Профессиональная ориентация или сопровождение профессионального самоопределения личности - современные аспекты проблемы Федеральный институт развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные идеи «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Экспериментальная работа по теме: «Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Концепция Образовательный политехнический комплекс «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Новосибирской области»
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Проректор по учебно- методической работе ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» Притужалова Ольга Анатольевна.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Организация работы общественного Совета по развитию человеческого капитала Администрация города Губкинского.
Министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Валерьевич Шевелев 15 мая 2014 года.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Концепция развития педагогического образования в Костромской области.
Транксрипт:

Профессиональная ориентация или сопровождение профессионального самоопределения личности - современные аспекты проблемы Федеральный институт развития образования Факторович А.А., д.п.н., доцент, зам. руководителя д.п.н., доцент, зам. руководителя Центра профессионального образования

КАК? Разработка и внедрение концепции АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ СУБЪЕКТЫ, ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЧТО? КТО? ДЛЯ КОГО? РИСКИРИСКИ

Актуальность: внешние вызовы Новая социокультурная парадигма Новые условия развития квалификаций Новый тип ментальности молодежи Постиндустриальное общество Ценность человеческого капитала Приоритет личностного самоопределения Эффект «отложенного взросления» Сдвижение границ общего образования Скорость изменений Подвижность профессий Непрерывность образования ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОДГОТОВКА К ВЫБОРУ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Актуальность: состояние системы Ключевые проблемы Проблема Следствие Ослабление гос. координации Стихийность ситуации на региональном и муниципальном уровне Необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения Разобщенность субъектов деятельности по сопровождению профессионального самоопределения Устаревшие практики Мероприятийный подход Сужение деятельности по сопровождению профессионального самоопределения до профессионального консультирования Необеспеченность кадрами Неопределенная принадлежность функций по сопровождению профессионального самоопределения Отсутствие специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области

Актуальность: проблема выбора консолидированной позиции ПРОФОРИЕНТАЦИЯ Возможен ли общий язык и общая стратегия? ПРЕДПРИЯТИЯ МЕСТНОЕ (МУНИЦИПАЬНОЕ) САМОУПРАВЛЕНИЕ ВУЗЫ СПО (НПО) «ПРОФОРИЕНТАТОРЫ» ОБУЧАЮЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ ШКОЛА (ФГОС) СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕННОСТЕЙ

Актуальность: система развилок (В.И. Блинов, Н.Ф. Родичев, И.С. Сергеев) Выбор профессии Выбор образа жизни, формирование индивидуального набора компетенций Дорогая профориентация (система практик) Запрос на «камеру хранения» Запрос на ускоренное взросление Дешевая профориентация (дистанционно- электронный вариант) Профориентация (реклама востребованных профессий, ограничение свободы сознания) Сопровождение профессионального самоопределения (способность к самостоятельному выбору профессии, расширение свободы сознания) Удовлетворение текущих потребностей конкретных заказчиков Системный эффект

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЕДОМСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ РОСМОЛОДЕЖЬ Система проф ориентирующих акций, игр и др. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МИНТРУД МИНОБРНАУКИ Разовое сопровождение выбора Растворение профессионального самоопределения в социально- личностном самоопределении «Рекрутинг студентов»

Региональные (республиканские, областные, городские, районные) Центры профессиональной ориентации Региональные (республиканские, областные, городские, районные) Центры профессиональной ориентации Госкомтруд Минпрос Региональные (муниципальные) органы управления Восстановление «поздние советской модели» государственной системы управления профориентацией? СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИЗВЕСТНОМУ

КОНЦЕПЦИЯ ФИРО ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ помощь в конкретном выборе -сферы профессиональной деятельности, профессии, -образовательной программы содействие становлению субъекта профессионального самоопределения – формировании компетенций осуществлять самостоятельный и ответственный выбор образовательной и профессиональной траектории проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут противостоять манипулятивным воздействиям согласование интересов и потребностей различных возрастно- образовательных и социально-профессиональных групп, экономической сферы и общества в целом (В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др.)

КОМПЛЕКСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАПРЕТ НА МОНОПОДХОД ПРИОРИТЕТ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ПРИ КООРДИНИРУЮЩЕЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА ЕДИНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПЫ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВЫБОР ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ «Профориентация» «Поддержка / сопровождение ПС» Манипулятивное воздействие Повышение степени внутренней свободы «Государственная образовательная услуга» Распределенная система работ Распределенная система работ Государственная поддержка Общественная поддержка Общественная поддержка Целевая программа («внедрение») Система проектов («взращивание») Выбор профессии Развитие компетенций Развитие компетенций

ТЕХНОЛОГИЯ: КТО И КАК ДЕЙСТВУЕТ СУБЪЕКТЫ федеральные, региональные муниципальные органы управления образованием; специализированные государственные и негосударственные организации; образовательные учреждения всех уровней и типов; специалисты в сфере сопровождения профессионального самоопределения; представители экономической сферы (работодатели),представители науки. СУБЪЕКТЫ федеральные, региональные муниципальные органы управления образованием; специализированные государственные и негосударственные организации; образовательные учреждения всех уровней и типов; специалисты в сфере сопровождения профессионального самоопределения; представители экономической сферы (работодатели),представители науки. МЕХАНИЗМЫ разработка и внедрение нормативно- правовых документов; разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный); организация деятельности региональных координаторов; поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня; обмен инновационным опытом (конференции, семинары, стажировочные площадки, интернет-порталы и форумы и т.д.) МЕХАНИЗМЫ разработка и внедрение нормативно- правовых документов; разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный); организация деятельности региональных координаторов; поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня; обмен инновационным опытом (конференции, семинары, стажировочные площадки, интернет-порталы и форумы и т.д.) Формирование профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения

Ключевой вопрос Деятельность в области профориентации «Каждый сам за себя» Системный эффект Удовлетворение текущих потребностей конкретных заказчиков Деятельность по оптимизации системы и среды в целом Деятельность по оптимизации системы и среды в целом ОТ ЭКЗЕМЛЯРИЗМА И МЕХАНИЧЕСКОГО СЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ К ИНТЕГРАЦИИ И СИНЕРГИИ

Внешний эффект обеспечение качества и доступности услуг в области сопровождения профессионального самоопределения для различных групп населения. Внутрисистемный эффект создание и стабильное функционирование общероссийской системы государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления образования, труда и социальной защиты, при участии (механизмы негосударственного партнёрства) специализированных профориентационных организаций, объединений работодателей, различных общественных групп ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Психология: «мануальные способности» (прикладной тип одарённости) Педагогика: «игровая дидактика» (обучение как система проб) Модель «регионального оператора» в системе профориентации (координация взаимодействия между множеством профориентационных практик и множеством образовательных учреждений) Кадры системы (профессиональные стандарт, образовательный стандарт, образовательные программы) «Белые пятна» и дефициты

Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе ПС «Педагогическая деятельность в ПО, ДПО, ДО» ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170 н

ОТФ Преподавание по программам СПО и ДПО Организация и проведение учебно- производственного процесса Преподавание по программам бакалавриата и ДПО Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО и ДПО Проведение практико ориентированных профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программам профессионального обучения Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП Участие в профориентационных мероприятиях со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПП Преподавание по программам бакалавриата, магистратуры и ДПО ТФ ФРАГМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ТФТрудовые действия Умения Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО и ДПО Организация и проведение профориентационных мероприятий со школьниками Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО, ДПО Организация творческой, исследовательской, проектной, конкурсной, олимпиадной и др. видов деятельности обучающихся Участвовать в развитии и планировании профориентационной деятельности образовательной организации Проводить информационные мероприятия, консультировать школьников и их родителей по вопросам востребованности подготовки по профессии (специальности) на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации, условий труда и образа жизни рабочих (специалистов), работающих по профессии (специальности), требований к их профессиональному образованию, личности и т.п. Участвовать в проектировании и реализации программ поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся по программам СПО, в том числе, с привлечением профессионалов высокой квалификации и представителей работодателей Привлекать обучающихся по программам СПО, ДПО к участию в разнообразных формах аудиторной и внеаудиторной работы (включая современные международные и отечественные практики профориентационной и профессионально-развивающей направленности), к общественно-полезному и производительному труду, к активной пробе своих сил в различных сферах деятельности ФРАГМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА