Творческий отчет по теме самообразования учителя истории МБОУ Оравской СОШ Генер Закиры Кинеятулловны 2011/2012 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Идеи системно- деятельностного подхода в обучении.
Advertisements

С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей русского языка и литературного.
Системно - деятельностный подход в обучении. Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Когда людей станут учить не тому, что они.
Системно – деятельностный подход в обучении Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С.Е. Кузнецова.
Презентация учителя математики Гнатюк Л.С г г.
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения.
Проектировочный семинар-практикум «Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода» Федотова А.В., методист ГИМЦ.
Учитель истории Черкашина Ирина Павловна Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории посредством игры Михайлова Елена Ивановна учитель истории и обществознания высшей категории,
Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное.
«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в начальной школе» Орлова Елена Юрьевна учитель начальных классов ОГКОУ «Ивановская школа-интернат»
Системно - деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Особенности организации современного урока в начальной школе.
LOGO. Урок в системно–деятельностном подходе Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Платоновой Е.И.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Транксрипт:

Творческий отчет по теме самообразования учителя истории МБОУ Оравской СОШ Генер Закиры Кинеятулловны 2011/2012 учебный год

Методическая тема района: « Новое поколение образовательных стандартов – новые принципы работы школы» Методическая тема школы: «Освоение компетентностного подхода и стандартов второго поколения как основного способа повышения качества образования (результативности и успешности участников образовательного процесса)» Личная тема самообразования: «Системно – деятельностный подход в обучении истории»

Цель работы: выявить и проанализировать преимущества деятельностного подхода в изучении истории на основе современных технологий Задачи работы: Проанализировать литературу по теме «Деятельностный подход в изучении истории». Выявить возможности применения деятельностного подхода на основе современных технологий обучения в практике преподавания истории. Обобщить результаты исследования по проблеме применения деятельностного подхода в практике преподавания истории и выявить его влияние на эффективность формирования ЗУН и ключевых компетенций учащихся. Прогнозируемый результат: Формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Творческая самореализация развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Воспитание учебной самостоятельности и превращение ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Повышение качества знаний учащихся по предмету через формирование исследовательских умений, самоорганизацию своей деятельности.

Этапы работы по самообразованию 2010/11 уч.г. – Диагностический этап /12 уч.г. – Прогностический этап – 2012/13 уч.г. - Практический этап /14 уч.г. - Обобщающий этап - Изучение литературы по проблеме (изучена статья Л.Н. Алексашкиной «Деятельностный подход в изучении истории в школе» в ж. «Преподавание истории и обществознания в школе »,9, 2005 г.) Определение целей и задач темы Разработка системы мер. Направленных на решение проблемы Внедрение опыта работы Формирование методического комплекса Корректировка работы Подведение итогов Оформление результатов работы.

Системно - деятельностный подход в обучении. Три подхода к разработке стандартов: Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе. Компетентностный – использование знаний в действии. Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)

Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Цель обучения Дать человеку умение действовать Формирование способа действий Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. (Притча)

Принципы построения обучения в СДП Деятельности Непрерывности Целостности Минимакса Психологической комфортности Вариативности Творчества

Этапы познавательной деятельности этап мотивационно-ориентировочный; этап уяснения знаний; этап отработки умений (навыков); этап контроля.

Современные технологии проектное обучение проблемное обучение коллективная система обучения дифференцированное обучение развитие критического мышления модульное обучение игровая деятельность

Как научить учиться Ценностные ориентиры Формирование гражданской позиции Развитие личности СДП

Урок при системно - деятельностном подходе Действие учителя актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. Организация взаимодействия учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. Действие ученика Закрепление умений анализа, обобщения, формулирования умозаключения. применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. Закрепление умения работать самостоятельно, контроль з а правильностью выполнения своих действий. применение полученных ЗУН на практике, самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Личностно-деятельностные технологии на уроках истории Деловые и ретроспективные игры. Технология «Дебаты». Мнемотурнир.

Мнемотурнир Алгоритм проведения: 1. Сообщается организационный регламент. 2. Формируются подгруппы. 3. Задаются вопросы (письменно, устно). 4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносятся в таблицу (Я), проставляется степень уверенности в ответе. 5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу (Группа), проставляется степень уверенности. 6. Учителем сообщается правильный ответ, учащиеся записывают верный ответ в таблицу (Эталон). 7. Учащиеся выставляют итоговый бал. степень уверенности (0 – не уверен, 1 – сомневаюсь, 2 – уверен)

виды учебных игр Деловая игра: Ретроспективная игра моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть". А) игра-обсуждение Б)игра- исследование (ученик получает в ней роль современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста)):

а) игра-обсуждение, в процессе игры воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге; Б)игра- исследование, строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.

Ретроспективные игры: искусственно моделирующая ситуацию прошлого, в которой люди определенной эпохи "демонстрируют" свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте. маршрутная игра или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и "путешествуют" по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хроно лете и др.) проблемно-дискуссионная. В ее основе лежит воображаемая ситуация в прошлом, но при этом все действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Деловая игра с элементами ретроспективности. Игра такого рода может сочетать в себе различных участников: современников, очевидцев событий, которые "встречаются" для обсуждения важных вопросов и "дознания" прошлого с потомками.

Роль учителя: инструктора -объяснение правил игры и последствий игровых действий; судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ход игры, в своих руках держит все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой.

Роли учащихся Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют ос действия в соответствии с целью игры, взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Главная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими образа. Нередко они сопереживают своему герою. Зрители осмысливают игровую задачу, формулируют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные образы с собственной системой ценностей, "вживаются" в игровой контекст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров. Эксперты оценивают создаваемы в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности и творчество исполнителей. В задачу экспертов входит очень сложная задача - проанализировать и сам процесс игры, ее результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с результатами, отмечают наиболее и наименее удачные моменты.

Основные этапы исторической игры Первый этап. Учитель объясняет ребятам игровую задачу. Второй этап происходит на самом уроке. Учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, дает познавательные задания на весь урок, вводит в игровое состояние, создается определенный настрой. Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Координирует игровые действия, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. На последнем оценочном этапе проводится анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников, игровая ситуация и степень ее соответствия исторической реальности.

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИГРЫ Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации. Поверь в то, что происходит в данной ситуации. Выбери свою роль, степень участия в игре, исходя из своего опыта, способностей, характера и интересов. Тщательно готовься к игре, включая свои выступления. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай, внимательно прислушивайся к их выступлениям, адекватно реагируй на них. Подчиняйся законам игры и обязательно выполняй ее правила. Участвуй в подведении итогов игры, поставь себе оценку. Оцени проигранную ситуацию с точки зрения соответствия исторической реальности.

КАРТОЧКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРЫ Ясна ли была цель игры и твоя роль. Сумел ли ведущий добиться игрового состояния. Оцени ведущего с точки зрения владения материалом, приемами игры, стиля общения. Оправдала ли игра твои ожидания. Что показалось наиболее интересным и запомнилось. Появилось желание узнать больше об эпохе. Хотел бы ты еще участвовать в игре. Твои предложения: как сделать данную игру более интересной

Технология «Дебаты». Этапы работы. 1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме. 2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями. 3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме. 4. Построение линии аргументации, доказательной базы. 5. Построение линии опровержения. 6. Ознакомление с правилами этикета полемики.

ИГРА «Чистая доска» Организации игры В начале урока в разных концах школьной доски, в произвольном порядке учитель записывает вопросы (для удобства пронумеровать их), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком. схемой. фрагментом карты и т.д. Они должны быть построены на материале или повторяемой или изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу урока они будут участвовать в игре «Чистая доска». - Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моем рассказе ( или в ответах товарищей при беседе с учащимися). Я, время от времени, буду спрашивать вас: «Готовы ли вы ответить на какой -нибудь вопрос. Если вы даете ответ на вопрос, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой»