Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 городского округа город Урюпинск Номинация «Педагогическая мастерская»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к экзаменационной работе в форме ЕГЭ 9 класс.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме Текстоведение. Лексические средства выразительности языка.
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа 5 г.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
В ней есть душа … учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна.
Анализ поэтического текста (на примере стихотворений Сергея Есенина о Родине)
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Интегрированная мастерская «Вот что-то к саду подошло…»
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)
Экзаменационная работа по литературе Реферат на тему: «Природа и Родина в творчестве С. А. Есенина» ученицы 11 класса Чумаковой Екатерины научный руководитель:
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: - умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Изобразительно- выразительные и образные средства русского языка.
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 городского округа город Урюпинск Номинация «Педагогическая мастерская» Учебно-исследовательский проект «Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина» (Русский язык, 11 класс) Автор проекта: учитель русского языка и литературы Шамаева Наталья Николаевна Цели проекта: 1) Организовать исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина в учебных группах, учить школьников создавать накопительный материал. 2)Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, внимание к художественно-языковой форме поэтического текста, к индивидуально-авторским особенностям стиля. 3)Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову; совершенствовать коммуникативные компетенции школьников.

Средства языковой выразительности Средство выразительности ОпределениеПример Аллитерация Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных, из которых состоит высказывание Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Оттого что я на земле стою -лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой (М.Цветаева) Ассонанс Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.Некрасов) Индивидуальные новообразования (окказионализмы) Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке Слушайте! Проповедует, Мечась и стене, Сегодняшнего дня Крикогубый Заратустра! (В.Маяковский) Метафора Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид слов в непрямом значении Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души (В.Маяковский) Где-то далеко за Москвой молния распорола небо (М.Булгаков) Олицетворение Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия и т.п. наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? (А.Ахматова) В смертельном обмороке бледная река Чуть шевелит засохшими устами. (Н.Заболоцкий) Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. (С.Есенин) Эпитет Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня. (А.Ахматова) Синонимы Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки О не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн) Антонимы Слова, противоположные по своему лексическому значению В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н.Гоголь)

Излюбленные приемы словоупотребления и словообразования в произведениях Есенина Задание - Какие слова, характерные для народной речи, широко использует поэт? Каково их основное значение? - Чем привлекают эти слова автора? Каким способом они образуются? - Откуда черпает Есенин словесное богатство? Накопительный материал Безаффиксные существительные 3 склонения – один из древних словообразовательных типов русского языка. -Чем привлекают Сергея Есенина такие слова? Первое свойство: являются характерной приметой народной речи. Второе свойство – краткость, энергичность, отличающая их от слов суффиксальных О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку,-

Песенное слово Сергея Есенина как звуковая организация речи Задание Каковы истоки песенного начала стихотворений Есенина? Выделите приемы звуковой инструментовки, используемые поэтом? Какие черты поэтической речи Есенина создают ее замечательную музыкальность? Накопительный материал Песенный склад, музыкальность стиха – отличительная черта есенинского стиля. Поэт называл многие свои произведения песнями и любил их петь. Звуковой строй есенинских стихов характеризует удивительное благозвучие – приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков, отражающее эстетические нормы русской речи. Гармонические сочетания звуков не только ласкают слух, но и выполняют выразительную функцию

Метафора в лирике Есенина Задание - Провести наблюдение за употреблением слова «звон» ( и однокоренных с ним слов) в есенинских стихах и интерпретировать его. По мнению исследователей, в насыщенной разнообразными звуками лирике Есенина именно звон – самое распространенное. Можно ли подтвердить это наблюдение? Накопительный материал Самым распространенным звуком в лирике Сергея Есенина является слово «звон». Глагол звенеть передает особенно дорогие сердцу поэта звуки. Ты звени, звени нам, Мать – земля сырая, О полях и рощах Голубого края. О, мед воспоминаний! О, звон далеких лип! Звон бубенца выражает настроение, далекое от нейтральности. Поэтому бубенцы и колокольчики у поэта не плачут, а рыдают, не смеются, а хохочут: Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез.

Глагольная метафора Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы - ветви Ты лунный гребешок? («Зеленая прическа») В основе образа звона лежит глагольная метафора. Активны глаголы настоящего и прошедшего времени, формы повелительного наклонения и неопределенная форма Именная метафора Ах, колокольчик! Твой ли пыл Мне в душу песней позвонил И рассказал, что васильки Очей любимых далеки. («Цветы») Именная метафора служит для выражения внутреннего состояния автора