Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стихи Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных.
Advertisements

Федор Иванович Тютчев ( ). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах. Большую известность получил посмертно. Но.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Виды лирики: 1. Философская лирика 2. Гражданская лирика 3. Дружеская лирика 4. Пейзажная лирика.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
В помощь обучающимся на гуманитарном отделении Учитель МОУ «Лицей21» Елагина Н.И.
Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.
Стихосложение. Двусложные стихотворные размеры. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна.
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа.
Урок литературы в 10 классе Приёмы анализа лирического стихотворения.
Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ сааб КОЛЬЦЕВАЯ абба ПЕРЕКРЕСТНАЯ баб.
Мы живая частичка природы. Нам природу беречь и любить, В благодатные дни и в невзгоды У природы учиться жить. А. Шапошников Шапошникова Лидия Александровна,
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.
На один из слогов слова как из рога изобилия льётся благодать ударения, а значит он произносится более чётко, продолжительно. Что ж, ему посчастливилось,
Транксрипт:

Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган

План анализа стихотворения План анализа стихотворения План анализа стихотворения План анализа стихотворения План анализа лирического стихотворения. 1. Творческая история. 2. Тема и идея. 3. Жанр (элегия, пейзажная зарисовка, баллада, любовное послание, ода, дружеское послание, сонет и т.д.) 4. Композиция и внутренний сюжет (если есть). 5. Лирический герой и системе образов. 6. Особенности ритмики, размера (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), рифмы (парная, перекрёстная, кольцевая; женская/мужская). 7. Художественно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). 5. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики (звукозапись, ассонанс), лексики (устаревшие, высокие слова), морфологии (обилие существительных или существительных или глаголов), синтаксиса (простые предложения, сложные, однородные члены, обращения, риторические вопросы, риторические восклицания ). восклицания ). 6. Эмоциональная окраска. 7. Какие мысли и чувства вызывает стихотворение у читателя?

Три рода рифмы: Мужская рифма(ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха) Я – моЯ Мужская рифма(ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха) Я – моЯ Женская рифма (ударение на предпоследнем слоге) плАНЫ – рАНЫ Женская рифма (ударение на предпоследнем слоге) плАНЫ – рАНЫ Дактилическая(ударение на третьем слоге от конца) н ОсИтсЯ – пр ОсИтсЯ Дактилическая(ударение на третьем слоге от конца) н ОсИтсЯ – пр ОсИтсЯ

Виды рифмы Название ПояснениеПример точные совпадают: а) последний ударный гласный, б) звуки, начиная от последнего ударного гласного Приятно, катана сжимая, Врага превращать в винегрет. Катана – мечта самурая, Но лучше ее – пистолет. (Гарет) неточные совпадают не все звуки "навстречу – сеча", или "книга – Кинга"

Системы рифмовки Название ПояснениеПример Смежная рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (сааб) Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. Перекрестная рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (баб) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Кольцевая первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба) Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Стихотворные размеры Двусложные Двусложные Хорей. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.): Хорей. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.): Ямб. Ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Ямб. Ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Трёхсложные Трёхсложные Дактиль. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. (трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге). Дактиль. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. (трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге). Амфибрахий. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Анапест. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Амфибрахий. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Анапест. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги.

Сравнительный анализ стихотворений Время создания стихотворений, события в жизни поэта в этот период Жанр Тема,идея Образы лирических героев (сравнение). Эмоциональный настрой стихотворений (тропы, звукопись и др.). Композиция Размер Рифма

Еще земли печален вид Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебли колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась: Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебли колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась: Душа, душа, спала и ты: Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает, и целует, И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь: Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Душа, душа, спала и ты: Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает, и целует, И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь: Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..

Образец анализа стихотворения Время создания стихотворения 1836 Жанр этюд-зарисовка Тема, идея приход весны,душа и природа схожи Образы Воздух, природа, весна, душа, глыбы снега Эмоциональный настрой стихотворений (тропы, звукопись и др.). олицетворение (воздух дышит, еще природа не проснулась, послышала она и ей улыбнулась), эпитеты (редеющего сна, весенняя нега, женская любовь, мертвый стебли), метафоры (золотит твои мечты, играет кровь). Композиция стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека Размер Четырёхстопный ямб Рифма Мужская, точная, кольцевая