СОВМЕСТНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ЛЕОНТЬЕВСКОГО ЦЕНТРА, СИ РАН, НИУ ВШЭ И СПБ ЭМИ РАН 17 МАЯ 2013 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РСПП, 6 ноября 2013 года Нужна ли антимонопольная регламентация торговой политики частных компаний Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член комитета РСПП.
Advertisements

Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Теоретические и практические аспекты ценообразования на природный газ на внутреннем и внешнем рынках Российская академия народного хозяйства и государственной.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2010 Биржевая торговля как один из инструментов ограничения монополистов.
Авдашева Светлана Борисовна (НИУ Высшая школа экономики) 1.
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
XIII международная научная конференция по проблемам реформирования общественного сектора, Санкт- Петербург, ноября 2011г. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Транксрипт:

СОВМЕСТНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ЛЕОНТЬЕВСКОГО ЦЕНТРА, СИ РАН, НИУ ВШЭ И СПБ ЭМИ РАН 17 МАЯ 2013 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРАКТИК ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ Шаститко А.Е. д.э.н., профессор Директор центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной политики экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

2 Проект Центра исследований конкуренции и экономического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (2012 г.)

Постановка проблемы 4 й антимонопольный пакет: регламентация торговой практики (политики) частной компании (далее - ТП); Цель: обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого компания занимает доминирующее положение; Условия регламентации: нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), контроль сделок экономической концентрации; Содержание ТП: характеристика товара, сведения об определении цены и объемах реализации, существенные условия договоров и типовой договор, основания для отказа в заключении договора; Раскрытие ТП на сайте компании. 3

Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: сделки экономической концентрации Формула установления цены для разных категорий потребителей (слияние «Уралкалий» и «Сильвинит»); Сбытовая политика по каждому виду продукции для каждой категории потребителей («Саф-Нева» и «Воронежские дрожжи»). 4

Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: злоупотребление доминирующим положением Порядок взаимодействия с контрагентами, критерии их отбора и заключения договоров («Ново Нордиск») – mercial_Partners_ pdf Порядок и условия реализации природных алмазов (АК «Алроса») 5

Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: инициатива компаний «Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории Российской Федерации»(«ТНК-ВР Холдинг») pdf Перечень оснований для предоставления скидок/приплат («Металлоинвест») 6

Регламентация торговой политики частной компании: российская практика - аналоги Антимонопольная регламентация Порядок взаимодействия торговых сетей с поставщиками (Закон о торговле); Ценовые и неценовые условия взаимодействия с контрагентами (предписания по антимонопольным делам); Рекомендованные Правила недискриминационного доступа (хлористый калий, апатитовый концентрат). Отраслевое регулирование Правила недискриминационного доступа к мощностям естественных монополий; Ценовое регулирование. 7

Регламентация торговой политики частной компании: российская практика в свете за рубежного опыта Одно название – разное содержание, разные названия – одно содержание (торговая политика, торговая практика, политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства) Зарубежный опыт - корпоративные политики по соблюдению требований антимонопольного законодательства (по сути) Торговые практики в смысле обеспечения недискриминационности (соотв ст.10 закона «О защите конкуренции» ): в за рубежной практике - экзотика Отличие от российского – в более широком охвате рисков ограничения конкуренции и большей самостоятельности со стороны компаний 8

Корпоративная политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства Механизм управления антимонопольными рисками (risk- based): компания оценивает риски нарушения антимонопольного закона (всех типов) для данной конкретной компании и впоследствии принимает меры для снижения именно этих рисков; Установление строгих запретов на определенные практики (DON'Ts) и ситуации повышенного риска (RED FLAGs); Процедуры заключения и исполнения договоров с контрагентами либо не затрагиваются, либо описываются в самой общей форме; Необходимы тонкие настройки стимулов к добровольной реализации корпоративных политик компаниями. 9

Проблемы и последствия антимонопольной регламентации торговой политики - 1 Эффект «ползучего регулирования» (смена режима отношений «государство-компания» вне рамок прямого государственного регулирования); Обеднение множества контрактных альтернатив (отсутствие прогресса/снижение договорной культуры), усложнение использования гибридных форм институциональных соглашений; Отсутствие единого понимания предмета регламентации; Рост издержек контроля торговых практик частных компаний с увеличением их количества; Повышение прозрачности vs. риски вредной для конкуренции координации на рынке; 10

Проблемы и последствия антимонопольной регламентации торговой политики - 2 Издержки адаптации торговой политики: (1) в деятельность компании; (2) к изменяющимся условиям внешней среды. Проблема неэквивалентности сделок с одним и тем же продуктом (для случаев поставок на территорию России и за рубеж, для случаев взаимодействия с разными контрагентами на территории России – проблема определения дискриминационных условий) Манипулирование контролируемыми показателями (например, избегание экспортных поставок с низкими ценами) Консервация структуры рынка (стратегические барьеры входа с помощью применения одобренной ФАС ТП) 11

Выводы и рекомендации - 1 Вернуться к идее последовательной реализации презумпции нецелесообразности государственного вмешательства, в т.ч. регуляторного, в механизмы взаимодействия компании со своими контрагентами (если не доказано обратное) Принципы реформы системы регулирования Расширенная контрактная схематика Уильямсона Преодоление «негостеприимной традиции» в антитрасте 12

Выводы и рекомендации - 2 Локализовать все обсуждаемые инициативы по регламентации торговых практик на регламентацию корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе системы управления антимонопольными рисками, а не на основе регламентации цен и других условий договора; Торговые политика как частных случая для компаний с долей рынка, близкой к 100% Оценка перспектив повышения степени состязательности такого рода рынков и корректировки режима государственной регламентации Разработка корпоративных политик соблюдению требований АМЗ с учетом особенностей бизнеса компании и на основе рекомендаций АМО 13

Выводы и рекомендации - 3 Создать условия для самостоятельной разработки компаниями политик по управлению антимонопольными рисками Инфраструктурное обеспечение (информация, консультации, оценки). 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 15