Магистерская диссертация на тему «Координация субъектов информационно-технологической отрасли» Направление подготовки «Экономика» Магистерская программа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Магистерская диссертация на тему «Координация субъектов информационно-технологической отрасли» Направление подготовки «Экономика» Магистерская программа.
Advertisements

«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Из Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" (Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации.
Свободное Программное Обеспечение в России: гражданское общество, бизнес и власть.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ- ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Руководитель: д.э.н., профессор Гусаров Юрий Валериевич.
Информация о реализации подпрограммы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства» государственной программы Кировской.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ 2013 г. г. Москва. 2 Должно основываться на международных стандартах и рекомендациях в целях обеспечения взаимной интероперабельности.
Транксрипт:

Магистерская диссертация на тему «Координация субъектов информационно-технологической отрасли» Направление подготовки «Экономика» Магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» Выполнил: Галимов Ильяс Амирович, магистрант гр. ЭДМ-2 Научный руководитель: Беглов Дмитрий Николаевич, к.э.н., доцент, начальник научно-организационного отдела

2 Цель и задачи работы Цель: исследование координации субъектов информационно-технологической отрасли Задачи: Исследование сущности понятия «экономическая координация». Обзор развития информационного общества в России. Выделение основных субъектов отрасли «Информационные технологии» и исследование механизмов их координации. Анализ рынка операционных систем с позиций экономики отраслевых рынков.

3 Цель и задачи работы Цель и задачи работы Задачи: Исследование законов распределения статистических показателей развития информационного общества в разрезе субъектов Российской Федерации, построение эконометрических моделей, характеризующих взаимосвязи между различными показателями развития информационного общества. Выявление зависимостей между статистическими показателями развития отрасли «Информационные технологии» и другими статистическими показателями в разрезе субъектов Российской Федерации. Составление рекомендаций по развитию отрасли «Информационные технологии» и в целом информационного общества в Российской Федерации на основе результатов анализа.

4 Актуальность Для модернизации экономики России в 2009 году были определены отрасли, способные дать широкий мультипликативный эффект, а также проекты с отдачей для общества. Информационные технологии входят в перечень из 5-ти приоритетных направлений, наряду с Информационные технологии входят в перечень из 5-ти приоритетных направлений, наряду с энергоэффективностью и энергосбережением; ядерными технологиями; космическими технологиями с уклоном в телекоммуникации; медицинскими технологиями.

5 Новизна Исследование координации субъектов информационно-технологической отрасли. Исследование законов распределения статистических показателей с целью выявления управляемых признаков и признаков имеющих естественное развитие. Количественный (корреляционный и эконометрический) анализ взаимосвязей статистических показателей. Выявление и анализ взаимосвязей с другими отраслями и сферами жизни. Исследование новейших показателей за 2011 и 2012 годы.

6 Объект и предмет исследования Объектами исследования являются информационно-технологическая отрасль, субъекты отрасли, координация субъектов информационно-технологической отрасли, информационное общество, отраслевые рынки, отношения между экономическими субъектами в отрасли. В предмет исследования входят механизмы координации субъектов информационно-технологической отрасли, совокупность статистических данных федеральной службы государственной статистики, операционные системы, стандарты и технологии.

7 Методы исследования Общие: Наблюдение Наблюдение Сравнение Сравнение Анализ Анализ Мысленное моделирование Мысленное моделирование Специфические: Проверка статистических гипотез Проверка статистических гипотез Эконометрическое моделирование Эконометрическое моделирование Анализ ранговых коэффициентов корреляции Спирмена Анализ ранговых коэффициентов корреляции Спирмена Применяется методология системного анализа

8 Теоретические подходы к координации Координация(дословно в переводе с латинского)-совместное управление Координация(дословно в переводе с латинского)-совместное управление Исследования по экономической координации и современных проблемам информационных технологий Пимашкова, Арановича, Беглова и др.Исследования по экономической координации и современных проблемам информационных технологий Пимашкова, Арановича, Беглова и др. Выявлено, что в настоящее время не выработано единого понимания сущности экономической координации, исследований проблемы координации в отрасли информационные технологии не проводилось, в государственных программах уделяется первостепенное внимание проблемам координации

9 Текущее состояние и значение информационных технологий для России В 2009 году отрасль Информационные технологии включена в список приоритетных отраслевых направлений модернизации экономикиВ 2009 году отрасль Информационные технологии включена в список приоритетных отраслевых направлений модернизации экономики Государственная программа "Информационное общество ( годы)". Государственный заказчик – координатор: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.Государственная программа "Информационное общество ( годы)". Государственный заказчик – координатор: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Государственные заказчики: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации «Электронная Россия» федеральная целевая программа, действовавшей в Российской Федерации в годах и направленной на внедрение технологий «электронного правительства».«Электронная Россия» федеральная целевая программа, действовавшей в Российской Федерации в годах и направленной на внедрение технологий «электронного правительства». По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами не функционировали. Первоначально планировалось на реализацию программы 77 млрд. руб., фактически было израсходовано 21 млрд. руб.

10 Основные субъекты отрасли «Информационные технологии» Основные субъекты отрасли: производители аппаратуры (процессоры, оперативная память, видеокарты, материнские платы и т.п.), производители программного обеспечения (операционных систем, СУБД, средств разработки приложений, веб-сайтов, прикладных программ), посредники (магазины, центры по обслуживанию), пользователи (физические лица, фирмы, государство)

11 Механизмы координации Уровень глобальный Координация в рамках государственных программ Координация на основе международных стандартов (стандарт SQL) Координация путём взаимодействия в рамках общественных организаций и консорциумов (например, W3C Уровень бизнес-взаимодействия Координация на основе двусторонних соглашений субъектов Координация на основе франчайзинга (1C и партнёры) Координация с помощью фондов разработки свободного ПО (фонд Apache, Linux Foundation и т.п.) Уровень пользовательский Координация с помощью Интернет-форумов и социальных сетей (общение программистов) Координация субъектов информационно-технологической отрасли не может проводиться без учёта реально действующих взаимосвязей и закономерностей, принятие решений должно носить обоснованный характер

12 Анализ рынка операционных систем с позиций экономики отраслевых рынков «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой» Д. А. Медведев, премьер-министр Российской Федерации

13 Рынок операционных систем Продуктовые границы рынка – все операционные системы Временные границы годы Сегменты рынка: операционные системы для ПК, операционные системы для серверов, операционные системы для мобильных устройств, операционные системы для игровых приставок и другие На рынке ОС для мобильных устройств наблюдается сильный рост Android, Symbian уходит с рынка На рынке операционных систем для веб-серверов лидирует Linux – 63%, Windows имеет всего 30%, на рынке ОС для ПК лидирует Windows – более 90% Пиратство в среднем в мире 50,6%, по России – 56%, наибольший показатель в Армении – 93%, наименьший в США – 20%, взаимозаменяемость операционных систем ограниченная, существуют платные (Windows) и бесплатные системы (Linux, FreeBSD), рынок внебиржевой, ёмкий

14 Рынок операционных систем Производители операционных систем – частные корпорации, а так же сообщества, государственный капитал отсутствует Концентрация очень высока Государственная политика: Евросоюз и США – борьба с монополизмом, Россия – продвижение свободного программного обеспечения в государственный сектор (образование, государственные органы) Высокие барьеры входа на рынок

15 Анализ рынка операционных систем с позиций экономики отраслевых рынков Тенденцией развития операционных систем будет применение инноваций, освоение новых типов аппаратных архитектур. Высокие барьеры входа оказывают большое препятствие входу новых игроков на рынок. В сегменте настольных систем linux – системам пока не удается захватить значительную часть рынка, как это удалось им сделать в сегменте серверов (более 60%).

16 Законы распределения статистических показателей развития информационного общества Показатели развития информационного общества в разрезе субъектов РФ за 2011 год размещены на сайте Росстата Проверена гипотеза о нормальном распределении каждого из 64 показателей по критерию Пирсона с уровнем значимости величин подчиняются нормальному закону распределения, а 36 – не подчиняются Нормальному закону подчиняются в основном показатели, касающиеся сети Интернет, использования криптографии, электронной торговли Нормальному закону не подчиняются в основном показатели, касающиеся инфраструктуры, тарифов, высоких технологий, бюджетных расходов, что свидетельствует о наличии доминирующего фактора определяющего состояние этих показателей, то есть наблюдается отклик или реакция значений обобщенных показателей на меры государственного управления, на координацию. Проанализированы коэффициенты корреляции между нормально- распределёнными показателями, выявлены показатели, не участвующие в корреляционных взаимосвязях (7 штук), относительно которых в связи с этим можно ставить вопрос об их эффективности (например, эффективно ли с точки зрения влияния на информационное общество тратить деньги на обучение гражданских и муниципальных служащих в системе дополнительного профессионального образования по направлению «Информационно-аналитическое»)

17 Эконометрические модели Вид модели Значимость модели Значимость факторов Адекватность модели (выполнение предпосылок МНК) y 4 = 2.08*y *y Наименование Обозначение Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям y4y4 Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения (расчет по данным Минкомсвязи России, на конец года) y2y2 Доля организаций, использовавших беспроводной доступ к Интернету y5y5 Из эконометрической модели следует, что использование средств защиты информации, а значит, и безопасность в информационном обществе будут повышаться по мере роста числа абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения и роста доли организаций, использовавших беспроводной доступ к Интеренту

18 Эконометрические модели Вид модели Значимо сть модели Значи мость факто ров Адекватн ость модели (выполнение предпосы лок МНК) y 1 = 0.237*y *y Наименование Обозна чение Доля организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические инновации y1y1 Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения (расчет по данным Минкомсвязи России, на конец года) y2y2 Уровень цифровизации местной телефонной сети (расчет по данным Минкомсвязи России, на конец года) y3y3 Из модели следует, что доля организаций промышленного производства и сферы услуг, осуществлявших технологические инновации растёт по мере роста числа абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения и уровня цифровизации местной телефонной сети, что определяет мероприятия для повышения инноваций – цифровизацию местной телефонной сети и облегчение доступа в Интернет

19 Эконометрические модели Y 7 - Удельный вес затрат на исследования и разработки, нацеленные на развитие экономики в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки y 6 Доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых заказов (без учета торгов, проведенных главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственных внебюджетных фондов) Вид модели Значимо сть модели Значим ость фактор ов Адекватно сть модели (выполнение предпосы лок МНК) y 7 =0.606*y Из модели следует, что удельный вес затрат на исследования и разработки, нацеленные на развитие экономики в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки прямо пропорционален доле размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых заказов

20 Информационные технологии- прямой путь к инновациям

21 Выявлена и изучена взаимосвязь показателей развития информационного общества с показателями развития других отраслей Исходные данные – показатели развития отраслей (в том числе, ИКТ) Росстата в количестве 36 показателей развития информационного общества и 207 показателей социально-экономического развития РФ т.о. было проанализованы 7452 взаимосвязи. Анализ осуществлялся на основе вычисления попарных коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и проверки их значимости.

22 Результаты оценивания ранговой корреляции Выявлена объективная связь проникновения подвижной радиотелефонной связи на 100 человек населения с телефонной плотностью фиксированной связи, с уровнем занятости населения, с уровнем экономической активности населения, с оснащенностью образовательных учреждений компьютерами, с проникновением доступа к Интернет среди домохозяйств

23 Взаимосвязь показателей развития информационного общества с показателями развития других отраслей В целом для показателей развития информационного общества, выявлены связи с показателями занятости и экономической активности, инвестициями, показателями деятельности средних и малых предприятий, розничной торговли, показателями электроэнергетики, показателями науки, уровнем ВРП, другими показателями развития ИКТ Отсутствуют корреляционные взаимосвязи со всеми показателями развития отраслей, характеризующими рост или прирост (выручки, оборота, выпуска и другими), что свидетельствует о достаточно низкой инновационной составляющей в экономике России. Очевидно, повышение эффективности информационно-технологической отрасли за счет координации будет иметь мультипликативный эффект и приведет к росту эффективности всей экономики в целом

24 Развитие информационно-технологической отрасли и информационного общества Для устойчивого развития информационного общества необходимо развивать опережающими темпами инфраструктуру, техническое оснащение процесса информатизации. Сдерживающий фактор - недостаточный уровень использования электронной подписи. Использование электронных торговых площадок, использование средств защиты информации, доступ к электронным услугам требуют применения электронной подписи Носитель электронной подписи (рутокен) стоит не менее 1100 рублей, ключ – от 2000 рублей Цены на ЭП представляют собой серьёзный барьер для её внедрения, особенно для граждан В Казахстане ЭП выдаётся бесплатно всем желающим (платно только защищённый носитель) Необходимо проведение мероприятий по снижению стоимости носителя и ключа ЭП для населения и мелких фирм (субсидирование, повышение конкуренции на рынке и т.п.)

25 Заключение Цель магистерской диссертации достигнута, все задачи решены Рассмотрены направления дальнейшего развития информационного общества и даны рекомендации, подкреплённые результатами эконометрического моделирования Результаты исследования так же имеют самостоятельное теоретическое значение, т.к. выявлены новые закономерности и взаимосвязи о которых ранее известно не было, определена форма зависимостей Результаты корреляционного и регрессионного анализа могут быть использованы в работе государственных органов в т. ч. при составлении государственных программ, нормативно-правовых актов, а так же всеми участниками отрасли – крупными и мелкими производителями, потребителями, работниками

26 Спасибо за внимание! Выражаю благодарность председателю и членам комиссии, научному руководителю 1 и 2 года обучения, профессорско- преподавательскому составу, участвующим в учебном процессе, всем присутствующим!