не порождение новых идей, а отыскание недостатков у существующего варианта и поиск способов их устранения. В заключение замечу, что брейнсторминг очень эффективен и широко употребим.

Генерирование альтернатив 2) Метод Делфи чаще применяется для коллективной экспертизы, но его можно использовать и для генерирования альтернатив. В таком варианте метод отличается от мозгового штурма тем, что участникам обеспечивается анонимность их предложения обнародуются без указания авторства.

Генерирование альтернатив Раньше это осуществлялось путем передачи карточек координатору, который размножал их в печатной форме и раздавал участникам. Теперь есть специальное сетевое программное обеспечение.

Генерирование альтернатив 3) Морфологический анализ: Участникам предлагается не придумывать альтернативы сами по себе, а лишь перечислять требования к ним, а также предлагать разумные градации этих требований.

Генерирование альтернатив 4) Идеализированное проектирование Идеализированный проект это то, что стейкхолдерам хотелось бы иметь, если бы они могли иметь любую желаемую систему.

Генерирование альтернатив Этот проект должен быть технологически реализуем (т.е. строиться в расчете на существующие, а не фантастические технологии) и операционно жизнеспособен (т.е. мог бы существовать, будучи осуществлен) но он строится без учета того, когда, как и за счет каких ресурсов он может быть реализован.

Генерирование альтернатив Кроме того, система должна быть спроектирована так, чтобы быть способной к быстрому и эффективному обучению и адаптации. Это требует, чтобы стейкхолдеры системы могли вносить изменения в проект при желании на любом этапе;

Генерирование альтернатив Идеализированное проектирование можно описать в виде трех действий: 1. Выбор миссии генеральной цели проектируемой системы, ее роли в охватывающей, большей системе, частью которой является сама система и ее стейкхолдеры.

Генерирование альтернатив Замечание: часто заявления о миссии состоят из банальных помпезных фраз. В действительности они не являются руководством к действию для работников фирмы и других ее стейкхолдеров. Недавно проводился эксперимент, в котором топ-менеджерам крупных фирм были вручены миссии, среди которых они должны были узнать свои. Большинство не справилось с заданием!

Генерирование альтернатив Официальная формулировка миссии должна выражать идеалы организации так, чтобы вдохновлять участников ее осуществления, при этом прогресс в достижении идеалов можно было бы явно отследить. Иначе миссия бесполезна!

Генерирование альтернатив 2. Определение желаемых проектантом и стейкхолдерами свойств будущей системы. 3. Проектирование системы, т.е. определение того, как реализовать названные свойства.

Генерирование альтернатив Итоговый проект должен охватывать каждый аспект системы: ее социальные и технологические процессы, входы, выходы, организацию, систему управления и т.д. Обычно изготавливаются две версии проекта: ограниченная (т.е. без существенных изменений существующей системы) и неограниченная (т.е. с ее изменением).

Генерирование альтернатив Процесс идеализации освобождает его участников от даже неосознанно накладываемых на себя ограничений, поскольку он отбрасывает соображения реализуемости. Когда такой проект завершен, его разработчики осознают, что его большая часть вполне реализуема и что они сами являются основной препоной для будущего, которого они так желают. О других методах генерирования альтернатив см в [1].

Принятие решения Этап одиннадцатый. Выбор или принятие решения Из множества сгенерированных альтернатив надо выбрать ту, которая позволит добиться поставленной цели. Это можно сделать с помощью определенных ранее критериев.

Принятие решения Обычно из всего набора альтернатив выбираются наиболее приемлемые, остальные отвергаются. Затем стараются из оставшихся выбрать единственную. Именно здесь часто возникают трудности:

Принятие решения 1. Множество альтернатив может быть очень большим; 2. Критерии могут принадлежать разным шкалам и (или) их может быть очень много; 3. Число лиц, принимающих решение (ЛПР) и степень их согласия друг с другом приводит к разным способам выбора;

Принятие решения 4. Характер неопределенности последствий выбора; 5. Повторяемость ситуации выбора: подобные ситуации уже встречались (часто или не очень), или такая проблема решается впервые; 6. Ответственность за последствия выбора, так как неверный выбор приведет к потерям.

Принятие решения КРИТЕРИИ: Самый лучший вариант выбора когда удалось найти один количественный критерий, который позволит сравнить альтернативы между собой и выбрать лучшую;

Принятие решения 2. Работать с несколькими количественными критериями труднее, но этот случай довольно хорошо изучен в теории принятия решений. Например, надо максимизировать прибыль, минимизируя издержки. Есть несколько подходов, упомяну только два: максимизировать прибыль при ограниченном бюджете (условная оптимизация); найти максимальную прибыль при неограниченном бюджете, затем определить размер уступки по прибыли (т.е. ту денежную сумму, от которой Вы готовы отказаться), а потом искать вариант, когда издержки минимальны, а прибыль на условленном уровне.

Принятие решения Общая рекомендация в случае многокритериальных задач выбора была предложена еще в начале ХХ века математиком-экономистом Парето: Предпочтение одной альтернативе перед другой следует отдавать, только если первая по всем критериям лучше второй!

Принятие решения 3. Если альтернативы несравнимы (т.е. нельзя с помощью критериев определить, какая лучше), то: выбор может осуществить лицо, принимающее решение; возможен случайный выбор; нужно вводить дополнительные или вообще другие критерии.

Принятие решения 4. Парные сравнения особенно употребимы в случае качественных критериев. Альтернативы последовательно сравниваются между собой парами. Простейший пример чемпионаты по боксу или футболу.

Принятие решения 5. Выбор может быть осуществлен коллективно: путем голосования; компромиссно (консенсус). Однако оба эти варианта таят в себе ряд парадоксов и проблем.

Принятие решения Парадоксы голосования: 1. Коллектив не всегда прав, т.к. состоит из субъектов, которые могут заблуждаться. Известны случаи, когда один знал истину, а остальные заблуждались (вспомните Галилео Галилея или Джордано Бруно).

Принятие решения Таким образом, голосование предназначено не для добывания истины, а для согласования действий в группе: все члены группы подчиняются принятому решению, даже если кто-то был с ним не согласен.

Принятие решения 2. Возможность непринятия решения существует, так как голоса могут разложиться в пропорции 50:50. Надо избегать случаев, когда решение принимается коллективом, состоящим из четного числа человек. Распределяя доли между акционерами или членами товариществ, лучше не делить капитал в пропорции 50:50, пусть кто-то занимает решающую позицию (51:49).

Принятие решения 3. Возможность победы меньшинства при мажоритарной системе голосования. Мажоритарная система: решение принимается по принципу большинства голосов. Победа меньшинства возможна в ряде случаев (приведем лишь некоторые):

Принятие решения Если легитимным (законным) признается решение при низкой (менее 50%) явке избирателей. В этом случае решение изначально предоставляется меньшинству! Но с другой стороны, добровольное неучастие в выборах выражение безразличия к результатам голосования.

Принятие решения Возможность победы меньшинства в случае многоступенчатой процедуры голосования проиллюстрируем схемой: против за

4. «Единогласно» еще не значит «компромисс», т.к. принцип единогласия «все за» не совпадает с принципом компромисса «никто не против». Принятие решения

Поиск компромисса можно проиллюстрировать следующим образом: три человека пытаются достичь решения, Принятие решения приемлемого для всех. Сейчас их интересы пересекаются так:

Область компромиссного решения должна быть общей для всех, поэтому кому-то придется изменить свои интересы: Принятие решения 3 1 2

Этап двенадцатый. Реализация улучшающего вмешательства. После того, как решение было выбрано, его нужно воплотить в реальность. И это совсем не просто, так как реальные события не всегда происходят в соответствии с планом. Многие внешние факторы способны помешать реализации решения. Реализация улучшающего вмешательства

Задача системного аналитика состоит в том, чтобы идентифицировать угрожающие факторы и встроить в проект либо противодействие им, либо осуществление отслеживания их влияния. Этот этап работа менеджеров, хотя любой менеджер это «системный аналитик с постоянным местом работы» (Ф.П. Тарасенко). Реализация улучшающего вмешательства

Технология системного анализа помогает менеджерам достичь успеха в реализации улучшающего вмешательства за счет следующих факторов: привлечение стейкхолдеров практически на всех этапах; обучение стейкхолдеров методологии системного анализа уже с первых шагов работы; Реализация улучшающего вмешательства

Замечание: системный аналитик принципиально отличается от эксперта-консультанта тем, что он не назначает лечение «болезни», диагностируемой по увиденным симптомам, не просто собирает информацию от стейкхолдеров. Путем поощрения и создания подходящих условий он учит других справляться со своими проблемами более успешно, чем они смогли бы без его помощи. Он в большей степени учитель, чем врач. Участники системной процедуры автоматически попадают в развивающий их образовательный процесс. Реализация улучшающего вмешательства

участие стейкхолдеров должно быть добровольным. Чтобы это обеспечить, надо выполнить условия: стейкхолдеры должны знать, что они действительно влияют на результаты. Гарантия участие в процессе принятия решения, причем единогласное Реализация улучшающего вмешательства

участие должно быть интересным и приятным делом. Атмосфера во время работы доброжелательная, приветствуется юмор. Работе может больше напоминать игру, побуждать к творчеству, соавторству; полученные результаты действительно должны быть внедрены. Этому способствует участие первых лиц. Реализация улучшающего вмешательства

привлечение стейкхолдеров способствует лояльности к решению, потому что они воспринимают себя его соавторами, следовательно решение проще воплощается в жизнь. Если же участие стейкхолдеров оплачено, то их активность будет особенно высока, в том числе на этапе внедрения. Реализация улучшающего вмешательства

Практическая реализация решения будет осуществляться самими стейкхолдерами, а не системным аналитиком. Вспомним, что в список стейкхолдеров мы включили первых лиц проблемосодержащей и проблеморазрешающей систем! Очень важно их активное участие. Реализация улучшающего вмешательства

Также важно, чтобы между первыми лицами и системным аналитиком установились добрые, доверительные отношения. Это можно обеспечить следующим образом: в контракте прописать пункт: любая сторона может прекратить работу без объяснения причин. В практике Р. Акоффа этот пункт никогда не использовался, но он уверяет, что его наличие во многом способствовало успеху. Его русские партнеры закрепляли такое право только за собой (односторонне). Реализация улучшающего вмешательства

Системный аналитик берется обучить работников исследуемой организации умению в дальнейшем самим проводить системный анализ. Это повышает жизнеспособность организации и положительно воспринимается руководителем. Системный аналитик не только не ждет и не требует признания своих заслуг в достигаемых успехах, наоборот, он всячески подчеркивает заслуги других участников (что, кстати, немало способствует росту его авторитета). Реализация улучшающего вмешательства

Системный аналитик открыто провозглашает и твердо соблюдает требования к своей профессиональной деятельности (гарантия доступа к любой необходимой информации с обязательством соблюдения конфиденциальности; гарантия доступа к руководителям организаций, вовлеченных в проблемную ситуацию; гарантии научной и деловой добросовестности; соблюдение профессиональных, моральных и этических норм). Системный аналитик должен открыто и искренне проявлять уважение к интеллекту руководителя (разумеется, речь не идет о подхалимаже). Реализация улучшающего вмешательства

Вопросы этики системного аналитика: конфиденциальность и пр. в рамках договора (см выше); важно уметь не навязывать стейкхолдерам свою точку зрения, не скрывать альтернатив, которые почему-либо не нравятся ему самому; доводить и такие альтернативы до сведения лица, принимающего решения; то же самое относительно альтернатив, которые возможно или даже заведомо не понравятся лицу, принимающему решения; явно сообщать предположения, лежащие в основе полученных заключений; обращать внимание лица, принимающего решения, на устойчивость или чувствительность альтернатив к изменениям условий.

Заключение

Теперь Вы знаете, в какой последовательности и как нужно сделать, чтобы с высокой вероятностью успешно решить любую проблему. Но давайте будем реалистами Вы сейчас в положении, в котором оказываются закончившие теоретические курсы по плаванию или вождению автомобиля. Нужно отработать на практике навыки применения полученных знаний в реальных условиях! Но и в этом деле нужна постепенность, продвижение от простого к сложному. Заключение

Рекомендуется начать свои тренировки в этом с ретроспективного рассмотрения проблемы, ранее встретившейся в Вашей практике и уже решенной Вами. Мысленно вернитесь к тому моменту, когда Вы в первый раз столкнулись с этой проблемой, мысленно «забудьте», что вы делали дальше, и попробуйте системно применить технологию к этой проблеме в максимально возможной степени, в учебных целях заменяя стейкхолдеров Вашим пониманием их интересов. Заключение

Вы построите не только вариант, который был Вами осуществлен, но и другие возможные решения. Сравнив их по рекомендуемой технологии, Вы увидите, какое место среди них займет ваше прошлое решение. Не исключено, что Вам удалось тогда принять наилучшее решение (только не подгоняйте ответ искусственно!), но даже в этом случае вы увидите пользу от формирования других способов решения проблемы и их сравнения. Не огорчайтесь, если увидите, что можно было поступить иначе и это было бы лучше! Заключение

Тем, кто захочет испытать такой способ тренировки, рекомендуется начать с самой простой из ваших прошлых проблем. Ведь системное исследование является трудоемкой процедурой, а на данном этапе ваша задача практиковаться не в объеме, а в качестве выполняемой работы. И помните, что это всего лишь учебная работа, так как в нее стейкхолдеры реально не вовлекаются. Заключение

Важное замечание: Вам постоянно внушалась мысль о том, что улучшающее вмешательство вполне реальное дело, но может случиться так, что результат всей работы не вполне (или вполне не) удовлетворит вас. Даже при скрупулезном и старательном следовании технологии системного анализа это все же изредка может произойти. Настоящий системщик никогда не обвиняет кого-то в своей неудаче. Причин неудачи может быть всего две: либо где-то, в чем-то была нарушена (по ошибке или по незнанию) предписанная технология, либо поставленная цель оказалась физически нереализуемой, противоречащей законам природы. (Заметьте, что "козни врагов" не входят в число причин неудачи: системщик обязан был их предвидеть!) Заключение

Вам предлагаются следующие рекомендации: 1. Если вы не в силах изменить не нравящуюся вам ситуацию измените свое отношение к ней. 2. Если вы не в силах изменить не нравящуюся вам ситуацию и не можете изменить свое отношение к ней смените ее статус: переведите из разряда проблем в заданные условия. Заключение

ВСЁ!!! )))