КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Горностаев Александр Октавьевич gornostaev@kipk.ru Образование управленческих кадров: методологический компонент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема становится таковой в силу отсутствия способов перевода ее на уровень задач.
Advertisements

Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
Доклад на заседании методического объединения учителей по теме: «Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающихся как условие педагогической.
Сущность и состав индивидуальной образовательной программы Лебединцев Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
МАОУ СОШ 11 Томск Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. 2. Формирование команды, подразумевающей не столько.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Кириловская Е.П., заведующая МК.
Проект: организация информационно-предметной среды на уроках информатики Автор: Воропаева Маргарита Ивановна, учитель информатики МБОУ Ржаксинской СОШ.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей.
Транксрипт:

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Горностаев Александр Октавьевич Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения

Методологический компонент содержания Организация рефлексии Схематизация Мыслекоммуникация Ядро методологического компонента содержания образования управленческих кадров. Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения

Методологический компонент содержания Схема мыследеятельности (МД) М М-К мД Г.П.Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: 2005, С.776 ПОНИМАНИЕПОНИМАНИЕ РЕФЛЕКСИЯРЕФЛЕКСИЯ Пояс социально-организованного и культурно закрепляемого коллективно-группового мыследействования Пояс полифонической и полипарадигматической мысли коммуникации (выражается и закрепляется в словесных текстах) Пояс чистого мышления (развёртывается в невербальных схемах и т.п.)

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Схема шага развития (работа с представлениями) представления о прошлом состоянии о будущем прошлое будущее преобразование настоящее естественное изменение Г.П.Щедровицкий. Ме и философия орг-упр. Де. Т.5, М.: 2003, С.239

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Сущность программно-организованной деятельности прошлое будущее Id представления изменённые Rd Де : реализованная предстоящая Д Д \ д 1, д 2 … д n мгновения настоящего М.А.Мкртчян По стенограмме лекции. Красноярск, 2003

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Схема акта преобразовательной деятельности знания цели д 1…дк Ор Ср Пр ИсМ Г.П.Щедровицкий. Оргуправленческое мышление. Т.4. М.: 2000, С.36

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Схема оргтехнической системы. Социотехнические связки знания цели д 1 …д к Ор Ср Ю.В.Громыко. Проблемы развития управленческого мышления и деятельности АПН СССР, М.: 1991, С.62 Г.П.Щедровицкий Оргуправленческое мышление Т4. М.:2000, С.36 Сред- ства

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Процессуально-объектная схема управления Г.П.Щедровицкий. Оргуправленческое мышление Т4. М.:2000, С.115 (2) «… управляющая система как бы «захватывает» управляемый объект, он становится её частью. … и само управление возможно только в той мере, в какой управляющая система управляемую «захватила». Но этот захват очень интересный - это захват мыслью». Е И

М.А.Мкртчян По стенограмме лекции. Красноярск, 1992 потребности субъекта, его интересы, нужды и т.д. внешний (для субъекта) заказ, задание, поручение средства субъекта, его умения, возможности и т. д. условия ограничивающие, условия реализации цели, условия препятствующие, то, что необходимо учитывать как данное цель Методологический компонент содержания Схема целеполагания (цель обозначения) Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения

М.А.Мкртчян По стенограмме лекции. Красноярск, 2002 Методологический компонент содержания Схема триединой сущности человека Трактовка введена Г.П. Щедровицким в 1968 году как единство трёх ипостасей: - духовной личности, - социального индивида и - биологического организма Красноярская методологическая школа Мкртчяна М.А. использует в трактовке схемы человека понятия: - в мыслей деятельностном слое «субъект», - в биологическом (материально- вещественном) значении – «индивид», - в социальном смысле – «личность». Б (индивид) Д (личность ) М (субъект ) Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения

В.С.Леднев Содержание образования. М.: Высш.школа, 1989, С.52 Методологический компонент содержания Схема образования Обучение Развитие Воспитание Рис Схема, иллюстрирующая соотношение феноменов обучения, воспитания и развития. Образование в его основном структурном срезе представляет триединый процесс. Обучение в сочетании с другими видами деятельности и при соответствующем подборе форм и методов обучения обеспечивает усвоение опыта личности и на этой основе развитие и воспитание человека, а также в целом передачу предшествующего опыта последующим поколениям. Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения

Методологический компонент содержания Освоение схемы / способа деятельности в образовательной деятельности, организуемой по схеме / осваиваемому способу Целеполагание (цель обозначение)Целеполагание Организация понимания текста (версия 2)Организация понимания текста версия 2 Схематизация (версия 2)Схематизация версия 2 Организация мысли коммуникации Организация рефлексии

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Образовательные программы Образовательные программы с Ме модулями Мониторинг (кодификатор, спецификация)кодификатор спецификация Контроль Контроль: Тестирование Деятельность: семинары ( проблемно-разработческие, рефлексивно-аналитические ) управленческий семинар организационно-деятельностная игра

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Как знание Как способ организации и рефлексии деятельности Как средство управленческой деятельности Как проявляющаяся Как проявляемая Как формируемая Как формирующаяся способность управления аналогия

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Методологический компонент содержания Спасибо за внимание! Горностаев Александр Октавьевич

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Предназначение управленческого семинара – выработка субъектом управленческой деятельности программных представлений о предстоящей деятельности: видение целей, задач предстоящей деятельности, способов и средств её осуществления; осознание предстоящих проблем и трудностей и тех факторов, которые будут способствовать или препятствовать их преодолению; выработка общей управленческой позиции, на основании которой будут приниматься управленческие решения.

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Основной принцип работы управленческого семинара – соответствие предмета мышления и реальной деятельности Предмет мышления - только реальная деятельность: прошедшая ( как предмет анализа и рефлексии ), предстоящая ( как предмет проектирования, программирования Де ) настоящая ( как совершаемое в данный момент действие ).

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Группа администрации постепенно формируется как управленческая команда и в дальнейшем развивается как единый коллективный субъект управленческой деятельности, которому присущи: общее поле сознания, общий язык, общие способы деятельности.

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Группа администрации постепенно формируется как управленческая команда и в дальнейшем развивается как единый коллективный субъект управленческой деятельности и для которого характерно: наличие общих представлений о собственной деятельности ( как целостного субъекта ), разделение труда ( т.е. каждый индивидуальный субъект выполняет свою часть работы, но исходя из имеющихся общих представлений, опираясь и ориентируясь на них ), взаимозаменяемость ( один член команды может заменять при необходимости другого исходя из того, что у них есть полные представления о деятельности всего коллективного субъекта внутришкольного управления ).

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Нормы работы направлены на обеспечение включенности каждого участника в коллективную мыслительную работу. Обсуждаемое содержание фиксируется в виде схем для удерживания общего контекста обсуждения и для обеспечения понимания в обсуждении; В начале работы, а так же по необходимости по ходу работы, выбирается из известных или оформляется в соответствии с целями семинара способ работы как методологическая схема, задающая путь мышления; Каждый участник высказывается по каждому тезису обсуждаемого содержания: вопрос, суждение, противопоставление, продолжение логики сказанного, сопоставление высказанных суждений и т.д.

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар На управленческих семинарах используются схемы: Схемы, как иллюстрация сказанного, помогают графически показать суть сказанного, указать место понимания или непонимания участников коммуникации. Схемы, как средство организации мышления, показывают путь, направленность мышления.

Образование управленческих кадров: методологический компонент содержания, формы, способы и средства его освоения Управленческий семинар Практическая значимость управленческого семинара: Подготовка административно-управленческого решения; Коррекция деятельности, уточнение и конкретизация планов административно-управленческой работы; Управление деятельностью педагога через изменение его представлений; Разработка моделей преобразования деятельности ОУ; Имитационное освоение моделей преобразования деятельности ОУ; Подготовка ОДИ-образных семинаров и педсоветов. вернуться